Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

к оглавлению # далее

Разгром

Когда в конце 2000 года главный редактор "Коммерсанта" Андрей Васильев под давлением кремлёвской пресс-службы всё-таки принял решение о моей замене в "кремлёвском пуле", ничего, кроме запредельной усталости, я уже не почувствовала. Где-то, на самом краешке моего сознания, журналист твердил, что это - малодушие, что нельзя было газете так сдаваться. Но я настолько измучилась в тот год борьбы за выживание, что эмоций по этому поводу взять было уже неоткуда. Я знала, что сделала не просто по максимуму всё, что от меня зависело, но и гораздо больше, чем было в человеческих силах. Под перекрёстным огнём президентской пресс-службы и кремлёвских чиновников я удерживала этот рубеж в течение целого года. И уже самим этим фактом доказала новому президенту, что всех журналистов в стране так просто купить или прогнуть ему не удастся. Главный редактор объяснил мне своё решение так:

- Я понимаю, что ты с ними говна уже вдоволь наелась за этот год. Но ты пойми и меня - мне, в каком-то смысле, было не легче, чем тебе: я же не только журналист, но ещё и менеджер. Мне же приходится как-то с ними отношения выстраивать. А они ведь после каждой твоей статьи звонили и устраивали скандал, чтобы я отстранил тебя. Я им говорю - "Правильно, что вы там всё из-за неё на ушах стоите, - потому что она классный политический журналист и пишет классные политические тексты!" Короче... Ну не хотят они сейчас никакой вообще политики про себя читать!..

Васильев рассказал, что теперь хочет отправить в "кремлёвский пул" сотрудницу отдела культуры, занимавшуюся телевизионной критикой, Викторию Арутюнову:

- Ты пойми: мне всё-таки хочется, чтобы кто-то там, в "кремлёвском пуле", от "Коммерсанта" был. Вот Вика и будет там выполнять чисто представительские функции: ездить с президентом в поездки, писать оттуда репортажи - как светскую хронику - "Путин сел, Путин встал..." Потому что она не будет там политических тем выискивать, и скандалов не будет...

В журналистской среде у Вики Арутюновой была стойкая репутация "доверенной журналистки министра печати и информации Михаила Лесина", поэтому я не сомневалась, что в Кремле ей действительно обрадуются гораздо больше, чем мне.

Однако, отъездив с президентом несколько месяцев, Вика вообще перешла на чиновничью работу - пресс-секретаря государственного телеканала РТР.

Смешно, но вскоре после моего изгнания из "кремлёвского пула", когда, казалось бы, я стала уже свободным и счастливым человеком, Путин опять чуть было не подпортил мне Пасху. Если в 2000 году, как я уже жаловалась, мне, по путинской милости, пришлось во время Пасхи выслушивать от питерского батюшки, что в его храме "все как один за Путина голосовали", то в 2001 году, как нарочно, именно накануне Пасхи, в ночь Страстной пятницы, Путин затеял силовую операция по смене власти на НТВ. И я должна была безвылазно сидеть всю ночь и следующий день в Останкине, потому что по случайному стечению обстоятельств я оказалась последним журналистом, у которого ещё действовал выписанный Киселёвым пропуск на энтэвэшный этаж. А в субботу вечером пришлось допоздна брать интервью у "изгоев", укрывшихся после разгрома в соседнем здании Останкина. Но зато потом я крикнула заехавшей за мной Ленке Дикун: "Гони!" - и мы как раз, минута в минуту, успели к полуночи на праздничную Всенощную в церковь Воскресения, что в Брюсовом переулке. Я восприняла это без преувеличения как свой личный реванш.

* * *

Сейчас в "кремлёвском пуле" от "Коммерсанта" прикомандирован Андрей Колесников - один из авторов путинской предвыборной книги интервью.

Бедного Андрея мне искренне жалко: ему приходится реанимировать давно забытый в российской журналистике эзопов язык: хвалить так изящно, чтобы догадливые читатели между строк улавливали, что ты ругаешь.

Но на фоне того, что в "кремлёвском пуле" о Путине уже давно пишут как о покойнике: или хорошо, или никак, -"КоммерсантЪ" выглядит просто-таки боевым листком оппозиции. И как меня уже неоднократно уверяли мои приятели из политической тусовки, в Кремле уже принято принципиальное решение отобрать у Березовского и "Коммерсанть".

* * *

У Путина вообще стали все чаще проявляться какие-то странные "фантомные боли". Вернее - "фантомные страхи". Вроде и прессу всю уже давно под корень зачистил - ан нет, после освещения газовой атаки на Дубровке осенью 2002 года даже в карманном НТВ опять примерещилась президенту оппозиция, и главаря диссидентов Йордана тотчас обезвредили. Точно так же Кремль зачем-то сражался с по жизни безнадёжной "Либеральной Россией" Березовского, рейтинг которой был едва отличим от нуля. А потом - ликвидировал беззубый ТВC. Если так пойдет и дальше, то скоро, глядишь, Путин и Добродеева с Эрнстом в карбонарии запишет. А потом и радио на всякий случай опять на "на кнопку" переведёт. Потому что ведь ни с Чечнёй, ни с терактами президент так и не справился. А в любом, даже самом верноподданническом освещении этих тем можно без труда расслышать издевательство над самым святым. В смысле - над президентом. Тем более, если самому президенту, как кровавые мальчики, везде уже мерещатся призраки недоликвидированных им телеканалов.

* * *

В каком-то смысле Путин - это Ельцин сегодня. Потому что большинство ельцинских проблем так и остались нерешёнными. Даже стилистика их пугающе похожа: до боли знакомые забастовки из-за невыплат зарплат - и те возобновились перед прошлым Новым годом, и даже ностальгическая борьба семейного и несемейного клана олигархов за право рулить президентом тоже опять в разгаре. Структурные реформы по-прежнему не проводятся, и страна как висела, так и продолжает висеть на волоске капризной конъюнктуры мировых цен на нефть. Так что "стабильность", наступление которой провозгласил подопечному народу Путин - не более чем вопрос смены терминов: жаль, Брежнев не дожил, чтобы провозгласить наступление "развитого социализма". Потому что если в брежневское время дуриком вырученную сверхприбыль от высоких мировых цен на нефть тратили на поддержку "дружественных" Советскому Союзу режимов в недоразвитых странах, то теперь эти деньги бросают на поддержание иллюзии "народного благосостояния". В смысле, на хотя бы физиологическую страховку от голодных бунтов в своей собственной стране.

Не скрою: для меня будет приятной неожиданностью, если круг не замкнётся и Путин, случись в его царствование обвал цен на нефть и очередной крупномасштабный финансовый кризис в России, не сделает судорожного выбора в пользу военизированной мобилизационной командной экономики - к чему в момент дефолта 1998 года призывали друзья Примакова. В защиту от которого окружение Ельцина, собственно, и придумало Путина. А то уж совсем как-то обидно получится, да?

* * *

Главное, что по большому счёту изменилось в стране с ельцинских пор, - это как раз то, что российскую прессу настойчиво попросили обо всех этих проблемах, и главное - о Чечне и Путине - помолчать. И российская пресса согласилась. А тем, кто не понял, объяснили силой.

Тут вот недавно американский журналист Дэвид Рэмник, наобщавшись с российскими телевизионными начальниками, на полном серьёзе спросил меня:

- А вам не кажется, что они правы: что просто революционное время в России закончилось, и что теперь российским журналистам просто скучно и не о чем писать, потому что никаких теневых интриг в Кремле, вокруг президента в отличие от ельцинских времен теперь уже больше нет?

Формулу о пользе "скучной политики", давно уже придуманную кремлёвскими пиарщиками и активно втираемую в мозги журналистам, трудно было не узнать. Я честно призналась Дэвиду, что, по моим наблюдениям, теневых интриг в Кремле стало сейчас даже куда больше, чем при Ельцине, - просто потому, что теперь писать о них нельзя и автоматически все как одна стали теневыми, ушли в тень. Так что в этом смысле ельцинские интриганы были просто мальчиками - об их теневых проделках кремлёвские журналисты обычно узнавали максимум через пару дней.

* * *

Кстати, ещё один фирменный прием путинской макаренковской педагогики "для тех, кто не понял" - это институт "заложничества". Я имею в виду Глушкова и Титова, о сути "уголовной" вины которых никто в политичекой тусовке ни секунды не сомневался: уголовная статья первого называется "друг Березовского", а второго - "друг Гусинского". Шантаж обоих высланных из страны оппозиционных медиа-магнатов Березовского и Гусинского частично удался - Березовский, например, уверял, что на его решение отдать государству свои акции ОРТ повлияло именно обещание Кремля освободить больного Глушкова. Впрочем, это обещание оказалось как раз из серии тех, которых три года ждут. А вот Титова за несколько месяцев до публикации моей книги выпустили - по слухам, в результате каких-то кулуарных договоренностей между Кремлём и Гусинским об условной политической лояльности бывшего оппозиционного олигарха.

* * *

Последние реляции о судьбе "кремлёвского пула", пробившиеся ко мне, на волю, сквозь толстые кремлёвские стены, словно морзянка, тоже были не менее драматичны, чем SOS с уже затонувшего корабля. Одна моя бывшая подружка, говорят, пребывает в полной уверенности, что управляет государством, - только из-за того, что пару раз давала Владимиру Владимировичу личные советы по его причёске (стричься, как уверяют высокопоставленные кремлёвские источники, она советовала президенту под его же собственного пресс-секретаря Громова). Другая бывшая коллега ходила на закрытые президентские брифинги не иначе, как доведя искусственный загар до негритянской стадии и испещрив все имеющиеся на руках пальцы бриллиантовыми кольцами - чем заработала быстро разлетевшийся по всей политической Москве восторженный комментарий Путина: "Какой загар! Какие брюлики!"

Этот президентский афоризм в кулуарном хит-параде на время побил даже любимую идиому Путина: "Хватит сопли жевать!" - которой он баловал новую "элиту журналистики" во время аппетитных групповых обедов.

* * *

Расшифровки слабеющей морзянки из "застенка" уверяют меня также (сразу говорю: предпочитаю не верить), что президентские фрейлины между собой уже почти дерутся от ревности. И как только одной удается на миг приблизиться к Главному Телу Страны на миллиметр ближе другой, как ее неудачливая соперница начинает бегать по всей тусовке и распускать про конкурентку слухи адюльтерного характера.

А в какой-то момент статс-дамы и придворные кавалеры из числа бывших журналистов, сопровождавших президента в поездках, еще и ввели для себя в редакциях настоящий институт рабов: сами они иногда выезжали за границу только для того, чтобы интимно поужинать с президентом, а писать статьи из этих командировок заставляли специально взятых для этого молодых корреспондентов.

* * *

В конце 2002 года, во время поездки Путина по маршруту "Пекин-Дели-Бишкек", новые порядки в "кремлёвском пуле" потрясли даже видавших виды правительственных чиновников. Дело в том, что в Бишкеке так называемый передовой президентский самолет (на котором летели журналисты и чиновники), якобы заправили некачественным керосином. И уже по дороге домой пилотам пришлось совершить вынужденную посадку. И как только шасси самолета коснулись земли, посреди салона встала новая руководительница путинской пресс-службы Наталья Тимакова (прежде - одна из самых толковых и острых кремлёвских репортёров) и громко предупредила прессу: "Господа журналисты! У вас есть, конечно, право написать об этой аварийной посадке. Но у нас есть право не аккредитовать вас тогда в следующую поездку с президентом".

Обитатели Белого дома на Краснопресненской набережной долго ещё потом с выпученными глазами переспрашивали у кремлёвских журналистов, "давно ли у вас так?".

* * *

Так что угадайте: из скольких букв (из двух или из трёх?) я дала бы ответ на вопрос в кремлёвском кроссворде: "Жалею ли я, что лишена теперь счастья работать в "кремлёвском пуле"?"

А насчет скуки, воцарившейся в стране, кремлёвские идеологи, пожалуй, даже правы: в том смысле, что чувства юмора у этих ребят, кажется, совсем уже не осталось.

Одно меня удивляет, когда я думаю о Путине: ну неужели этому парню действительно не хочется, чтобы его президентство запомнилось хоть чем-нибудь, кроме этой паскудной скуки и безнадёги? Хоть чем-нибудь, кроме расправы над журналистами, возобновлением в стране репрессий, политических убийств и политэмиграции?

Вот ведь прошлый век недавно кончился - и как на ладони видно, что надуть историю нельзя - можно надуть только современников. Да и то ненадолго. И уже всего через одно поколение про каждого Великого Диктатора все знают, что он всего лишь навсего диктатор, про каждого Великого Убийцу, - что он всего лишь навсего убийца, и про каждое Великое Ничтожество, - что он всего лишь навсего ничтожество.

Иногда уж даже с тоски думаешь, ну заткнул ты всем рты - ну ладно, фиг с тобой! Ну так воспользуйся же этим - сделай тогда хоть что-нибудь великое в экономике! Ведь Дедушка Ельцин, бедный, боялся доводить до конца непопулярные реформы - именно потому, что про него сразу гадости писали и рейтинг падал! Но у тебя-то теперь руки развязаны! Почему ж ты-то ничего не делаешь? Слишком занят затыканием ртов? Да, это дело - хлопотное, понимаю, на него действительно можно всю жизнь положить, прецеденты в истории были.

Ну неужели тебе не хочется войти в историю, сделав хоть что-нибудь прекрасное? Дедушка Ельцин свою прекрасную миссию хотя бы отчасти выполнил: дал стране вздохнуть свободно. Низкий ему поклон за это. А ты смог только опять кислород перекрыть. Ну зачем? Ну ради чего? Ради того, чтоб в теленовостях мы опять видели то, что едва успели позабыть наши родители: "И это всё о нем, и немного о погоде", - а потом: "Стройными рядами партийные массы приветствуют..."?

Ради чего конкретно?

Не отвечает Русь...

к оглавлению # далее

 

Другие материалы раздела:
Оглавление
📁 Мутантша Трегубова =>
Предисловие
1. Как меня вербовал Путин
2. Кремль с черного хода
2.1. Как я перешла Стикс
2.2. "Сам ты передаст!"
2.3. Опасные связи
2.4. Хорошая квартира
2.5. Турфирма "Президент и Ко"
3. Ельцин, живой и мертвый
3.1. Стокгольмский кошмар
3.2. Лучше бы пил и курил
3.3. Протоколы близнецов
4. Под знаком "Связьинвеста"
4.1. Аргентина - Ямайка
4.2. "Ну всё, ребята, вам п...ц!"
4.3. Kinder Surprise
5. Отцы и дети дефолта
5.1. Как я стала "антисемитом"
5.2. Кострома, mon amour!
5.3. Я уволила из Шабдурасулова
6. Дедушка старый, ему...
6.1. Юмашевская совесть
6.2. Ястржембский пишет имя
6.3. Кремлёвский полтергейст
7. Сумерки Кремля
7.1. Ельцин и мой дефолт
7.2. Ошибка природы
7.3. "Уё...ть отсюда! И поскорее!"
7.4. Разворот над океаном
8. Мой "друг" Володя Путин
8.1. Мальчишка с понтами
8.2. Папа ставит на фаворита
8.3. Верните Феликса
8.4. Путин кормил меня суши
9. Реанимация
9.1. Волошин починяет примус
9.2. Этикет мадам Степашиной
9.3. Лужкова преследовало имя
9.4. Под крышей "Системы"
9.5. Берёза "ПасаранЪ!"
9.6. Рома выбрал классное место
9.7. Лёгкий путинг
9.8. Он не был на Босфоре
10. Тень Победы
10.1. Ночь со Стальевичем
10.2. Валя потряс дом Нирнзее
10.3. Большой приём у Воланда
B1. Жидовка Трегубова
11. Легкая невыносимость бытия
11.1. Начало цензуры в Кремле
11.2. Спасти рядового Бабицкого
11.3. Выборы под Zемфиру
11.4. Кремлевская пресс-хата
11.5. Путин испортил мне Пасху
11.6. Приходько с приборчиком
11.7. Тяжёлая шапка Чубайса
11.8. "Весёленькие" похороны
11.9. "Пролетая над Таити..."
12. Кремлевская шизофрения
12.1. Источник с бородой
12.2. Дарёному Гусю в зубы...
12.3. Защита Путина
12.5. Гражданин кантона Ури
Динамо-машина им. БАБа
12.6. "Его посадили..."
12.7. Who is Vespucci?
12.8. Их ответ Чемберлену
12.9. Разгром
B2. Когда был Лесин маленьким
13. Метаморфозы
13.1. Мои друзья как они есть
13.2. С диггерским приветом!

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru