Оригинал
этого материала
©
solomin,
07.06.2006, Фото: "Коммерсант"
Когда из тени "Первого" выйдет РАО "Медиапром"?
Производство наиболее прибыльных программ на метровых каналах монополизировано группировкой продюсеров "Файфман-Земский-Шумаков"
Константин Нежеланный
![]() |
Глава Первого канала Константин Эрнст слева и руководитель Роспечати Михаил Сеславинский |
В первой половине 2007 года случился целый ряд событий,
намекающих на грядущие изменения в сфере телерадиовещания. Нет никаких
оснований сомневаться в том, что эти изменения будут связаны с
предстоящими парламентскими и президентскими выборами, с формированием
новой структуры власти, в которой Владимир Путин продолжит
контролировать политические процессы, но другими средствами и с иной
статусной позиции.
Во-первых, одним из ключевых событий стало учреждение
объединенной Федеральной службы надзора в сфере массовых коммуникаций,
случившееся буквально на следующий день после единого дня региональных
и местных выборов 11 марта.
Во-вторых, после достаточно громкого и скандального ареста одного
из деятелей полутеневого околотелевизионного бизнеса в апреле
последовала серия аналитических публикаций, аналогичных по содержанию
так называемым «письмам Френкеля». То есть создаются поводы и
идеологическая основа для наведения порядка и централизации контроля в
телевизионном хозяйстве так же, как в банковской сфере.
Наконец, 30 мая уже в качестве мощной идеологической
артподготовки перед решающими политическими действиями состоялось
заседание Совета по культуре и искусству при президенте России.
Очень трудно, практически невозможно найти какие-либо
контраргументы к мотивам и благим намерениям разработчиков целого
пакета документов, представленных ведомством Сеславинского для
одобрения не только президенту России, но и самым известным деятелям
культуры. Выступления президента и участников были проникнуты заботой
о подрастающем поколении, лишенном доступа к ценностям отечественной
культуры, вынужденным удовлетворяться импортными суррогатами культуры,
не говоря уже о влиянии сцен насилия, эротики, агрессивного
потребительства, льющихся на неокрепшие души с телеэкранов в самый что
ни на есть прайм-тайм.
Главная мысль, которая проходила красной нитью сквозь все
представленные диаграммы, графики и комментарии к ним – неспособность
исправить ситуацию в рамках существующей системы управления
производством и размещением медиа-контента для телевидения, радио, а
также Интернет-ресурсов.
Можно также отметить, что в числе участников и приглашенных были
почти все члены совета директоров «Первого канала», а также сам
Константин Эрнст и его извечный соперник Олег Добродеев. Однако, по
некоторым признакам, из нынешних руководителей телеканалов лишь
председатель ВГТРК может быть в курсе подлинных планов реорганизации
телевизионного рынка. Поскольку он гораздо больше вовлечен в политику,
чем в коммерческие телевизионные проекты.
Судя по материалам, вынесенным на Совет по культуре, основной
упор будет сделан на реорганизацию производящего звена
медиа-индустрии. При этом в ведении ОАО «Первый канал», ОАО «ТВ
Центр», ОАО «НТВ», равно как и ВГТРК останутся только функции
вещателя, а также формально – заказчика телепрограмм. При этом закупка
медиа-контента будет обусловлена множеством новых правил и
ограничений, обусловленных заботой о детях и молодежи, о русском
языке, о поддержке культуры и защите общественной морали, не говоря
уже о борьбе с экстремизмом.
Хотя формально все независимые производители телевизионной и иной
медиа-продукции будут иметь равные права, однако некоторые из них
будут явно равнее. Поскольку только поддержка и инвестиции крупнейших
российских корпораций позволит телевизионному производству быть
прибыльным при всех многочисленных ограничениях. Для этого необходима
гораздо большая концентрация капитала, прежде всего технологического
оснащения, но также и интеллектуальной собственности, чем это имеет
место сейчас в рамках крупнейших телекомпаний.
Поэтому на повестку дня, помимо уже давно объявленного перехода
на «цифровое» вещание, выходит создание еще одной супермонополии,
производящей уже не газ или нефть, а всевозможные шоу, телесериалы,
кинопродукцию и другие виды «электронных грез» для всей России и СНГ,
а в перспективе и для мирового рынка. Не факт, что по примеру
«Газпрома» эта корпорация будет называться РАО «Медиапром». Может
быть, ее поначалу назовут как-нибудь совсем скромно и культурно, вроде
ООО «Отечественные электронные записки» или ЗАО «Современник-Плюс». Но
главное – не название, а суть.
Одной из важнейших предпосылок для создания медиа-производящей
мега-корпорации является существующее положение дел на главных
метровых каналах. Дело в том, что производство наиболее прибыльных
программ уже де факто монополизировано группой продюсеров, действующих
за спиной руководителей каналов, как минимум, «Первого» и «НТВ».
Впрочем, как и мужья об изменах жен, первые руководители всегда узнают
о таких вещах последними.
В профессиональном бизнес-сообществе «Останкина» разве что Эрнст
и Кулистиков остаются не в курсе существования устойчивой коммерческой
группировки «Файфман-Земский-Шумаков», объединяющей сферу производства
на трех или даже четырех метровых каналах. Одним из явных для всех
телезрителей результатов закулисного сотрудничества стало параллельное
продюсирование не только двух ледовых шоу на «Первом» и на «России»
осенью прошлого года, но и других спортивных программ для всех!
остальных каналов, плюс еще и художественный сериал на втором канале.
Причем ледовое шоу на «России» было явно вторичным по идее, но
производилось теми же продюсерскими силами, что и на «Первом». Вряд ли
Эрнст допустил такое, если бы действительно полностью контролировал
управление каналом.
В принципе, современную систему управления производством
медиа-контента можно было бы выстроить и на базе «Первого канала». Для
чего следовало бы полностью перевести производство на аутсорсинг,
контролируя через закупки и конкурсы только качество и его соотношение
с ценой. Однако это был бы недостаточный для мега-корпорации масштаб,
который в России можно достичь лишь на базе, как минимум, четырех
метровых каналов плюс несколько десятков спутниковых и кабельных
каналов-саттелитов. Поэтому Файфман и компания применяют весьма
грамотную стратегию сдерживания развития «Первого» и формирования в
его тени частной производящей медиа-корпорации.
Выбранной стратегии вполне соответствует тактика выстраивания
бизнеса, ведения довольно сложной интриги в кулуарах «Первого» и
других телеканалов. Видимо, не случайно для собственной продюсерской
кампании Файфман выбрал название «Фигаро». Можно применить и другую
метафору, если сравнить огромный бизнес «Первого канала» с океанским
лайнером, набирающим ход. Особенно с учетом вхождения всех телеканалов
в тревожную предвыборную зону, с ее подводными течениями и айсбергами.
В этих условиях главный механик, не надеясь на опыт или благоразумие
капитана корабля, срочно выстраивает альтернативную систему
управления.
Кроме того, о неизбежности перемен, как минимум, на «Первом
канале» говорит явная путаница руководящих ролей. Фактически
продюсированием наиболее рейтинговых программ занимается лично
гендиректор Эрнст, вкладывая в продукт все личные и корпоративные
ресурсы. В то же время, в кулуарах телестудий «Останкино», во время
съемок общественно-политических программ можно чаще видеть
генпродюсера Файфмана, налаживающего отношения с политиками или
лидерами крупного бизнеса. То есть исполняющего лоббистские и
представительские функции руководителя телевизионной корпорации.
Единственный весомый политический козырь Эрнста в этой ситуации –
прекрасные личные отношения с президентом. По всей видимости, именно
поэтому было решено не устраивать кадровый переворот на «Первом», а
организовать стратегический обходной маневр – фактически обесценить
роль дирекций метровых каналов, сосредоточив все влияние в создаваемой
мега-корпорации.
В принципе, можно только порадоваться за наше телевидение, где
есть не только крупные продюсеры телевизионных шоу как Эрнст и
настоящие профессионалы информационно-политического вещания как
Добродеев. Всем нам будет только интереснее, если в результате усилий
и интриг влиятельных и техничных телевизионных бизнесменов, как
Файфман и его партнеры, будет создан медиа-производитель мирового
уровня, на равных конкурирующий с Би-Би-Си или корпорацией Руперта
Мердока.