Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

 

"В 2005 году в России лишили судейского статуса 93 человека, в 2006 году - 73, в первом полугодии 2007 - года 40 судей"

Оригинал этого материала
© Treli.Ru, 31.01.2008

Источник правового нигилизма

Владимир Соловьев

Хочу принести свои глубочайшие извинения всем тем честным судьям, которые были обижены моими высказываниями в последних радиоэфирах на «Серебряном Дожде», когда я жестко критиковал то, что мне казалось неэтичным, неправильным, неточным и неверным. Надо признать - судейский корпус, конечно, борется за свою чистоту. И я хочу рассказать о решениях, во многом способствующих борьбе с правовым нигилизмом, о котором говорил Д.А.Медведев, первый вице-премьер и кандидат в президенты РФ.

Итак, что предпринимает судейское сообщество? Тех, кто проштрафился, нередко лишают судейского статуса. В 2005 году в России лишили статуса 93 человека, в 2006 году - 73 судьи, в первом полугодии 2007 - года 40 судей. Есть ли среди них руководители? Да, конечно, и немало. При этом существует принципиально важный момент, что это были не уголовные преследования, а последствия несоблюдения этических норм. Меня восхитил В.М.Лебедев, возглавляющий Верховный Суд. Он мне рассказывал, что с друзьями, одноклассниками может встретиться только раз в году. Потому что судья должен быть вне подозрений. Потому что надо четко понимать, что в твоей жизни можно, а что нельзя. Надев на себя судейскую мантию, ты берешь на себя много ограничений. Это осознанный поступок взрослого человека. Говоря о принципиальности, хочу привести несколько примеров, и сразу станет понятно, о чем идет речь.

Госпожа Ткачева, судья. Перевелась из Ростовской области в Москву. Вместе с мужем купили квартиру в центре, на Знаменке. И ей сразу квалификационная коллегия судей задала вопрос: откуда деньги? Конкретного ответа Ткачева дать не смогла. Результат - лишение судейского статуса. Все. Официальная формулировка - ее поведение ставит под сомнение объективность и независимость при осуществлении правосудия. То есть, когда речь идет о судье, одного сомнения уже достаточно. Как говорят, «Жена Цезаря должна быть вне подозрений».

Другой пример: госпожа Волкова - судья из города Заречного - через городскую администрацию получила вне очереди квартиру для себя, а также отдельную для своего близкого родственника, который официально не был нуждающимся. Ничего не напоминает? С судьей Волковой за то, что никому ничего не напоминает, поступили очень строго. Цитирую: «Ее действия объективно составляют проступок, позорящий честь и достоинство судьи и умаляющий честь и авторитет судебной власти, вызывает сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности судьи». Результат - досрочное прекращение судейских полномочий.

Волгоград. Судья Сидоренко, занимающая высокий пост, воспользовалась преимуществом своего должностного положения с тем, чтобы получить 4-хкомнатную квартиру для своей семьи и оставить свою прежнюю квартиру взрослой дочери. Для проверки из Москвы приехал представитель Высшей квалификационной коллегии. Сидоренко сама ушла в отставку.

Барнаул. Заместитель председателя суда, назовем ее Л., на бланке суда пишет письмо в местную администрацию, чтобы на льготных условия получить квартиру для себя и еще одну для дочери. Опять ничего не напоминает? Судья, дочь, получение квартиры? Но это Барнаул. Результат - прекращение полномочий судьи. Действия умаляют авторитет судебной власти и достоинство судьи.

Астрахань. Сразу двое судей - супруги Гребневы, оба лишены судейского статуса за то, что через горадминистрацию получили квартиру в 115 кв.м., хотя не были нуждающимися. Любопытная формулировка: «Проявляя личную нескромность и используя служебное положение, предприняли ряд мер по дальнейшему улучшению своих жилищных условий без достаточных на то оснований. Позоря честь и достоинство судьи, умаляя авторитет судебной власти». Заметьте, по-человечески истории абсолютно понятные - люди хотели улучшить условия, никто не говорит, что они украли деньги, получили взятку. Нет! У них никто не отбирает даже квартиры! Их никто потом не преследует уголовно! Но из судей вылетают сразу.

Дальше. Волгоград. Арбитражный суд. Судья Дундуков претендовал на получение жилья, хотя не был нуждающимся. Все, больше не судья.

Московская область. Судья Желубинцева. Получила новую квартиру, притом, что и старую оставила за собой. Лишена судейского статуса.

Смоленская область. Судья Софин. Тоже любопытная формулировка: «Проявил неискренность в вопросе получения жилья». То есть, видимо, притворился нуждающимся, как... ну, вы уже поняли. Лишен судейского статуса.

В судейском сообществе есть единодушный подход: почти все случаи, которые я привел, проверялись Верховным Судом России. Во всех случаях без исключения Верховный Суд занимает ту же позицию. Если кто-то отступил не от норм закона, от норм судейской этики, кто-то проявил нескромность или неискренность в жилищном вопросе, все - надо уходить из судей! Но работает ли это правило, например, в нашем ФАС МО под управлением уважаемой госпожи Майковой? Еще как работает! Вот, пожалуйста, пример: судья Н. проработала 8 лет, проживает в коммуналке, в комнате 24 кв. м., втроем, с дочерью и бывшим супругом, с которым ныне в разводе. Обращается к председателю ФАС МО госпоже Майковой с просьбой поставить ее на очередь. И там начинают под микроскопом выяснять: может быть, они специально развелись, эти супруги? Может, это фиктивный развод, чтобы выбраться из коммуналки? И лишают судью полномочий. Только через Верховный Суд ей удалось смыть это пятно. Подозрение о фиктивном разводе не подтвердились, но судья уже не смогла работать в системе, и сама ушла в отставку. Вот так в ФАС МО понимают нормы этики в жилищном вопросе. То есть, очень строго.

Возникает мысль: кто был инициатором того, чтобы взять и заподозрить судью из ФАС МО в необоснованных притязаниях на квартиру и лишения полномочий? Но, по правилам, это делают председатели суда. Конечно, так и должно быть. В этом суде, получается, судья, живущая в стесненных условиях, в коммуналке, в одной комнате с уже чужим человеком, бывшим супругом, дочерью, хочет получить квартиру, которая ей положена по закону. Действует в установленном порядке. Просит всего лишь поставить ее на очередь. И лишается судейского статуса по неподтвердившимся подозрениям о фиктивном разводе.

Недавно я провел в прокуратуре 4 часа, давая показания. Меня вызвали за то, что я посмел задать вопрос: морально ли, соответствует ли нормам судейской этики то, что Людмила Николаевна Майкова - председатель того же самого суда, который проявил высокую принципиальность в деле судьи Н., и которая, скорее всего, не являлась нуждающейся, и имела квартиру, и за короткое время разнообразными способами получила еще 3 квартиры в общей сложности на 400 кв.м. жилплощади? Я спросил: «Этично ли это или нет?». Спросил в соответствии с тем, что существует практика судейская. Я всего лишь спросил.

А в начале октября я отправил в Высшую квалификационную коллегию документы о том, как уважаемой Людмиле Николаевне перешло 3 квартиры. На Воробьевых горах, площадью 264 кв.м. с определенной скидкой в несколько сотен тысяч долларов, как мне кажется. Еще две - от Правительства Москвы - на Мичуринском (90 с лишним кв.м.) и для дочки на Авиационной улице. Все эти документы отправлены в Высший Арбитражный Суд. Достоверность фактов никто не оспорил, потому что это правда. Четыре месяца - до сих пор нет результата. Я же не требую, чтобы человека посадили в тюрьму, расстреляли, наказали. Я всего лишь хочу, чтобы мне сказали: этично это или нет?

И вот, за то, что Соловьев посмел задать эти вопросы, началось бешеное давление на всех уровнях. Написать на меня в прокуратуру, вызвать, не дать возможности работать никому! Радиостанцию разогнать. Соловьева сгнобить! За что? За то, что я посмел задать вопрос: «Этично или нет?». Если Антон Иванов, Дмитрий Медведев еще интересуются причинами существования в стране некоего правового нигилизма, то я могу ответить: когда в стране любыми способами пытаются задушить свободу слова, когда в ответ на справедливую критику собирается вместе раскритикованный коллектив, распределяются условия, и все говорят: «Так, срочно отправили, смс-ки, собрали мнение». Да хоть с плакатами выйдите! Вы от этого лучше работать не станете! Если вам 9 дней нужно отрепетировать, чтобы в одно и то же время попытаться прислать очередную глупость, - мне вас жалко, маленькие зомбированные люди! Если 4 месяца требуется на рассмотрение конкретного обращения: «Скажите мне, пожалуйста, мне, журналисту Соловьеву: этично это или нет?». Я спрашиваю людей, работающих в этой системе: объясните мне, пожалуйста, почему до сих пор огромным влиянием пользуются люди с такими «говорящими» фамилиями как генерал Каланда? Объясните, пожалуйста, - почему? Я что, требую: «Суд, тюрьма, Сибирь»? Я - нет! По отношению ко мне - да, пытаясь оказывать давление на всех уровнях. Это что, разумно?

Притом, что судебная система содержит большое количество выдающихся, честных, грамотных, профессиональных юристов. В стране рассматриваются сотни тысяч, миллионы дел, 95 процентов, если не больше, рассматриваются абсолютно честно. Судьи живут, тяжело работая. Сейчас, к счастью, государство о них заботится. Но когда ты задаешь вопросы об этике, когда ты приводишь конкретные примеры, оказывается жесточайшее давление, и возникает ощущение, что ты попал в осиное гнездо. Я всего лишь спросил: «Этично или нет?». Ответа до сих пор нет. Но я приношу свои извинения всем тем, кто мечтает стать судьями, тем, кто думает, что у нас в стране с этим плохо и нет правды. Правда есть. Правда есть всюду. Надо только уметь эту правду грамотно сформулировать.

 

Другие материалы раздела:
СП проверила ВАС
Источник правового нигилизма

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru