Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© solomin, 11.05.2007

Не Васькина эта забота

Кто мешает государству восстановить права на акции Архангельского ЦБК

Анатолий Захаров

В прошлом месяце Верховный суд РФ подтвердил правомерность ареста 16% акций Архангельского ЦБК, находившихся ранее в распоряжении австрийской компании Pulp Mill Holding. Эти активы – часть 20%-го госпакета акций комбината, который в 90-е годы в нарушение законодательства был внесен в уставной капитал создававшегося тогда холдинга «Северная целлюлоза», а затем фактически расхищен.

Главными организаторами приватизационной «схемы с душком» выступили председатель архангельского Комитета по управлению госимуществом Георгий Перфилов и его зять - владелец группы «Титан» и будущий депутат Госдумы Владимир Крупчак. Последний и встал во главе «Северной Целлюлозы».

Впоследствии госпакет акций Архангельского ЦБК был продан по частям ряду подконтрольных Крупчаку западных фирм, а затем консолидирован у «не менее подконтрольной» Pulp Mill Holding, выступившей уже в роли «добросовестного приобретателя». Процесс перетекания активов был растянут во времени и старательно запутан. Например, последние 4% акций предприятия, покинувшие «Северную целлюлозу» в 2004 г., успели побывать сначала в доверительном управлении некоего фонда Energotrustkom, а затем последовательно в руках компаний Jacob Jurgensen Papier und Zellstoff, Sentis Aussenhandels и, в конце концов, Pulp Mill Holding.

Все эти сделки, как легко догадаться, проходили без согласования с государством, владеющим 40% «Северной целлюлозы», и в нарушение всех законодательно установленных процедур вроде решений общего собрания акционеров.

А поскольку 20%-й пакет акций Архангельского ЦБК был единственным стоящим активом «Северной целлюлозы» (если, конечно, не считать несколько складов, «внесенных» Крупчаком в качестве своей доли в уставной капитал холдинга), то понятно, что с его утратой «Северная целлюлоза» превратилась в пустышку.

По данным системы «Спарк-Интерфакс», 2005-й год организация закончила с убытком 5 млн 185 тыс. рублей и с индексом рентабельности -82,05. В 2006 г. деловой активности холдинга вообще не зафиксировано.

Ситуация вокруг госпакета акций Архангельского ЦБК стала предметом целого ряда уголовных дел, расследование которых продолжается уже не один год. Правда, основные фигуранты для следствия пока недоступны: Перфилов отсиживается в Украине, Крупчак – на Охотном ряду, а его бывший партнер по «Северной целлюлозе» Александр Бурданов вовсе был забит до смерти монтировкой вскоре после того, как решил продать свою долю акций «на сторону».

Но если наказать виновных пока не удается, необходимо хотя бы восстановить имущественные права государства. В этом смысле наложение ареста на бывший госпакет акций комбината – несомненный успех следствия. Ведь в противном случае, эти активы тут же отправились бы по новому кругу, и вскоре какая-нибудь неизвестная западная фирма громогласно заявляла бы о себе как о «трижды добросоветсном приобретателе» и о нарушении в России прав иностранных инвесторов.

Именно на снятие ареста с акций были направлены усилия адвокатов Pulp Mill Holding весь прошлый год. Но они оказались напрасны. «Снятие ареста с указанных акций может привести к нарушению законных прав государства в лице Росимущества», - недвусмысленно гласит постановление Верховного Суда РФ.

Мало того, государство наконец-то решило разобраться и с «успехами» самой «Северной целлюлозы». В соответствии с законодательством РФ и при полном соблюдении всех корпоративных процедур в середине марта от его имени было инициировано заседание совета директоров, на котором было сменено практически все прежнее руководство холдинга. В новый совет директоров компании вошли пять представителей государства, а генеральным директором стал Александр Борыгин, кандидатура которого была предложена РСПП, затем утверждена Минпромом, и, наконец, рекомендована Росимуществом.

Однако попытки государства разобраться со своей собственностью были встречены в штыки бывшим гендиректором г-н Трофимовым. Он развернул просто «титаническую работу», пытаясь вернуться в кресло гендиректора «Северной целлюлозы», а Росимущество представить в роли своего рода корпоративного захватчика, причем захватывающего само у себя.

Выходец из МВД, Трофимов в первую очередь бросился к бывшим коллегам – в архангельскую милицию. А чтобы его аргументы (которые, надо сказать, не выдерживают никакой критики) казались более весомыми, они, по видимому, были подкреплены солидной пачкой американских банкнот. Иначе трудно объяснить тот факт, что вскоре после этого в ряд коммерческих банков, где имеются расчетные счета «Северной целлюлозы», стали поступать письма из архангельской милиции с требованием запретить доступ нового руководства «Северной целлюлозы» к счетам компании и даже к информации о том, сколько средств находится на указанных счетах. Однако эти распоряжения опоздали – по словам нового руководства компании, оно располагает полной информацией о финансовом состоянии холдинга и всех его активах.

Сразу же выяснились любопытные несовпадения, относительно которых прежнее руководство холдинга предпочитало держать представителей государства в неведении. Например, в своем заявлении в милицию г-н Трофимов указал, что на счетах компании в настоящий момент имеется сумма в размере 143 млн рублей. Именно столько компания должна была получить в 2004 году за продажу последних 4% акций Архангельского ЦБК из бывшего госпакета. 

По данным же нового руководства компании, на счетах «Северной целлюлозы» по совокупности - жалкие 400 тыс. рублей. И это лишний раз подтверждает давние предположения следователей о том, что акции Архангельского ЦБК не продавались, а просто выводились из «Северной целлюлозы» мошенническим путем, а затем перекладывались из кармана в карман.

По словам источников в Росимуществе, в ближайшее время на «Северной целлюлозе» будет проведен детальный финансовый аудит, а также дана оценка всем прошлым сделкам с активами. Чем это кончится для экс-руководства компании, пока не ясно, но некоторые наблюдатели уже прогнозируют появление череды новых уголовных дел.

Пока же уголовной ответственностью пытаются напугать почему-то новое руководство «Северной целлюлозы», причем исходит это не только от г-на Трофимова. На днях в ГУВД Москвы поступил запрос малоизвестного депутата Госдумы от Калужской области (казалось бы, причем здесь Калуга), члена думского Комитета по делам ветеранов Ольги Селиверстовой.

Текст документа поверг правоохранителей в шок. Новый гендиректор еще не приступил к работе, а уже оказался обвинен г-жой Селиверстовой в том, что он замыслил похитить деньги компании (которых, кстати, как выяснилось, нет), а также «заключить неэквивалентные сделки по продаже ее имущества третьим лицам и завладеть разницей между его рыночной стоимостью и ценой продажи».

Таким образом, по логике депутата, во-первых, у компании есть ликвидное имущество (интересно, какое – видимо, крупчаковские склады), а во-вторых - найдется идиот, который купит его по цене гораздо выше рыночной, чтобы получилась та самая разница в цене.

В заключительном пассаже г-жа Селиверстова просит возбудить уголовное дело и привлечь виновных к ответственности. Спрашивается, за что – новое руководство холдинга еще не успело подписать ни одного финансового документа. Выходит, некоторые депутаты у нас не только умеют дистанционно проникать в мозг, но и требуют сажать за неправедные мысли. Оруэлл отдыхает.

Да, не все депутаты у нас сильны в юриспруденции. Да, некоторые закончили Калужский государственный пединститут, причем в 33 года. Но тогда нужно хотя бы читать документы перед тем, как их подписывать. А то получится как с недавним скандалом вокруг Знамени Победы, когда член Комитета по делам ветеранов г-жа Селиверстова голосует за то, чтобы убрать с него серп и молот. В таком случае, страшно далека она от ветеранов. Но, почему-то очень близка лесопромышленному сектору.

Или дело все в том, что нет шансов на включение в партийные списки для переизбрания в Думу, поэтому нужно «с пользой» отработать последние парламентские деньки?

Как будет развиваться ситуация вокруг «Северной целлюлозы»? Вполне возможно, что бывшее руководство «Северной целлюлозы» и другие бенефициары Архангельского ЦБК и дальше будут обивать пороги властных кабинетов в поисках защиты, как это уже случалось. Но только теперь им вряд ли кто поможет – чиновники лучше других понимают, что когда государство всерьез берется за восстановление своих законных имущественных прав, лучше ему не мешать, несмотря на все посулы. Если на одной чаше весов, скажем, несколько тысяч долларов, а на другой – до двенадцати лет лишения свободы (максимальное наказание за взятку), то всем понятно, что перевесит.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru