Оригинал
этого материала
©
solomin,
18.03.2008, Фото: cnews.ru
Итоги года Россвязьохранкультуры
От действий Бориса Боярскова затрещали по швам сразу несколько отраслей
Сергей Оловянный
![]() |
Глава Россвязьохранкультуры Борис Боярсков |
На прошлой неделе Федеральная служба по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
(Россвязьохранкультура) справила юбилей: год с момента создания.
Отмечать-то собрались, да было нечего.
Надзор за СМИ, интернет-провайдерами и обычными сайтами, компаниями
связи, выдача лицензий и радиочастот, защита авторских прав, охрана
культурного наследия (в основном, дорогих особняков в центре Москвы)…
Еще какое-то время назад казалось, что столь разношерстные сферы подпали
под единую систему контроля из-за чьей-то злой шутки. Борис Боярсков,
доказывая, что все случилось всерьез, супил брови то на представителей
рынка связи, то на деятелей культуры вроде пожилых артистов, то на
журналистов – чем вызывал изрядное смятение в их рядах.
Спустя год ощущения у всех пострадавших от деятельности Бориса
Антоновича куда проще: когда же лопнет этот мыльный пузырь?
Ни одна из проблем, которые стояли перед суперведомством, не решена.
Проблема 1: порядок в собственном доме
У Россвязьохранкультуры были большие задачи. (Между нами, из серьезных
политических только лишь одна: контроль СМИ в предвыборный период, а все
остальное – попутное, приятный пустяк, но, тем не менее…) Переписать все
федеральные объекты (в т.ч. недвижимые) культурного наследия и управлять
ими. Создать прозрачную систему выдачи лицензий СМИ и компаниям связи.
Наладить работу государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) –
высвободить для нужд бизнеса радиочастотный спектр. Запустить программу
развития цифрового телевидения. Да какую еще уйму государственных дел
наворотить!
За такие грядущие подвиги не то что на пост вице-премьера взойти - до
самого первого заместителя председателя правительства дорасти можно…
Борис Антонович никогда и не скрывал, что ему было бы приятно получить и
более глобальные поручения от партии и правительства.
Но для организации большой структуры необходимы усилия. Нужно
эффективное управление. Нужны способности, наконец. Год прошел – но в
каком состоянии пребывает подведомственное хозяйство Бориса Боярскова?
Согласно постановлению Правительства РФ от 6 июня 2007 г. №354
Россвязьохранкультура должна была «внести в 3-месячный срок в
Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о
приведении актов Правительства Российской Федерации, касающихся контроля
и надзора в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций,
информационных технологий, связи и охраны культурного наследия,
авторского права и смежных прав, а также организации деятельности
радиочастотной службы в соответствие с Указом Президента РФ от 12 марта
2007 г. №320». То есть, в соответствие с тем самым указом, который и
породил монстра РСОК.
Лето проходит, а правового регламента деятельности Россвязьохранкультуры
– как ни бывало. В ведомстве по истечении лета не работают ни юристы
(хотя к тому времени против РСОК уже были возбуждены дела), ни
бухгалтерия, и даже телефоны – неделями. В секретариате накапливаются
заявки на выдачу различных лицензий и разрешений… Цыплят считают к
осени, когда уже сменяется правительство Михаила Фрадкова. Новому
премьеру Виктору Зубкову приходится продлевать срок на организацию,
отведя ведомству время на устранение недочетов к 1 декабря.
Осень 2007-го прошла, вот уже весна 2008-го настала – и новые
промежуточные итоги подводить уже приходится новому высокопоставленному
правительственному чиновнику. Вице-премьер Сергей Нарышкин – прямо на
юбилейном совещании в Россвязьохранкультуре! – удивляется: «Организация
деятельности в условиях объединения надзорных и контрольных функций в
области культуры и связи потребовала от службы разработки и
представления в правительство большого количества проектов и
нормативно-правовых актов, как это было определено указом Президента от
12 марта 2007 года и постановлением Правительства от 6 июня 2007 года.
Трехмесячный срок, установленный правительством для подготовки этих
актов, давно истек, а подготовлена только их небольшая часть». И ладно,
если речь идет о каких-то новых функциях, с которыми, кто знает, бывает,
и за год не управиться. Но первое, что вспомнил Нарышкин, касается
основного профиля работы надзорной службы: «Хочу напомнить о
необходимости скорейшего внесения в правительство проекта положения о
едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры народов Российской Федерации)».
«Не думаю, чтобы этот вопрос был решен в течение ближайших нескольких
месяцев», – смело парировал Борис Боярсков.
В чем же причина столь вызывающего безделья?
Борис Антонович может сослаться, конечно, на зловредных ветеранов
актерской гильдии, которые уперлись в свой Дом актера и не отдают его в
пользование службе. Ну не работается Россвязьохранкультуре в иных
офисах. Вот, например, все лето переезжали в новое помещение – а и в нем
не работается! Где еще, понимаешь, такую ауру, как в Доме актера, найти
творческим чиновным людям.
Здание на Арбате в соответствии с указом Президента России от 27 июня
1996 года было передано в безвозмездное пользование Дому актера до 2045
года. Но 28 декабря 2007-го туда пришел представитель
Россвязьохранкультуры и предъявил документы на оперативное управление
домом.
К слову, тягу к перемене мест охранкультурных кабинетных работников
посмели скомпрометировать те, кому по праву принадлежит Дом актера.
Людмила Максакова назвала действия Россвязьохранкультуры актом
варварства и вандализма. Владимир Зельдин даже посмел сравнить оборону
актерами своего дома с обороной Отечества и Москвы в годы войны.
Владимир Этуш и Юрий Соломин, как люди более ответственные, просто
констатировали незаконность рейдерского отъема.
В январе в ситуацию с Домом актера вмешался Кремль. Но и на сегодняшний
день, как заявила на очередной пресс-конференции директор Дома актера
Маргарита Эскина, Россвязьохранкультура продолжает уже через суд
претендовать на здание, а актеры вновь грозят выйти на баррикады.
Глава Россвязьохранкультуры может, конечно, списать
все
на козни врагов, которых разыскивает, как говорят, аж через частные
сыскные агентства.
Дело-то, конечно, в другом. Ну не тянет сивка свою бурку!
До сих пор Борис Антонович Боярсков руководил лишь малыми «питерскими»
формами. После работы у станка на ленинградском машиностроительном
заводе «Красный Октябрь» и «в спецслужбах» (как не без зазнайства
указано в официальной биографии), ему доверяли – по порядку – должность
зампреда Куйбышевского райсовета народных депутатов в северной столице,
управляющего филиалом банка «Империал», заместителя управляющего банка
«Еврофинанс», вице-президента этого же банка по инвестиционным
программам. И уж затем начал восхождение по федеральной административной
лестнице с поста и.о. директора департамента лицензионной работы
Министерства культуры, перебравшись оттуда на пост главы
Россвязьнадзора. А еще и МВА, кстати, получил, во как…
И вот вместо того, чтобы набираться государственного масштаба,
координируя свою деятельность с более опытными коллегами по
административным вертикалям, Борис Антонович вдруг
развил такую бурную деятельность, что затрещали по швам сразу несколько
отраслей.
Проблема 2: развитие цифрового телевидения
Сразу после появления Россвязьохранкультуры глава Минсвязи Леонид Рейман
пояснил суть нового административного явления: «Основной целью нового
органа будет систематизация вопросов по выдаче лицензий на цифровое
телевещание и радиовещание».
Ныне Рейман просто-таки в неудобном положении находится.
С программой развития цифрового ТВ в России вышла история, на которую
пресса почему-то не обращает должного внимания. Согласно последним
заявлениям Бориса Боярскова, который не раз пиарился как отец родной
будущего отечественного телевещания, никакой ТВ-цифры в обозримом
будущем не будет.
Как же так, скажете вы, ладно Рейман, но Медведев Дмитрий Анатольевич,
избранный Президент, который как раз и поручил Правительству в
кратчайшие сроки создать правовую и технологическую базу для картинки
высокой четкости? Чуть ли не новый нацпроект развернул. Целевая
программа называется.
Не-а, не будет вам никакой «цифры».
Согласно последнему тезису Бориса Боярскова, «целевая программа по
развитию цифрового вещания в этом (2008-м) году принята не будет».
Основная причина торможения принятия федеральной целевой программы
заключается в том, что «нужно сформировать частотно-территориальный
план, определить перечень частот, которые будут использованы во всех
субъектах федерации телерадиовещателями. Процедура это сложная, так как
требует проведения конверсионных мероприятий в ряде областей. Кроме
того, – цитирует главу Россвязьохранкультуры «Газета», – профильные
ведомства так до сих пор и не решили, какие из телекомпаний войдут в
обязательный бесплатный пакет телевещания для всех граждан».
Типичный прием – с больной головы на здоровую. Вот кто оказывается
виноват – профильные ведомства. Минобороны не может решить, что
рекомендовать в бесплатный пул – канал 2х2 или «Звезду»? Или речь о том,
что Министерство печати не может вспомнить точно, кто входит в список
каналов с государственным капиталом? Нет, говорите, такого министерства?
А кто же тогда занимается госрегулированием в области СМИ? Сам Боярсков?
Вот ведь как запутал товарищ…
Действительно запутал. Основная загвоздка раздачи частот под цифровое
вещание заключается в том, что Россвязьохранкультура не может
разобраться с правовой базой, регулирующей частотный спектр.
Согласовать, например, порядок выдачи частот с Министерством обороны.
Государственный радиочастотный центр, которым управляет
Россвязьохранкультура, выдает лицензии компаниям без согласования с
военными. В результате единственным прорывным способом расчистки спектра
по Боярскову стал отъем существующих лицензий у телекомпаний.
Ведомство ввело запрет кабельным вещателям работать без лицензий,
полученных в порядке, который Правительство РФ установило еще в 2005
году. Согласно этому порядку, вещатель должен получить лицензию на
каждый транслируемый в сети канал. Сделать это в принципе невозможно,
потому что другое постановление Правительства запрещает иметь одному
лицу более двух вещательных лицензий. Но чиновников
Россвязьохранкультуры такая правовая коллизия не смущает, и решать они
ее не спешат. Кто не согласен – лишается лицензии. В конце прошлого года
прокуратура Санкт-Петербурга – с подачи Россвязьохранкультуры –
«занялась» операторами, транслирующими нелицензированные каналы.
За телевизионщиков, ради которых, казалось бы, и создается целевая
программа, вступаются профессионалы. Президент Национальной ассоциации
телерадиовещателей Эдуард Сагалаев попросил Бориса Боярскова не
принимать репрессивных мер в отношении вещателей: «Если мы посмотрим
всех кабельщиков, которые вещают в этой стране, мы увидим, что половина
или больше ожидают санкции или находятся под угрозой проверок».
Боярсков остался глух к мольбам. Но штука в том, что репрессии неизбежно
привели к торможению развития отрасли. А ответственное ведомство с
легкой душой все сваливает на оппонентов из других ведомств.
Проблема 3: развитие связи
С первого своего важного мероприятия – конкурсов на распределение частот
GSM – Борис Боярсков стал демонстрировать всем, кто в доме хозяин. После
первого конкурса, результаты которого его по каким-то причинам не
устроили, он отменил конкурсы в остальных регионах.
То, как Боярсков отменил конкурсы, не шло ни в какие ворота. Сразу после
подсчета голосов на дальневосточных конкурсах глава
Россвязьохранкультуры распустил конкурсную комиссию. Затем он издал
приказ о переносе очередных конкурсов и одновременно распорядился
разработать новые критерии оценки.
Приказ нарушил положение Правительства о порядке проведения частотных
тендеров. Борис Боярсков не имел права менять приказы Россвязи, в
которых были прописаны сроки проведения конкурсов и критерии оценок по
заявкам претендентов на частоты. Фактически приказ Боярскова означал
объявление войны старому регулятору.
Налицо полное отсутствие профессионализма. Получив в августе от
Правительства разнос и распоряжение вернуть ситуацию с конкурсами в
прежнее русло, Боярсков сделал вид, что ничего страшного не случилось.
Он отменил приказы «о переносе», издал приказы «об отмене» и назначил
новые конкурсы.
В результате сейчас рынок перессорился. Компании подозревают друг друга
в заговорах. Вложения в развитие сети заморожены – никто не хочет
рисковать своими средствами в ситуации нестабильности.
На это, кстати, тоже обратил внимание на прошлонедельном совещании в
Россвязьохранкультуре Сергей Нарышкин: «Особо хотел бы остановиться на
такой чувствительной для участников рынка телекоммуникаций сфере, как
организация и проведение конкурсов на право получения лицензий, в том
числе – на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи. С конца лета
2007 года Правительству Российской Федерации неоднократно приходилось
рассматривать обращения различных компаний и организаций по поводу
ситуации вокруг проведения этих конкурсов. В ряде СМИ даже возникла тема
нарушения конкурентных условий и потворства монополистам со стороны
основного регулятора в отрасли, которым, как известно, является ваша
служба. Очевидно, что действия Россвязьохранкультуры, связанные, в том
числе, с переносом сроков проведения этих конкурсов, изменением критерии
оценки участников, имеют общественный резонанс. В этой связи хочу
обратить внимание руководства Россвязьохранкультуры на необходимость
неукоснительного соблюдения требования российского законодательства».
В состоянии неправового хаоса, в которое Борис Боярсков вверг рынок
лицензий, проще решать личные проблемы чиновников. Непрозрачность –
почва для коррупции. До сих пор, в частности, «болтается» без всякого
надзора ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ) – единственная
российская организация, уполномоченная проводить экспертизы при
выделении частот операторам. Оборот предприятия участники рынка
оценивают в $60-80 миллионов в год. Контроль органа возложен на
Россвязьохранкультуру, но и в этой регуляции до сих пор нет никаких
соответствующих документов. В результате частоты утекают из-под контроля
государства как вода в решето. Говорят, что по всей стране так – с
явными нарушениями – за полгода было роздано более 800 частот. Ситуация
уже обеспокоила военных. За те же полгода они – естественно – не выдали
ни одного разрешения на выделение частот, а ГРЧЦ лицензии раздает и
раздает. Раньше ГРЧЦ находилось под крылом Россвязи. Случаи выдачи
частот без согласования с военными тоже были, но теперь это превратилось
в систему и, похоже, в теневой бизнес.
Вместо того чтобы решать реальные проблемы, Россвязьохранкультура плодит
новые, практически на пустом месте. В октябре 2007 года на сайте
Россвязьохранкультуры появилось распоряжение, согласно которому сотовые
операторы, работающие в России, не должны посылать своим абонентам SMS
латинскими буквами. «Использование операторами связи в своих
взаимоотношениях с пользователями услуг связи графической основы
латинского языка (латиницы) на всей территории действия выданных
лицензий будет рассматриваться при проведении мероприятий по контролю
как нарушение», – говорилось в сообщении. При этом Россвязьохранкультура
ссылается сразу на несколько законов: «О связи», «О государственном
языке РФ» и «О языках народов РФ». В ответ операторы связи пояснили:
сообщение на латинице занимает меньше места и экономит пользователю
средства, и от запрета ведомство отказалось. Может, стоило сначала
подумать, а потом запрещать?
Проблема 4: как исправить ситуацию?
Маленькая и неприятная миссия для будущего главы Правительства Владимира Путина. Но, возможно, совершенно понятная. Путин-то знает, кто привел к нему за руку главу скандального ведомства. Вот к этому-то доброхоту и можно проблемного чиновника отправить – чтобы перековал своего ценного кадра.