Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Документы, которые нашли оперативники во время первого же обыска в совместном офисе компаний, представляющих "Шарп", тянули на полновесную "явку с повинной"

Оригинал этого материала
© Пресс-атташе.Ру,19.02.2008

Серый путь "Шарпа"

Этот Новый год российские сотрудники известной японской компании встречали в тревожном ожидании неминуемого скандала. Поводов для оптимизма практически не оставалось. Начальство из числа коренных обитателей Страны Восходящего Солнца отбыло на родину, в главный офис на Большой Ордынке зачастили следователи, а количество задаваемых ими вопросов грозило перейти в качество обвинительного заключения. Менеджеры московского представительства Sharp Electronics (Europe) GmbH готовились к худшему: «серый» ввоз товара сделал их соучастниками экономических преступлений.

Жизнь зарубежной компании в бурном море российского рынка подчиняется довольно запутанным законам. К примеру, компания «Шарп», заново завоевывая отечественного потребителя, обустроила в Москве сразу два своих представительства. Одно, совершенно некоммерческое, занималось делами гуманитарного и рекламного свойства. Другое, именуемое в официальных документах казенным словом «юрлицо», продвигало в массы новейшие телевизоры, кофемолки и принтеры. Неприятности, которые начались у российского отделения «Шарп», затронули обе ветви одного представительства. Сдвоенный, а значит, общий офис не оставлял места для тайн: обыск в компании Sharp Electronics (Europe) GmbH неизбежно коснулся сотрудников Sharp Electronics (Europe) Moscow. Интересовали милицию, понятное дело, вовсе не электронные гаджеты наступающего сезона. Знаменитую компанию обыскивали, как пойманного за руку жулика.

Дело японских «электроников»

Как известно, россияне еще с петровских времен уважительно относятся к лощеным представителям «дальнего зарубежья». Отечественная милиция в этом отношении исключения не представляет. Даже в наше суровое время для «наезда» на представительство известной транснациональной компании нужны более чем веские основания. В случае с обыском в помещении Sharp Electronics (Europe) GmbH их хватало с избытком. Если верить материалам уголовного дела, в рамках которого и проводилось это следственное мероприятие, сотрудники уважаемой фирмы стали участниками как минимум двух детективных историй. И всякий раз, в числе потерпевших оказывалось российское государство.

С точки зрения отечественного законодательства, эти преступления относились к разряду государственных. Причем виновники происшествия, несмотря на очевидность их рода занятий и места работы, сделали все, чтобы остаться инкогнито. Так, в тексте «Постановления о возбуждении уголовного дела…», подписанном старшим следователем 1-го отдела СЧ ГУВД по г. Москве, значится следующее: «… в 2007 году неустановленные лица из числа руководителей и сотрудников представительства компании SEG вместе с неустановленными лицами из компании «Мир Копий», организовали перемещение через таможенную границу России товаров производства компании «Шарп Электроникс» с обманным использованием документов и сопряженное с недостоверным декларированием, в крупном размере….».

Как именно происходило это «перемещение», документ описывает с исчерпывающими подробностями.

К примеру, «…. 18.05.07 г. в зону действия таможенного поста «Торфяновка» Выборгской таможни на таможенную территорию РФ ввезен товар общей стоимостью 126690,28 долларов США, в том числе копировальные аппараты производства компании «Шарп Электроникс». 21.05.2007 г. Таможенным постом «Ленинский» Московской западной таможни товар выпущен в свободное обращение. При проведении таможенного оформления товара неустановленными лицами были представлены документы, согласно которым он поступил от фирмы «Ветон Импекс ЛТД» (Белиз) а адрес ООО «Скиф» (Санкт-Петербург), которое зарегистрировано в Санкт-Петербурге с использованием вымышленных паспортных данных на имя Юфатовой С.В.».

Аналогичным образом действовали неизвестные и в другом случае. Так, «….Согласно грузовым таможенным декларациям, таможенным постом «Метрогородский» Московской восточной таможни 27.02.2007 выпущен в свободное обращение товар, в том числе копировальные аппараты производства «Шарп Электроникс», общей стоимостью 250 тысяч долларов США.

При проведении таможенного оформления указанного товара неустановленными лицами представлены документы, согласно которым товар поступил в адрес ООО «Марвел», которое реальной финансово-хозяйственной деятельности не вело, и зарегистрировано с использованием паспортных данных на имя Медведева В.А. Впоследствии вышеуказанные копировальные аппараты поступили к ООО «Мир Копий», которое является дистрибьютором компании «Шарп Электроникс», от ООО «Финпромснаб», согласно счету-фактуре от 6.06.2007 г…..».

Вывод из всего вышесказанного мог быть только один. Принимая во внимание, что «…имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ч.4 ст.188 УК РФ», следователь постановил возбудить уголовное дело. Речь шла о так называемом «сером ввозе». А также о миллионах долларов, недоплаченных в российский бюджет. Тех самых, которых так недавно не хватало правительству для выплаты пособий молодым семьям и пенсий старикам.

Обходные дороги импорта

Японцев подвела их знаменитая пунктуальность. Результаты первого же обыска в совместном офисе компаний, представляющих «Шарп», заставили улыбаться даже самых суровых борцов с экономической преступностью. Документы, которые нашли оперативники, тянули на полновесную «явку с повинной». Из бумаг, украшенных затейливыми подписями официальных лиц компании, непреложно следовало, что часть товара завозится в Россию через оффшоры, по так называемым «серым схемам». Дотошные сотрудники японской фирмы даже оценили возникающие при этом риски. А хитрая система провоза товара так и значилась в документах, как «Gray import scheme».

Собственно, ничего удивительного в этом нет. «Серый» способ ввоза, с использованием фирм-однодневок, более или менее активно применяют все участники рынка. Даже в самом «чистом» его сегменте, ввозе крупной бытовой техники, доля легального импорта, по данным Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), составляет только 93%. Торговцев электроникой понять можно использование «серых» схем позволяет значительно экономить на уплате налогов, прежде всего НДС.

При всех этих способах ввоза товар внутри России реализуется за наличные (неучтенный оборот) или вбрасывается в легальную дистрибуцию фирмами-однодневками. В стандартной «серой» схеме участвует несколько контрагентов. Продавец товара крупная западная компания, которая не знает (или делает вид, что не знает), что сделка незаконна. Российский банк, обслуживающий схему. Компания, покупающая товар в стране-производителе (как правило, зарегистрированная в оффшоре). «Черный брокер» компания, имеющая «окно» на таможне. Несколько фирм-однодневок и конечный покупатель продукции (розничная компания). При этом размер полученной прибыли каждого конкретного импортера прямо зависит от степени потенциальной опасности для исполнителя.

К примеру, весьма рискован ввоз одного товара под видом другого. Чуть менее рискован ввоз под правильным кодом, но с существенным занижением цены товара. А ввоз товара под правильным кодом и, возможно, с правильной ценой, но с существенным занижением количества ввозимого груза совсем недавно считался обычной практикой работы на российском рынке. «Серыми» называют поставки товара, предназначенного производителем для сбыта в другой стране. Именно его, судя по всему, чаще всего использовали «неустановленные лица» компании «Шарп».
«Мы всегда сможем сделать цены ниже!».

Нужно отметить, что, в отличие от запутанных схем некоторых сырьевых компаний, расклад российского представительства концерна «Шарп» отличается минимализмом и скромностью. Карта с обозначением этих «подручных фирм» следователи обнаружили во время обыска помещений SEEG. Центром здесь выступает сама Sharp Electronics (Europe) GmbH. От нее, судя по схеме, продажи шли к неким структурам, обозначенным, как «оффшоры». А те, в свою очередь, преодолевали черту, которая на схеме обозначала российскую границу, и доносили товар до отечественного покупателя. При этом SEEG поддерживала связь с дистрибьютором, финской компанией «Hamiko» через нее продавая россиянам часть своего товара. Контракты шли, как было разъяснено в докладе «Возможности и вызовы …», через компанию «Hermes insurance». В бизнесе была плотно задействована компания SEEM, помеченная на схеме значком «actual bisiness»: расположившись на российской части карты, она контактировала как с отечественными покупателями, так и с источником товара Sharp Electronics (Europe) GmbH. Список этих клиентов, получающих товар из оффшоров, простодушно перечислен в обширной таблице. Здесь, помимо карликовых перекупщиков, числятся такие гиганты ритейла, как «М-Видео», «Техносила», «Эльдорадо»…

Внутренняя переписка Sharp Electronics (Europe) GmbH могла бы служить прекрасной иллюстрацией так называемых «методов минимизации платежей». Чувствуется, что компания постоянно держит руку на пульсе изменчивого российского законодательства. Вот, к примеру, любопытный документ, пышно озаглавленный «Возможности и вызовы управления SEEM (Sharp Electronics (Europe) Moscow)». «Раньше, - пишут авторы этого отчета, - российский рынок развивался через оффшоры, где SEEG/SEEM делала бизнес вне российской юрисдикции по «серым схемам импорта». Однако, как замечает составитель документа, «государство усилило контроль над «серым» ввозом товаров на российский внутренний рынок». Поэтому, «…в этих условиях крупнейшие международные компании пошли по пути учреждения Обществ с ограниченной ответственностью (ООО), способных впрямую заняться импортом».

Далее идет трогательная ссылка на новый порядок работы российской федеральной таможни, по которому дальнейшее использование оффшоров следует признать затруднительным. В подтверждение этой мысли приводится таблица рисков, первым из которых признана опасность расследования деятельности компании. А потому, как следует из дальнейших разделов документа, все последующие «возможности и вызовы» компании связаны с учреждением пресловутых ООО, в просторечии именуемых фирмами - однодневками. Заниматься ими, по задумке авторов документа, должна была SEEM. Благо, было с кого брать пример: по мысли составителя документа, создание ООО давно стало приоритетом в работе таких гигантов, как Тошиба, Санио и Панасоник. И даже приводится новая схема торговли. Здесь товар идет от производителя к потребителю двумя путями: «белым», через таможенную очистку и представительство SEEM, и основным, «серым», через тот же SEEM, работающий под вывеской эфемерных ООО.

Сумма к выплате

Чем руководствовались авторы доклада «Возможности и вызовы управления SEEM (Sharp Electronics (Europe) Moscow)», выкладывая на бумагу неприглядную сторону деятельности известной компании, трудно понять только российскому обывателю. Так уж принято у японцев, поколениями воспитывавшихся в жесткой иерархии «начальник - подчиненный». Отсюда и поразительный, на взгляд россиянина, лозунг «Мы всегда сможем сделать цены ниже!», и пышные обороты в казенной бумаге, адресованной менеджером Ёкота главе представительства Хаара, где вслед за текущими данными приводится «Самооценка на окончание полугодия», а каждое утверждение подкреплено визой некого «оценивающего лица». Тем не менее, смысл по-восточному выспренних бумаг вполне ясен: ценообразование проводить по фактической цене, которую SEEM имеет в оффшорном бизнесе, при том, что «дистрибьюторы растомаживают расходку не по системе самой низкой стоимости, а по весу, следовательно, экономят на таможне».

Конечно, московских представителей знаменитой японской фирмы нельзя назвать изобретателями этого приема «минимизации расходов». Зато размах и последовательность использования «серых схем» поневоле внушает почтение. Пожалуй, для начала расследования вовсе не обязательно было ловить за руку представителей фирм с подложными документами. Вполне хватило бы одного только беглого взгляда на ящики с электроникой, которые, судя по наклейкам с штрих-кодом, предназначались для магазинов Нью-Йорка, прошли через всю Германию, и осели на российском складе компании «Мир Копий».

Да и цена вопроса здесь очевидна. В сравнении с «белыми» поставками, «серые» схемы ввоза дают импортеру преимущество по ценам минимум на 20-30%. А это весомое конкурентное преимущество на российском «перегретом» рынке. В одном только случае с компанией «Шарп» счет идет на сотни миллионов долларов. По данным РАТЭК, в прошедшем 2007 году объем рынка электронной и бытовой техники составил 13 млрд. долларов. Еще 8 млрд. обеспечивают компьютерные комплектующие. При ввозе бытовой и электронной техники импортеры уплачивают ставку таможенного тарифа от 5 до 15%, а также НДС 18%. «Серые» импортеры платят только часть положенного. Учитывая объем продаж «Шарпа», легко высчитать сэкономленную компаний сумму. Собственно, именно этим сейчас и занимается следствие. А руководство Sharp Electronics (Europe) GmbH предпочитает хранить молчание. Наотрез отказался обсуждать «уголовную» тему топ менеджер компании господин Захаров. Исчез, получив список вопросов, глава пресс-службы. А они, эти вопросы, были достаточно простыми: как в Россию попадал товар в 2005-2006 годах, если SEEG фактически не ввозил его напрямую? Если через дистрибьюторов, то почему они отгружали на оффшоры? И главное - готова ли компания компенсировать российскому бюджету недоплаченные налоги?

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru