Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© solomin, 29.03.2007

След Рудомахи

Путь в экологию для Андрея Рудомахи начался с тоталитарной секты и оторванной женской руки

Ольга Лифанова

Сегодня в среде бывших выпускников биофака он известен под кличкой «Вахтер». На Кубани, впрочем, за нынешним лидером «Экологической вахты по Северному Кавказу» Андреем Рудомахой издавна закрепилась другая, более красноречивая кличка – «Асахара». Сходство здесь и впрямь имеется: колоритный бородатый персонаж, создавший прогремевшую на всю Кубань «секту-поселение" Атши, а ныне увешавший себя многочисленными регалиями вроде «член совета международной черноморской сети неправительственных организаций», «член международного Регионального совета по сохранению биоразнообразия и устойчивому использованию ресурсов Кавказского экорегиона». Несмотря на то, что едва ли не единственными членами всех указанных структур являются сам господин Рудомаха с ближайшими соратниками, звучит солидно. Правда, стоящие подряд определения «международный» и «региональный» создают у трезвомыслящего человека некоторый географический диссонанс. К тому же, узнать хоть что-то о практической деятельности этих международных структур простому смертному почти невозможно. Однако все это не мешает Андрею Рудомахе претендовать на роль фигуры политической – если не международного, то хотя бы регионального масштаба. Тем более, что за спиной главного «вахтера» стоят интересы структур и организаций, имеющих мало общего с экологией.

стория непростых взаимоотношений Андрея Рудомахи с окружающим миром восходит к анархической секте, известной под именем «экопоселение Атши», возникшей в середине 90-х годов. Там в свое время собрались милые люди, которые вели натуральное хозяйство и звали друг друга не по имени, а по кличкам, напоминающем не то блеянье Чубакки, не то названия серий советских электропоездов. Например, сам Рудомаха там проходил как Эр.

Как писала пресса, «Идеология у «атшийцев» была совершенно феерическая: сместь идей Карлоса Кастанеды, Урсулы Ле Гуин (собственно, «атши» – это название народа, живущего в симбиозе с лесом в фантастическом романе Ле Гуин «Имя для леса и мира - одно»), Рериха, Раджнеша и Че Гевары». Вот этим идеологическим коктейлем и были пропитаны участники анархо-экологического поселения. Казалось бы – совершенно невинного и умиротворенного…

Однако некоторые журналисты уже тогда сравнивали Атши с тоталитарной сектой. Но главное, в чем подозревали кубанского Асахару - это в создании хорошо организованного и жестко структурированного военизированного сообщества с не вполне ясными политическими целями. Было известно, что между собой лидеры и активисты Атши называли себя «хунтой» и даже разрабатывали сценарии неких массовых акций. Каких именно, выяснилось несколькими годами позже, когда один из «поселенцев» - анархист-подрывник Непшикуев был осужден за попытку проведения теракта в отношении администрации Краснодарского края.

Что касается самого Рудомахи, то он впервые привлек к себе пристальное внимание со стороны правоохранительных органов после того, как в ходе «радикальной» акции Атши под невинным названием «Воздух» одной из участниц - девушке под подпольной кличкой Мэди (в миру - Анна Кошикова из Ижевска) оторвало кисть руки. Чекисты заподозрили, что кисть девушке оторвало не дерево, как утверждали Рудомаха со товарищи, а внезапно сработавшее безоболочное взрывное устройство, да и сами «атшельники», по мнению следователей, готовили своих адептов вовсе не для сбора грибов и ягод. На допросах Рудомаха пытался отшучиваться. Перспективного анархиста припугнули, взяли подробное досье на друзей–товарищей, а затем отпустили, традиционно попросив «если что – звонить».

Зеленый Феликс

По всей видимости, бесхитростное приглашение чекистов Андрей Рудомаха принял близко к сердцу. Как раз в это время шел громкий процесс по делу анархистки Ларисы Щипцовой, хорошо знакомой Рудомахе по совместным тусовкам в Ассоциации движения анархистов (АДА). Однако вскоре между АДА и Атши разразился скандал. Формально его причиной раскола стал отказ «атшистов» от проведения акций в защиту арестованной юной экстремистки. Однако действительной причиной раскола стала информация о сотрудничестве Рудомахи с органами ФСБ. Как стало известно Ассоциации движения анархистов, именно информация, переданная в ФСБ из Атши, сыграла решающую роль для вынесения обвинительного приговора в отношении Щипцовой. В результате Питерская лига анархистов даже выступила с официальным заявлением, в котором отметила, что «специфические взаимоотношения Рудомахи создают определенные проблемы морального порядка», а Рудомаха с его ориентацией на сотрудничество с ФСБ, безусловно, «не имеет права являться участником Ассоциации».

Примерно в это же время произошел громкий конфликт Рудомахи и с Социально-экологическим союзом, выступившим против практикуемых в Атши методов работы с адептами. Рудомаха воспринял это как посягательство на свой суверенитет и тут же заявил о выходе из Союза. Однако от слов к делу не перешел: без союза Атши лишилось бы видимости официального статуса и западных грантов, которые были основным источником средств для существования коммуны.

Однако мало по малу ряды анархистов таяли, перспективы движения становились все более туманными, и дальновидный Рудомаха решил сменить профессию. Так Атши незаметно переименовалась в «Экологическую вахту по Северному Кавказу».

«Пусть здесь пасутся туры и шапсуги»

Экология в наши дни – одна из тех сфер общественной деятельности, которую все еще весьма щедро поддерживают западные грантодатели. Надо признаться, что здесь Рудомахе не было равных как в изобретательности, так и в рвении. «Вахтер» буквально забросал международные организации, фонды и институты своими предложениями, и, надо сказать, вполне добросовестно отрабатывал их. За последние несколько лет «Экологическая вахта по Северному Кавказу» успела организовать огромное количество протестных мероприятий: против первой очереди горнолыжного комплекса «Карусель», терминала для перевалки мазута в Таганроге, терминала «Ейск-порт» в Ейске, горнолыжного комплекса «Лунная поляна» в Адыгее, бурения компанией «Роснефть» нефтяных скважин в Темрюкском районе, терминала для перевалки химических грузов в порту Кавказ, свалки на реке Херота в Адлере, строительства второй нитки трубопровода «Голубой поток», строительства дороги Черкесск-Адлер, строительства судоходного канала «Евразия» между Азовом и Каспием и т.д.

Однако статус эколога – пусть даже районного масштаба – требовал наличия хотя бы среднего образования. С этим-то у Рудомахи как раз и не ладилось. Еще в школе свободолюбивый Андрюша убедился в том, что значительно опережает интеллектом не только сверстников, но и учителей. А потому на учебе Рудомаха никогда не заморачивался. Однако пустующая графа «образование» в анкете руководителя организации, претендующей на получение западного гранта – смотрелась весьма жалко, и Рудомаха отправился в Воронеж, в гости к одному из своих бывших адептов, с твердым намерением получить диплом местного Лесотехнического института. Однако не прошло и семестра, как Рудомаха понял – и тут он во всем опережает сокурсников и преподавателей. Решив, что учиться ему уже «нечему и не у кого», Рудомаха вернулся на родную Кубань, где вплотную занялся вопросами экологии. Впрочем, бывалого анархиста то и дело сносит куда-то в сторону. Но уже не влево, как раньше, а вправо. Злые языки поговаривают о тесных дружественных контактах «главного эколога» Северного Кавказа с радикальными адыгейскими националистами. Будто бы даже к визиту оценочной комиссии МОК обе организации рассматривали возможность проведения в районе Сочи массовых акций, не исключающих, как говорилось в попавшей в руки правоохранительных органов переписке, «умеренный мордобой».

Впрочем, столь странная на первый взгляд дружба экологов и скинхедов вполне объяснима. Дело в том, что проблемы коренных народов Кавказа всегда волновали Рудомаху не меньше, чем, скажем, вопрос вырубки крымской сосны. Вот, например, что говорил активист по поводу проекта нового зонирования Сочинского нацпарка: «Чтобы общая площадь охраняемых территорий нацпарка не уменьшилась, зонами заповедного режима вместо хребта Аибга и Турьих гор должны стать участки вокруг русских сел и шапсугских аулов. Местные жители из поколения в поколение пасут здесь скот, собирают грибы-ягоды, ловят рыбу. Теперь они не должны лишиться привычной среды обитания…».

Создается впечатление, что, по логике Андрея Рудомахи, тем местным жителям, которые привыкли по недосмотру цивилизации жить первобытно-общинным строем, надо продолжать собирать грибы-ягоды и не знать никаких благ прогресса. Впрочем, формулировка про «привычную среду обитания», которая скорее относится к животным, а не к представителям homo sapiens, достаточно ярко указывает на истинное отношение Рудомахи к коренным жителям. Как и его ставшая знаменитой фраза, брошенная им во время попойки с друзьями-неформалами в одном из питейных заведений Сочи: «Это ж заповедник! То есть место, где пасутся туры и шапсуги».

Олимпийский шанс

Наверное, так и не пришлось бы Андрею Рудомахе снискать всероссийской славы, если бы на помощь не пришла зимняя Олимпиада-2014. Вернее, Сочинская заявка на ее проведение. Стоит ли говорить, что с первых же дней сочинской заявки Андрей Рудомаха стал едва ли не самым главным ньюсмейкером от экологии, опередив по упоминаемости всех остальных персонажей, в том числе и представителей уважаемых международных организаций. Конец прошлого и начало нынешнего года Рудомаха и впрямь работал не покладая рук: писал в авторитетные западные организации письма протеста от лица «российской экологической общественности», одновременно слал письма в российские «инстанции», требуя привлечь к проведению экологической экспертизы себя, Андрея Рудомаху, как единственного представителя российской (в текстах это слово, как правило, подчеркивалось жирной линией), а не международной экологической организации (намек на Greenpeace и WWF).

Усилия принесли результат: Андрея Рудомаху даже пригласили на встречу с оценочной комиссией МОК. Правда, ничего нового и интересного от лидера «Эковахты» не услышали, кроме того, что его организация «ставит вопрос о недопустимости принудительного переселения жителей Имеретинской низменности». Какого переселения, куда? На эти вопросы сам Андрей Рудомаха предпочитает не отвечать, выставляя вместо себя какие-то полумифические организации вроде Союза староверов Черноморского побережья, Зеленого патруля Краснодарья и Ассоциации нетрадиционных конфессий Кавказа. Полузамерзшие подростки и безымянные бородатые личности с транспарантами, по мнению Рудомахи, должны символизировать всевозможные народы, потерпевшие от прихода цивилизации в Красную поляну.

Впрочем, существует мнение, что непрекращающийся хепенинг «команданте Эр» – с письмами в ООН и ЮНЕСКО, веерными подачами исков и массовыми акциями против спортивного строительства в Сочи - не более чем «отработка» неких заказов, имеющих мало общего с экологией. Одна из главных версий – интересы конкурентов Сочи по зимней олимпиаде 2014 года. Их, как известно, два – Сочи и Пхьончен. Как в свое время заметил Сергей Перов в «Новых Известиях»: «У экологов есть уже опыт борьбы со стройками газопроводов и нефтепроводов, и, в случае если власти не прислушаются к их голосу, они готовы перейти к акциям неповиновения и блокирования строительства. Однако в основном они надеются на то, что помощь им окажут организации из стран–конкурентов Сочи». У этой версии есть косвенное подтверждение: по слухам, аккурат в конце 2006 года Рудомаха установил тесные контакты с российским представительством одной крупной южнокорейской корпорации – известным производителем электроники. Результат сказался буквально в дни визита в Сочи комиссии МОК: в рекламные отделы ряда федеральных телеканалов явились эмиссары «Вахтера» (по крайней мере, на Третьем канале, ТВЦ и РенТВ граждане засветились), предлагая за десятки тысяч долларов состряпать в эфире материалы о грядущем экологическом бедствии на территории Сочинского заповедника. Откуда такие средства у бескорыстных экологов – остается только догадываться.

Есть и другая версия небывалой активности Вахтера-Асахары. Если присмотреться внимательно, активность Андрея Рудомахи во многом направлена против совершенно конкретных персон: губернатора Краснодарского края Александра Ткачева и министра внешнеэкономического развития Германа Грефа. Именно эти чиновники несут прямую ответственность за выполнение Федеральной целевой программы развития Сочи, вокруг которой экологи подняли такой шум. Что самое интересное, ни сам Андрей Рудомаха, ни его представители так и не вошли в Координационный экологический совет при МПР России, созданный для урегулирования претензий экологов к ФЦП. Не вошли, несмотря на приглашение. По видимому, критиковать куда проще, чем вести рутинную работу. Да и цели такой – найти общий язык между экологами и властями – перед Андреем Рудомахой явно не стоит.

Другие материалы раздела:
Андрей Рудомаха и эковахта
Анархизм и растраты Рудомахи

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru