Оригинал
этого материала
© solomin,
26.02.2007, Фото: 3-millenium.ru
Как у государства украли самарский водочный завод "Родник"
Часть 1. Самарский комбинат "Родник" довели до банкротства
Вадим Кузнецов
![]() |
Водочный король самарского региона Александр Милеев |
Информация к размышлению: ОАО "Комбинат "Родник" - второе по величине
предприятие ликеро-водочной промышленности
России принадлежащее государству и управляемое ФГУП "Росспиртпром". В состав ОАО
"Самарский комбинат спиртовой и ликеро-водочной промышленности "Родник""
входит комплекс предприятий с замкнутым циклом производства водки. Два
собственных спиртзавода Ново-Буянский и Рождественский (основаны соответственно в 1791
и 1896 годах) производят 1372,5 дал в год высококачественных спиртов. Мощность
линий розлива водки 4 млн дал в год. В ассортименте комбината более 50
наименований водки и ликеро-водочных изделий.
В декабре 2006 года в российской водочной отрасли приключилась сенсация.
Директор второго по величине водочного комбината в отрасли - самарского "Родника"
Александр Милеев сложил свои полномочия. Просто взял и ушел. Вы когда-нибудь
видели, чтобы директор уходил со своего поста сам? Особенно с поста казенного
предприятия, 51% акций которого принадлежит государству. А он взял и ушел. Может,
им было недовольно государство? Да нет, в ФГУП "Росспиртпром", которое
управляет госпакетом "Родника", считают, что
ничего страшного в том, что директор перестал хотеть быть директором нет. Так нет
же, перестал. И даже сообщил в дружественной себе газете о том, что, мол, будет
заниматься строительством и греблей. Чем поставил бомонд в еще большее
недоумение. Как же так могло произойти? Умные
люди тут же задумаются о том, а не произошло ли чего-нибудь нет не с
директором, а с подведомственным ему комбинатом.
И окажутся, как всегда правы.
"Родник" всегда представлял собой успешно работающее предприятие. Начиная с
1999 года завод только и делал, что увеличивал выпуск водки. Объем реализации
предприятия нарастал и достиг своего пика в 2002 году. Тогда он составлял 729 млн
рублей. Чистая прибыль предприятия достигла размера в 119 млн рублей, что
позволяло заводу развивать свое производство, обновлять линии, успешно
поддерживать социальные программы. Новые цеха
"Родника" строились прямо на месте старых на улице Льва Толстого, 131: здесь
устанавливались новые линии, обновлялись лаборатории. Завод считался гордостью
Самарской области и России: его продукция регулярно поставлялась за рубеж,
иностранцы создавали с комбинатом совместные
проекты, а на каждой международной выставке завод получал медаль за медалью.
Казалось бы - работай дальше.
В 2003 году на комбинате появился новый директор - Александр Милеев. Оставим вне
нашего взгляда все суды и разбирательства, предшествовавшие этому факту.
Обратим внимание только на одно: на балансы предприятия. Начиная с 2003 года
показатели "Родника" стремительно начали падать. В 2003 году, когда последствия
прихода нового руководства были незаметны, комбинат еще заработал 16,5 млн рублей
прибыли. Т.е почти в восемь раз меньше чем в предыдущем. Назвать хорошим делом
факт падения прибыли в восемь раз нельзя, но может быть, что-то куда-то
вкладывалось? Милеев, действительно, говорил в
газетах о какой-то реконструкции. В 2004 году дела, как выяснилось оказались еще
хуже: комбинат понес убытки в размере 7,5 млн рублей. Казалось бы, пора
остановиться, но газетные статьи о комбинате и
реальное положение дел, похоже, превращались в совсем отдаленные друг от друга
категории. В 2005 году убытки комбината составили 171 млн рублей. В газетах снова
появились победные реляции. В 2006 году "Родник" оказался на грани банкротства, а
его убытки превысили 200 млн рублей.
Самым наглядным показателем того, что происходило на "Роднике" на самом деле
стал объем выпускаемой водки. Несмотря на победные реляции в СМИ он падал.
Объем выпуска основной продукции - водки упал с 2293 тыс. декалитров в 2002 году до 1200
тыс. декалитров в 2005 году. С финансовыми показателями творилось
что-то непонятное: коэффициент общей рентабельности предприятия за период
2002-2005 годов упал с 28% до 9%. Коэффициент рентабельности продаж за тот же период
снизился с 21,9 до 8,25%, коэффициент рентабельности капитала стал отрицательным и
по итогам 2005 года составил - 43,95%.
Процесс банкротства комбината происходил на
глазах у всех, но все были явно очарованы директором предприятия и его
победными текстами. Щедро оплачиваемые тексты, приятели-редактора делали свое дело.
К концу 2006 года не замечать то, что происходило на комбинате было уже
невозможно. И суперменеджер Александр Милеев
покинул предприятие. Правда, никто уже не знал, что предприятие к этому моменту
представляло собой потенциального банкрота.
Как известно, любые действия совершаются с определенными целями. Александр
Милеев явно знал, что делал. Потому что
уходя с комбината он успел прихватить с
собой его главную ценность.