Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Конфликт вокруг застройки территории бывшей гостиницы "Спорт"

© "Новые Известия", 19.02.2008

Огни отелей так заманчиво горят

Бюрократия чиновников мешает строить в Москве новые гостиницы

Алексей Никольский

Одна из ключевых причин, по которой в Москву приезжает гораздо меньше туристов, чем во многие европейские столицы, – это недостаток гостиниц. Дефицит площадей, в свою очередь, отражается на ценах. По данным различных рейтингов, Москва – самый дорогой город Европы по стоимости гостиничных номеров. Однако на пути инвесторов, готовых вложить деньги в развитие московского гостиничного фонда, возникает препятствие в лице столичных чиновников.

Долгое время инвесторы вообще не хотели связываться с возведением гостиничных комплексов в столице. Основная причина – крайне долгая окупаемость таких проектов: как правило, не меньше 10 лет. Для сравнения: расходы на постройку бизнес-центра в Москве можно "отбить" за восемь лет, а торгового комплекса – за шесть. Более растянутый срок окупаемости отелей связан с высокой себестоимостью их строительства. Например, возведение гостиницы уровня "пять звезд" стоит 2250–2500 долларов за метр, в то время, как строительство сопоставимого по размерам офисного центра – 1500–1700 долларов. Неудивительно, что дефицит гостиничных номеров в Москве давно уже приобрел катастрофические масштабы. На начало 2007 года в российской столице работало 203 отеля, а в Париже, например, их насчитывается более 1500. Дефицит площадей, в свою очередь, отражается на стоимости проживания в отелях. По данным различных рейтингов, Москва – самый дорогой город Европы по стоимости гостиничных номеров. Скажем, как посчитало международное агентство TRI Hospitality Consulting, по итогам 2007 года, средняя цена одного гостиничного номера в Москве составляла 140 евро в сутки, тогда как в занимающих вторую и третью строчку Лондоне и Париже – 117 и 96 евро соответственно. Однако в последние несколько лет ситуация сдвинулась с мертвой точки, и инвесторы все-таки решились вкладывать "длинные" деньги в гостиничные проекты. В основном они строят многофункциональные комплексы, которые, помимо собственно отеля, включают в себя офисные помещения и торговые площади. Появление дополнительных объектов помогает повысить общую рентабельность проекта. Например, именно такие комплексы сейчас возводятся на месте снесенной гостиницы "Москва" на Охотном Ряду и на месте реконструируемой гостиницы "Минск" на Тверской улице. На середину прошлого года количество строившихся гостиничных объектов перевалило в Москве за 70. Но неожиданно выяснилось, что проект массовой постройки отелей находится под угрозой. В конце прошлого года депутат Мосгордумы Иван Новицкий заявил, что Мосинвестконтроль, ведомство, надзирающее за строительством в столице новых объектов, заблокировал больше десятка разрешений на строительство гостиниц, уже выданных московским правительством. Мосинвест контроль настаивал, чтобы земельные участки под эти объекты выдавались инвесторам только в результате конкурса. Между тем значительная часть проектов по строительству гостиничных комплексов была выбрана и одобрена на основании заявок инвесторов, которые сами готовили исходноразрешительную, проектно-сметную документацию, заключали инвестиционный контракт и приходили с готовыми предложениями в правительство города. Такая система прямо предусмотрена Земельным кодексом, однако надзорное ведомство настаивает, что без конкурса распределять участки земли нельзя. Противоречия между различными органами власти в Москве дорого обходятся и городу, и инвесторам. Первый недополучает прибыль, которую мог бы принести возросший поток туристов, а вторые несут убытки из-за затягивания сроков строительства. Например, из-за бездействия чиновников уже несколько лет продолжается конфликт вокруг строительства комплекса на месте бывшей советской гостиницы "Спорт". Еще в 2003 году было принято решение закрыть "Спорт" в связи с его аварийным состоянием (позже здание и вовсе было снесено). Тогда же владельцы гостиничного комплекса, интересы которых представляет компания "Амираль Б.В." (половиной этого ООО владеет "Система-Галс"), подготовили проект строительства нового многофункционального комплекса на месте снесенной гостиницы. На территории в 3,65 га предполагалось построить 400 000 м офисных, гостиничных и торговых площадей. Общий объем инвестиций в проект оценивался в 1 млрд. долларов.

В 2004 году московское правительство выпустило распоряжение, разрешавшее застройку территории компанией "Амираль Б.В.". После этого инвесторы заключили договоры с подрядчиками и подготовили проектную документацию, которая была направлена в Москомархитектуры. Но это ведомство, которому законом на рассмотрение проектного предложения отведен месяц, не может обсудить его в течение нескольких лет. В итоге в 2007 году "Амираль Б.В." подал на Москомархитектуры в суд и выиграл дело. Суд предписывал московскому ведомству, наконец, прекратить саботировать проектное предложение и рассмотреть его по существу. Но тем временем истек срок, в течение которого должно было начаться возведение объекта. На основании этого столичные власти отобрали у владельцев бывшей гостиницы "Спорт" право аренды земли, решив разыграть ее на конкурсе. То, что застройщик не смог приступить к строительству исключительно по вине чиновников, власти не волновало. В ближайшее время судебные разбирательства продолжатся – "Амираль Б.В." настаивает на аннулировании постановления московского правительства о расторжении договора аренды. Исход этого конфликта обещает быть знаковым. Московские власти не раз декларировали, что увеличение притока туристов – одна из важных задач развития города. А это невозможно без появления новых гостиничных объектов. Но на практике бюрократические препоны могут зарубить даже самые перспективные проекты. Кто выйдет победителем в конфликте вокруг застройки территории бывшей гостиницы "Спорт" – чиновники или инвесторы, продемонстрирует всему бизнес-сообществу, стоит ли вообще верить обещаниям властей и заниматься возведением в столице новых отелей.

 

Другие материалы раздела:
Бюрократия мешает строить
Спор вокруг "Спорта"
Многоточечная застройка

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru