Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

© "Московский комсомолец", 27.07.2007

Неприкасаемый

Депутату Семенову мандат помогает "строить и жить". Прекрасно

Татьяна Федорова

Виктор Семенов

Приближаются выборы в Государственную думу Федерального собрания РФ. Многие фамилии в списках кандидатов можно предугадать уже сегодня. Это те, кто депутатствует не один сезон подряд. Но все ли заслужили право называться «народным избранником»?

Увы, лица многих депутатов избиратели вряд ли смогут вспомнить. Потому что, попав в парламент, такие слуги народа не очень-то интересуются проблемами тех, кто за них голосовал. Надо полагать, эти думцы считают, что их собственные ресурсы и так помогут попасть в парламент следующего созыва.

Вытоптанные газоны

Депутат ГД РФ, член думского Комитета по бюджету и налогам, член партии «Единая Россия» Виктор Семенов так бы и прошел незамеченным в списке от «ЕдРа», если бы недавно этот депутат не привлек к себе внимание в связи со скандалом, разгоревшимся между ним и канадским бизнесменом Романом Жардановским. Как бы этого не хотелось Семенову, но достоянием гласности стал тот факт, что конфликт этот сугубо деловой, а чиновник, к тому же, является совладельцем групп компаний «Белая дача» и «Русские газоны» (РГ). Роман Жардановский был партнером Семенова по бизнесу.

Суть конфликта проста: Жардановский, который владеет 40% акций в ГК «Русские газоны», захотел прекратить деловые отношения с супругами Семеновыми (им принадлежат остальные 60% акций РГ), предложив компаньонам выкупить его долю по рыночной стоимости - за несколько миллиардов рублей. Однако российская сторона посчитала возможным исключить канадца из состава учредителей компании, лишив таким образом и собственности, и компенсации.

К слову, компания «Русские газоны», у истоков создания которой, в 1998 году, стоял гражданин Канады Роман Жардановский, еще на заре своей деятельности в России была очень популярной и востребованной. Среди ее основных клиентов до сих пор остается правительство Москвы, которое поначалу заказывало РГ 70% всех работ по ландшафтному дизайну. Напомним также, что именно в то время Виктор Семенов стал обладателем министерского портфеля и возглавлял в правительстве, сначала Кириенко, а потом Примакова, аграрный сектор.

Возвращаясь к спору предпринимателей, важно подчеркнуть, что вопреки появившейся информации в прессе о якобы политических мотивах, которые преследует канадский бизнесмен, Жардановский вовсе не собирался придавать огласке свои взаимоотношения с российскими партнерами. Решительные действия со стороны Жардановского – открытое письмо Президенту РФ, председателю Госдумы России и Генпрокурору РФ – последовали уже после того, как были поданы иски в арбитражный суд Московской области о признании недействительным вывода канадца из группы «Русские Газоны», и возбуждено уголовное дело по факту совершенного в отношении него мошенничества. Последней каплей стало, как пишет в своем письме Жардановский, заявление Семенова своему деловому партнеру «о невозможности привлечения его [Семенова] к какой бы то ни было ответственности». Поэтому обращение к гарантам законности в России – нормальное желание добиться справедливости и вернуть себе, если не собственность, то хотя бы деньги за нее. Тем более что стоимость доли канадского бизнесмена увеличилась в несколько раз после того, как в марте 2006 года на совещании в Госдуме депутаты проявили живейший интерес к проекту строительства «Парка спорта и развлечений» в Раменском районе на земельном участке, принадлежащем ГК «Русские Газоны».

И, наверное, скандал не принял бы столь широкую огласку, если бы на месте обидчика оказался кто-нибудь другой, а не действующий депутат, бывший министр сельского хозяйства, бывший директор государственного сельхозпредприятия «Белая дача» (с советских времен неизменный поставщик Кремля), который в 1991 году благополучно его приватизировал и стал крупнейшим собственником агрохолдинга-миллионера.

Клещи разума

Интересен путь Виктора Семенова во власти и бизнесе. Выпускник сельскохозяйственной академии имени Тимирязева, как он сам рассказывал в одном из своих интервью, работал на «Белой даче» сначала помощником бригадира овощеводческой бригады, затем бригадиром, а потом управляющим тепличной бригады. В подчинении у него было 250 человек, которые как-то сразу прониклись к своему молодому начальнику и стали продвигать его и по партийной линии – инструктор горкома партии, зампред горисполкома, отвечавший за все сельское хозяйство и за всю торговлю в районе. В конце концов, соратники по партии, по словам самого Семенова, поддержали кандидатуру зампреда горисполкома на должность нового директора ГП «Белая дача».

До сих пор хорошо знающие Семенова, да и журналисты различных СМИ в беседах с депутатом сомневаются в его стремительном восхождении на овощной олимп абсолютно без какой-либо протекции 

Приватизировать же одно из самых успешных агрохозяйств, похоже, помог Семенову тогдашний министр сельского хозяйства Геннадий Кулик. Как рассказывал Семенов, он неоднократно просил Кулика отдать приказ о преобразовании «Белой дачи» в колхоз. Директор хозяйства давно носился с идеей о создании «народного предприятия», как в Америке, которую предприниматель и сегодня, к слову и без, постоянно приводит в пример (возможно, именно восхищение американскими аграриями позволило Семенову впоследствии претендовать канадское гражданство). Дальновидный Кулик все время отказывал, объясняя свою позицию тем, что преобразование в колхоз успешного хозяйства, чтобы затем его приватизировать, государству не сулит ничего хорошего. Пока не случилось чудо…

В одной из телепередач Семенов рассказал о том, как приватизировать «Белую дачу» ему «помог случай»: «Еду я между танками в августе 91-го года по Тверской. И попадаю прямо в колонну, которая едет между двумя танками на Красную площадь. А по радио слышно только «Лебединое озеро», не можем понять, что происходит. И меня чуть не раздавили два танка». На вопрос журналиста, «а какая связь между танками и приватизацией?», Семенов ответил: «Когда я попал в эти клещи, у меня родилась идея, что если сейчас не решить вопрос, если я сейчас не уйду от административного диктата, если ГКЧП победит и останется, все то, что я делал эти три года (на должности директора «Белой дачи» - прим. Ред.), уйдет коту под хвост». И вот такое признание молодого директора, судя по всему, убедило министра Кулика настолько, что мгновенно подписал приказ о преобразовании «Белой дачи» в колхоз. Дальнейшее было делом техники.

На всем деловом и политическом пути Виктора Семенова сопровождают «чудеса». Человек, который сумел улучшить благосостояние собственное, на посту министра сельского хозяйства и продовольствия России вел себя, по свидетельству очевидцев, мягко говоря, несколько странновато. Что, собственно, и определило срок его пребывания в должности. И, даже возглавляя «Белую дачу», Семенов постоянно отвлекался на исполнение своих политических обязанностей как депутат Московской областной думы. Хотя он и не посещал каждое заседание областного законодательного органа, однако ему удалось не пропустить обсуждение в облдуме вопроса о введении в Подмосковье частной собственности на землю – тогда депутат решительно выступал против приватизации. Член партии

Впрочем, это не единственный случай, когда Семенов «менял» свои убеждения, не говоря уже о партийной принадлежности – побывал в КПСС, в «Отечестве – Вся Россия», Аграрной партии, теперь в правящей бал «Единой России». 

В 2002 году депутат Госдумы опоздал на очередное заседание, на котором его коллеги приняли во втором чтении достаточно жесткие поправки к закону о рекламе, ограничивающие рекламу пива. Причем инициатором поправок выступал именно Семенов. Тогда пивовары и рекламисты назвали это решение «глупостью». А Виктор Семенов сетовал, что застрял в автомобильной пробке и не успел к началу слушаний, чтобы сказать депутатам, что они поспешили принять поправки, от которых он сам уже успел отказаться.

Таким же непоследовательным и крайне непрофессиональным было предложение Семенова в его бытность министром сельского хозяйства об открытии счетов 300 самых крупных и прибыльных хозяйств России в банке «СБС-Агро», который после дефолта сам был близок к банкротству и задолжал крупную сумму Фонду льготного кредитования, призванного оказывать помощь сельским хозяйствам. Кроме этого, подтверждая свою «чудовищную некомпетентность», по признанию специалистов отрасли, Семенов тогда же, на памятной комиссии по оперативным вопросам, попросил правительство дать банкам – агентам Минсельхоза стабилизационный кредит, чтобы те уже распределяли средства колхозам на посевную кампанию. И уже не важно то, что стабилизационный кредит выделялся коммерческим банкам на компенсации частным вкладчикам, а не на кредитование посевных. 

Сегодня журналисты спрашивают Семенова, чего он добился для страны, возглавляя целый год Минсельхозпрод. Он отвечает примерно так: «Я горжусь тем, что я первый из министров открыто на заседании коллегии выступил и [сказал], что сельское хозяйство и агропродовольственный сектор не могут работать без государственного регулирования. Второе, что я сказал, это прекратите гонение на крупные сельскохозяйственные комплексы в искусственном поддерживании фермерского движения». Несмотря на в общем-то банальный призыв, второй тезис действительно возымел действие. По крайней мере, в отношении «Белой дачи», которая получала и самые крупные заказы, и самые льготные условия, и выгодные кредиты. А, будучи главой Минсельхозпрода, Семенов добился того, чтобы крупные тепличные хозяйства, к коим относилась «Белая дача», были приравнены к стратегическим объектам, не подлежали отключению за неуплату от теплоснабжения и электроэнергии и имели 50-процентные скидки при расчетах за все энергоресурсы.

Но сейчас депутат, по-прежнему уклончиво отвечая на вопросы о своей деятельности на протяжении почти десятилетия в ГД РФ, говорит о том, что пришел во власть только ради блага россиян. При этом Виктор Семенов называет свое участие в собственных компаниях, количество которых за эти десять лет увеличилось в десятки раз, просто «хобби». Однако кроме строительства «Паркленда» в Раменском районе, как бы играя и шутя компании Семенова воздвигают ТЦ «Мега-Белая дача» в Котельниках, а на месте самого агрохолдинга планируется построить элитный жилой комплекс.

А теплицы, которые когда-то были государственными, по признанию Виктора Семенова, будут перебазированы куда-нибудь на юг России. Впрочем, к большинству прожектов Семенова, несмотря на магический депутатский мандат, специалисты относятся скептически и называют их невыгодными.

И не только специалисты, но и инвесторы. Так, буквально на днях было объявлено, что британская фирма Parkridge Holdings вложит 150 миллионов долларов в строительство складского комплекса в районе аэропорта Шереметьево. Казалось бы, что в этом особенного? Да вроде бы ничего, за исключением одного нюанса: первоначально англичане планировали строить склады с помощью созданного совместно с «Белой Дачей» СП именно на землях «Белой Дачи». И было даже подписано соглашение о намерениях. Виктор Семенов в интервью не устает повторять, что проект всего лишь «приторможен» и только из-за технических проблем. Однако, по сообщениям одной из газет, «британцы отказались от создания СП с «Белой дачей», так как у российской стороны возникли проблемы с правами на участки, где планировалось строить склады». А проблемы никому не нужны, и теперь склады строят у Шереметьево. Видимо там проблем не было.

Вот такой депутат от Люберецкого округа Московской области Виктор Семенов. Что от его деятельности может получить партия власти, не говоря уже о простых россиянах? 

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru