Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

к оглавлению # далее

"Ну всё, ребята, вам п...ц!"

Если даже нас, почти сторонних наблюдателей - журналистов, от ядовитого связьинвестовского дурмана так колбасило, то уж у олигархов и младореформаторов крышу и подавно снесло начисто.

Вот как вспоминал последние "предвоенные" дни заслуженный ветеран связьинвестовских сражений Борис Немцов:

- В июле Чубайс уехал с женой Машей в Париж. Перед этим мы с ним уже твёрдо договорились: аукцион по "Связьинвесту" будем проводить по закону. И вдруг Толик среди ночи звонит мне из Франции и говорит: "Слушай, Борь, а может, всё-таки нужно по совести, а не по закону? А то меня тут Берёза с Гусём достали уже совсем…

Призыв делить госимущество "не по закону, а по совести", действительно, был очень популярен в тот момент в тандеме Березовского-Гусинского.

Вот как объяснял мне тогдашнюю диспозицию один из приближенных Бориса Абрамовича:

- Понимаешь, у Гуся тогда объективно мало собственности было. А Потанин уже много набрал. Вот БАБ и предлагал Чубайсу разные альтернативные варианты, если Потан откажется от участия в конкурсе...

В общем, "социализм с олигархическим лицом".

* * *

Продолжение знаменитого ночного разговора с Чубайсом, звонившим из Парижа, Немцов описывал мне так:

- Я ему говорю: "Толя! Ни в коем случае! Если ты пойдёшь с Гусем и с Березой на сделку, я немедленно подаю в отставку! Если хотят получить "Связьинвест" - пусть платят на аукционе реальные бабки! Нам зарплаты уже стране платить нечем, бюджет пустой!"

* * *

25 июля аукцион по "Связьинвесту" состоялся. А сразу после подведения его результатов, когда стало известно, что победил международный консорциум Mustcom (с участием потанинского "Онэксим-банка" и фонда Джорджа Сороса Quantum), состоялся другой исторический телефонный разговор - только уже Березовского с Немцовым.

- Берёза позвонил мне и в ярости, сказал только одну фразу: "Ну всё, ребята! Вам п...ц теперь!" - вспоминает Немцов. - Я тут же перезвонил Чубайсу: "Толь, тебе Березовский, случайно, сейчас не звонил?" - "Звонил..." - "Ну и что сказал?" - "Сказал, что нам - п...ц".

* * *

Следующим эпическим шагом в развязке кровавой информационной войны был обед Чубайса и Немцова на даче у Вали Юмашева.

- Там у него сидела ещё Таня, - рассказывает Немцов. - Мы приехали, потому что ждали, что Валя нам хоть что-то скажет обо всей этой ситуации. Но он нам ничего не сказал. И это было хуже всего. Атмосфера там у них, надо сказать, была гнетущая. Валя с Таней молча сидели и злобно ели шашлыки. Которые готовил и подавал им какой-то мальчишка, которого я тогда и не знал. Я думал - это повар. Но потом мне сказали, что это - Роман Абрамович...

* * *

Так началась Великая Олигархиада. Глава кремлёвской администрации Юмашев, который до того считался главным посредником между всеми олигархами, теперь, как свидетельствовали все мои кремлёвские источники, превратился уже в откровенного проводника воли лишь одной из конкурирующих финансово-промышленных группировок - своего давнего покровителя Бориса Березовского. При больном президенте, с учётом тесной дружбы Юмашева с ельцинской дочкой Татьяной, манипулировать ситуацией было не слишком трудно. А уж при том что у Березовского и Гусинского в тот момент были в руках два крупнейших телеканала страны - ОРТ и НТВ, - и подавно.

- Механизм у них безотказный, - объяснял мне тогдашний теневой кремлёвский пиарщик Алексей Волин. - "Дружественному" телеканалу ОРТ, допустим, заказывается какая-нибудь передача про то, какой Чубайс злобный кровопийца и взяточник, и как его ненавидит народ, и как он вредит всенародной любви к президенту. А потом Таня в нужный момент включает папе телевизор, и всё...

* * *

Вопрос влияния на слабеющего, заключенного в информационный вакуум президента, всё больше становился вопросом физического доступа к его телу. Младореформаторы, в свою очередь, тоже не упускали возможности этим воспользоваться. В один прекрасный момент, дорвавшись до главного Уха страны, им удалось добиться отставки своего врага Березовского с поста заместителя секретаря Совета Безопасности.

Публичный ответ Юмашева конкурентам был тоже за гранью всяких приличий: в тот день на ленте информационного агентства РИА "Новости", со ссылкой на ПРЕСС-СЛУЖБУ ПРЕЗИДЕНТА, появилось сообщение о том, что отставки Березовского добились Чубайс и Немцов.

Таким образом, Валя, по сути, не стесняясь, водрузил на Кремлевскую башню флаг Березовского и объявил администрацию президента военным фортом своего друга-олигарха.

Когда же я зашла в день отставки БАБа на Старую площадь в Управление президента по связям с общественностью, Волин мрачно сообщил:

- Всё. Вот теперь Чубайсу, похоже, действительно п...ц. В ближайшее время нужно ждать ответного удара со стороны Гусика и Босика по младореформаторам. И мало им, думаю, не покажется...

Через несколько дней грянул скандал с "Делом писателей". И мало "писателям", действительно, не показалось! Чубайса обвинили в получении завышенных гонораров книгу "История приватизации в России". (Если мне не изменяет память, речь шла о 90 тысяч долларов. Чубайсовский пресс-секретарь потом оправдывался в кулуарах, что "Рыжего подставили". А подстава заключалась-де в том, что счета его, по его личной глупости, оказались в "Мост"-банке, у Гусинского).

В ходе операции Березовского и Юмашева, получившей в журналистской тусовке крылатое название "Разгон Союза писателей", своих постов лишились чубайсовские "соавторы" Петр Мостовой, Альфред Кох, Максим Бойко и Александр Казаков. А чуть позже, в момент замены Черномырдина на Кириенко, Чубайс тоже как-то случайно потерялся где-то по дороге из одного правительства в другое.

Так что за свою "голову" Березовский тогда заставил противников отплатить чуть ли не вдесятеро.

Иногда взаимная личная месть героев "первой олигархической" доходила до смешного. А именно - до идеологии. Осенью 1997 года во время поездки президента в Нижний Новгород (той самой, где Ельцин пожаловался, что друзья "запрещают ему говорить "про это"" - в смысле, про то, будет ли он баллотироваться на следующий президентский срок), как заранее поспешили объявить журналистам Немцов и Чубайс, глава государства должен был сделать "судьбоносное" заявление. Пиарщики со Старой площади немедленно разъяснили кремлёвским журналистам, что Ельцин намерен объявить "новую национальную идею", которая, наконец-то, выработана в недрах Кремлёвской администрации. Строй, при котором мы живём, должен был быть впервые официально назван - "капитализм", а светлое будущее, к построению которого президент должен был предложить народу стремиться, в документе обозначалось как "народный капитализм". Основные тезисы "национальной идеи" заключались в "уходе от криминального чиновничьего капитализма и построении капитализма с равными возможностями для всех". И в довершение, планировалось, что президент прямо выскажется в поддержку продолжения "открытых аукционов с равными возможностями".

Не удивительно, что в тот момент все эти тезисы были расценены ближайшим ельцинским окружением как опасные происки вражеского клана Чубайса. Поэтому "судьбоносное" выступление президента тоже как-то случайно затерялось где-то в недрах юмашевского письменного стола, и страна, сама того не подозревая, так и осталась без капиталистической "национальной идеи".

Кстати, во время путешествия с Дедушкой в Нижний Новгород я, замаскировавшись под секретаршу-стенографистку, проникла на закрытое совещание президента с губернаторами из ассоциации "Большая Волга" и услышала, как Ельцин с явным удовольствием обкатывал на регионалах те самые тезисы "капитализма с равными возможностями".

* * *

А в начале 1998 года по редакции "Русского Телеграфа" молниеносно распространился "слив" от нашего инвестора Потанина: в Давосе, во время Всемирного экономического форума, Борис Березовский при поддержке нефтяных олигархов и нескольких оппозиционных политиков сколотил пакт в поддержку замены Ельцина на Черномырдина. "Поняв, что с Ельциным, даже с больным, к которому нет-нет, да и прорываются конкуренты по бизнесу, каши все-таки не сваришь, БАБ решил его менять" - такая трактовка звучала тогда в политической тусовке.

Трудно было сразу судить, является ли этот "слив" лишь ответным ударом Потанина в информационной войне. Но через несколько дней и сам Березовский фактически подтвердил это, выступив в интервью "Аргументам и Фактам" с провозглашением Черномырдина "единственным приемлемым кандидатом" в президенты.

А еще через несколько дней тогдашний глава правительственного департамента информации Игорь Шабдурасулов (имевший репутацию человека БАБа) радостно сообщил мне, что отныне премьер Черномырдин намерен еженедельно выступать перед гражданами России с телеобращениями. До того момента выступать с еженедельными обращениями к гражданам (да и то - по радио, а не по телевидению, чтобы лишний раз не демонстрировать плачевное состояние своего здоровья) мог позволить себе только один человек в стране - президент.

При живом себе Ельцин такой конкуренции долго терпеть не стал. И давосская мина замедленного действия, заложенная Березовским, как он думал, под "устаревшего" Дедушку, на самом деле начала оттикивать обратный счет для премьера Черномырдина. А заодно - и для всей политической системы, выстроенной Ельциным.

Здесь надо отдать должное провидческому дару Березовского. Его прогноз: "Ну всё, ребята, вам п...ц теперь!", - который он в момент "Связьинвеста" дал Немцову с Чубайсом, вскоре сбылся даже в гораздо больших масштабах, чем предполагал сам олигарх. Не миновав заодно и его самого.

к оглавлению # далее

 

Другие материалы раздела:
Оглавление
📁 Мутантша Трегубова =>
Предисловие
1. Как меня вербовал Путин
2. Кремль с черного хода
2.1. Как я перешла Стикс
2.2. "Сам ты передаст!"
2.3. Опасные связи
2.4. Хорошая квартира
2.5. Турфирма "Президент и Ко"
3. Ельцин, живой и мертвый
3.1. Стокгольмский кошмар
3.2. Лучше бы пил и курил
3.3. Протоколы близнецов
4. Под знаком "Связьинвеста"
4.1. Аргентина - Ямайка
4.2. "Ну всё, ребята, вам п...ц!"
4.3. Kinder Surprise
5. Отцы и дети дефолта
5.1. Как я стала "антисемитом"
5.2. Кострома, mon amour!
5.3. Я уволила из Шабдурасулова
6. Дедушка старый, ему...
6.1. Юмашевская совесть
6.2. Ястржембский пишет имя
6.3. Кремлёвский полтергейст
7. Сумерки Кремля
7.1. Ельцин и мой дефолт
7.2. Ошибка природы
7.3. "Уё...ть отсюда! И поскорее!"
7.4. Разворот над океаном
8. Мой "друг" Володя Путин
8.1. Мальчишка с понтами
8.2. Папа ставит на фаворита
8.3. Верните Феликса
8.4. Путин кормил меня суши
9. Реанимация
9.1. Волошин починяет примус
9.2. Этикет мадам Степашиной
9.3. Лужкова преследовало имя
9.4. Под крышей "Системы"
9.5. Берёза "ПасаранЪ!"
9.6. Рома выбрал классное место
9.7. Лёгкий путинг
9.8. Он не был на Босфоре
10. Тень Победы
10.1. Ночь со Стальевичем
10.2. Валя потряс дом Нирнзее
10.3. Большой приём у Воланда
B1. Жидовка Трегубова
11. Легкая невыносимость бытия
11.1. Начало цензуры в Кремле
11.2. Спасти рядового Бабицкого
11.3. Выборы под Zемфиру
11.4. Кремлевская пресс-хата
11.5. Путин испортил мне Пасху
11.6. Приходько с приборчиком
11.7. Тяжёлая шапка Чубайса
11.8. "Весёленькие" похороны
11.9. "Пролетая над Таити..."
12. Кремлевская шизофрения
12.1. Источник с бородой
12.2. Дарёному Гусю в зубы...
12.3. Защита Путина
12.5. Гражданин кантона Ури
Динамо-машина им. БАБа
12.6. "Его посадили..."
12.7. Who is Vespucci?
12.8. Их ответ Чемберлену
12.9. Разгром
B2. Когда был Лесин маленьким
13. Метаморфозы
13.1. Мои друзья как они есть
13.2. С диггерским приветом!

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru