Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Пресс-атташе.Ру", 04.10.2007

Межведомственная борьба

Новый Следственный комитет при Прокуратуре РФ, благодаря начавшимся кадровым перестановкам на разных уровнях, может спровоцировать открытое противостояние силовиков

27 сентября в Москве был застрелен старший следователь по особо важным делам прокуратуры Дагестана Назим Казиахмедов, входивший в следственную группу нового ведомства - Следственного комитета при прокуратуре РФ. В последнее время он фактически возглавлял следственную бригаду, расследующую дело о мошенничестве с акциями крупной инвестиционной компании «Группа «Финвест». Неслыханное по дерзости преступление вызвало самый серьезный резонанс в милицейских и прокурорских кругах. Коллеги погибшего сразу же заявили, что убийство было связано с профессиональной деятельностью Казиахмедова.

Возможно, это преступление никак не связано с деятельностью нового следственного органа, однако в делах, которые приняла к производству новая структура, фигурируют слишком громкие имена и высокие чиновники, а это всегда чревато большой кровью и активным противодействием следствию.
В одном из интервью Александр Бастрыкин, первый заместитель Генпрокурора РФ и глава СК при прокуратуре РФ, заявил, что все дела, которые находились в производстве управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры, в настоящий момент переданы в Следственные комитет. Таких дел на сегодняшний день насчитывается 116, среди которых дело об убийстве первого зампреда Центробанка Андрея Козлова, новые дела по Ходорковскому и Лебедеву, дело об убийстве Литвиненко, уголовное дело в отношении Бориса Березовского, а также дело о контрабанде мебели в ТК «Гранд» и «Три кита».

Когда президент России только подписал приказ о создании нового ведомства, юристы и аналитики высказали множество предположений и сомнений о деятельности этой силовой структуры. В частности, возник вопрос: в чем разница между прокуратурой и СК? Является ли его создание некой формой недоверия к сотрудникам прокуратуры? Естественно, ответ руководства СК был отрицательным. В то же время они утверждали, что новое ведомство призвано бороться с коррупцией во всех государственных силовых структурах. Кроме того, господин Бастрыкин заявил, что «на предварительном следствии нам необходимо вернуться к таким понятиям, как совестливость, нравственность, профессиональная этика, порядочность». Также было объявлено о повышении зарплаты следователям до 70 тыс. рублей и установлении в кабинетах камер видеонаблюдения и просушивающих устройств. То есть, получается, что сейчас следователи не знают о существовании «таких понятий, как совестливость, нравственность, профессиональная этика, порядочность»? А заявление об установке камер видеонаблюдения? Неужели коррумпированность нынешних сотрудников перешла все мыслимые пределы, и бороться с ней можно только методом запугивания?

До недавнего времени большое количество претензий правозащитников к прокуратуре сводились к наличию круговой поруки в этом ведомстве - она вела следствие и она же надзирала за его законностью. Теперь эти функции разведены. Однако широта полномочий Следственного комитета заставляет правозащитников опасаться, что в нем, особенно в региональных подразделениях, сохранится, а то и повысится уровень коррупции.
Говорят, что создание СК при прокуратуре направлено на серьезную чистку кадров. Следователи прокуратуры были выведены за штат, после чего их должны были тщательно проверить и отобрать самых достойных для работы в новом ведомстве. Тот же Александр Бастрыкин заявил: «От тех людей, которые проявили себя как предатели, непрофессионалы, бездельники, замешаны в коррупции, от таких, конечно, будем освобождаться». А если бы не создали СК, то они бы продолжали успешно трудиться на благо Родины?
Идея таким образом очистить ряды силовиков от чуждых им элементов, конечно, нужная и благородная. Только получается, что те же самые люди, работавшие во всех следственных структурах МВД, ФСБ, ФСКН, ГТК, будут выбирать среди своих же «новые» достойные кадры. А это неминуемо приведет к борьбе всех вышеозначенных ведомств. И первые результаты этих противостояний уже можно наблюдать. Представьте, что один из отделов возглавил бывший сотрудник ФСБ, то кого он будет рекомендовать на работу в свой отдел? Конечно же, своих коллег, сотрудников ФСБ. И это не ново в системе, так же и с другими ведомствами.

В самом СК при прокуратуре, в его подразделениях, создаются органы ведомственного контроля за законностью действий своих же следователей. То есть, службы собственной безопасности. Руководство следственного комитета утверждает, что, благодаря такой системе, в рядах правоохранительных органов не останется ни одного коррупционера. Действительно, все просто, достаточно спросить у следователя (с понятно какой зарплатой) - откуда у тебя, друг, навороченный джип? И с коррупцией будет покончено. Одно не понятно, почему раньше у этого следователя нельзя было поинтересоваться несоизмеримыми с зарплатой доходами? Почему для этого нужно было создавать целую структуру?

Тема борьбы с коррупцией давно стала основной во всех публичных выступлениях политиков и силовиков. И вот недавно они вдруг поняли: чтобы победить коррупцию необходимо создать совершенно новую структуру! Для чего? Почему нельзя было бороться с расхитителями в каждом отдельном ведомстве? Ведь имена многих участников тех самых громких дел, переданных в СК, известны следствию. Но, как говаривал, герой популярного советского фильма: кто ж их посадит?! Неужели господин Патрушев не способен самостоятельно навести порядок в рядах своих сотрудников? А господин Черкесов в своем ведомстве? Наверное, способны. Но результатов почему-то нет.

Хочется еще раз процитировать слова руководителя СК Александра Бастрыкина, уж больно красиво он говорит. «Сейчас отрабатывается нормативная база деятельности этого подразделения (собственной безопасности - прим. автора), главная задача которого состоит в том, чтобы не допустить на следствие непорядочных людей. Пусть человек, у которого особняк за миллион, объяснит: у него наследство от бабушки из Канады или он получил особо престижную премию за творческую деятельность?». К нам в руки попал интересный документ, которой при желании может получить любой, имеющий доступ к базе данных ГИБДД. Некий следователь СК при прокуратуре Богданович имеет на иждивении BMW 330xi, джипы Land Rover и Toyota Land Cruiser 100. То есть, ни один «навороченный джип», а сразу три. Как этот человек попал в новое ведомство, куда отбирают «самых достойных»? И какое отношение этот следователь имеет к Борису Березовскому или делу «Трех китов»? Наверное, это будет выяснять та самая служба собственной безопасности СК при Прокуратуре РФ.

Но дело даже не в этом. Невидимая глазу стороннего наблюдателя межведомственная война, продолжающаяся не первое десятилетие, приняла на этом фоне совершенно невообразимый размах. Во-первых, в полномочия новой структуры входит возбуждение и закрытие уголовных дел. Теперь любой следователь комитета вправе возбудить уголовное дело по заявлению гражданина, не особо вдаваясь в проверку изложенных фактов. Во-вторых, теперь надзор за следствием осуществляется тем же Следственным комитетом, то есть сами себя контролируют. Некоторые аналитики утверждают, что при отсутствии контроля нечистоплотные следователи могут под надуманными предлогами затягивать следствие и действовать вне правового поля. А жаловать уже некому. Потому что раньше прокурор мог как-то отреагировать на противоправные действия следователя. Сейчас же гражданам можно рассчитывать только на суд, куда не каждый обратиться, да и срок рассмотрения подобных жалоб (которыми в ближайшее время суды будут завалены по причине отсутствия других инстанций) исчисляется даже не неделями.

Эти обстоятельства могут самым непредсказуемым и интересным образом повлиять на ход расследования тех самых громких дел, о которых заявляло руководство СК при прокуратуре. Дело о контрабанде мебели в ТК «Гранд» и «Три кита», кажется, «изученное» и рассмотренное прессой и представителями силовых ведомств со всех сторон, имеет массу неизвестных широкой публике существенных обстоятельств.

На днях к нам в руки попало постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлениям господина Зуева, бывшего владельца ТК «Гранд» и «Три кита». В рамках уголовного дела была проведена проверка по фактам коррупции (по мнению Зуева) в самых высоких кругах ГТК, ФСБ, МНС, ФСКН и МВД России. Все, что изложено в заявлениях Сергея Зуева, пересказывать бессмысленно. Читаются они как остросюжетный фантастический боевик с участием коррумпированных чиновников в высших эшелонах власти, международной группы контрабандистов, наемных убийц, которые творят свои темные дела в чиновничьих кабинетах, залах судебных заседаний и психиатрических больницах. Разбирая многочисленные заявления подобного содержания, следствию удалось установить несколько интересных фактов.

Первое. В марте-апреле 1980 года и в марте 1985 года Зуев проходил стационарное лечение в ПБ №4 им. Ганнушкина с диагнозом «алкогольный делирий» и до 1992 года состоял на учете в наркологическом диспансере. В 2005 году Сергей зуев был доставлен в ту же больницу «в порядке недобровольной госпитализации» с диагнозом «шизотипическое расстройство личности».

Второе. По всем заявлениям Зуева (по мнению близких к нему источников, написанных кем-то из его окружения, а сам Зуев их только подписывал, не вникая в смысл) неоднократно проводились проверки, и ни в одном случае факты, изложенные в них, не нашли подтверждения. Все утверждения Зуева о криминальной системе, якобы действующей на таможне, позволяющей провозить в Россию контрабандные товары, под прикрытием некой группы высокопоставленных чиновников ГТК, МВД России, являются неконкретными и декларативными. Проще говоря, бредом тяжелобольного человека.
Третье. Пытаясь подтвердить свои заявления, Сергей Зуев, неоднократно предлагал следователю провести допрос с применением технических средств (то есть под запись), однако на допросах Зуев не подтвердил ни одного факта, не называл никаких имен, ни о каких конкретных случаях коррупции не сообщил.

А теперь представьте, что в новой системе «кристально чистые» следователи принимают подобное заявление от психически больного человека, и, руководствуясь только им ведомыми помыслами, начинают проверку и возбуждают уголовное дело. При этом, они лишены надзирающего органа и вольны делать все, что им заблагорассудиться. Кстати, в своих «разоблачениях» Зуев неоднократно упоминает неких сотрудников и Госнаркоконтроля (ФСКН), которые якобы присвоили принадлежавшие ему ТК «Гранд» и «Три кита». Достаточно серьезное обвинение, которое разумеется, не нашло подтверждения в ходе проверки. Только мало, кто знает, что проверка эта идет до сих пор, и этот предлог некоторые следователи используют совсем в других целях, а господин Зуев - всего лишь пешка в большой игре. Игре, которую затеяли сотрудники ФСБ, а в качестве своих противников избрали ФСКН. И таких как Зуев, которые попались с поличным как говориться, и которым все равно сидеть придется, ради хоть какой то надежды обещанной со стороны, готовы писать что угодно и кому угодно, совсем не малое количество. Да и тех сотрудников спецслужб, которые стараются использовать это, тоже предостаточное количество.

С подачи сотрудников ФСБ, имена которых известны всем заинтересованным лицам этой запутанной истории, в прессе был инициирован ряд компрометирующих руководство и сотрудников ФСКН материалов. В чем только их не обвиняли: сотрудники ФСКН с подачи питерского следователя Лоскутова, ведущего дело «Трех китов», якобы составляли списки коррумпированных руководителей ГТК, МВД и ФСБ! Но так как вину «преступников» доказать не удалось, массовые отставки благополучно прекратились. Вот интересно, почему сотрудники ФСКН имели такие полномочия? И каким образом дело «Трех китов» связано с Госнаркоконтролем? Так вот из некоторых доверительных источников стало известно, что таким образом, использовав несколько разных тем, в том числе и тему контрабанды, те самые сотрудники ФСБ, участвующие в контрабанде и заинтересованные в ней, и пытаются перевернуть все с ног на голову, замаскировав ситуацию под ведомственную борьбу, а с помощью прессы сформировав нужное мнение у общества.

Возможно ли такое, что структура ФСКН была создана для противодействия коррумпированным сотрудникам других силовых ведомств? Возможно ли что, в ФСКН создан целый специальный отдел или департамент для этой борьбы? Возможно ли что, этот отдел или департамент подчиняется напрямую Президенту, а не Черкесову? Вполне вероятно. Более того, принимая во внимание стойкое желание господина Зуева (точнее, людей, стоящих за ним) связать сотрудников Наркоконроля с черными таможенными схемами, можно сделать ряд совершенно определенных выводов.

Анализируя информацию открытых источников, можно убедиться, что ни одно ведомство у нас так не ругают, как Наркоконроль. А что в ФСБ, Таможенном комитете и МВД у нас все хорошо? Можно предположить, что причины такого повышенного внимания к ФСКН кроются именно в задачах, которые она выполняет. И по этому такое большое желание у других спецслужб скомпрометировать ФСКН. Кстати, инициированные теми же людьми, «близкими к ФСБ», публикации о возможном переводе Виктора Черкесова на должность руководителя Совбеза, обернулись против них же самих. Вот скажите, кого у нас традиционно отправляют руководить каким-нибудь захолустным ведомством в Урюпинске (нынешний Совбез примерно то же самое)? Либо тех, кто не оправдал доверия, либо, тех, кто проявляет неудобную активность. К какому из этих вариантов можно отнести деятельность руководителя ФСКН, каждый решит сам. Но такое решение за Президентом, и вряд ли на его мнение смогут повлиять подобные публикации.

Новый Следственный комитет при Прокуратуре РФ, благодаря начавшимся кадровым перестановкам на разных уровнях, может спровоцировать открытое противостояние силовиков. Тем более на фоне предстоящих выборов. Все зависит от того, «чьих» сотрудников там будет больше. Такое ощущение, что мы, наконец, живем при коммунизме - с преступностью в России покончено, осталось разобраться внутри ведомств и выявить предателей. Для чего нужны все эти аппаратные подковерные интриги, в которых страдают действительно опытные и профессиональные сотрудники? Для чего все силы брошены на борьбу друг с другом, если проблем, в том числе и криминальных, в стране предостаточно? Вот если бы руководство силовых ведомств смогло ответить на эти вопросы…

 
Другие материалы раздела:
Межведомственная борьба
"Отмывание" Зуева на "Эхе"
На кого еще напишет Зуев?
Ответ Ольги Кудешкиной
"Три кита" и люди Путина

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru