Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "RBC daily", 08.12.2005

"Совкомфлот" занял на все

Главное пароходство страны за два последних месяца заняло 1,1 млрд долл. на обновление и развитие своего флота

Евгения Гаврилюк

В минувший вторник «Совкомфлот» и синдикат банков под руководством Nordea Bank подписали кредитное соглашение на сумму 600 млн долл. На сегодняшний день это самый большой кредит для российских пароходств – даже крупнейшие мировые судовладельцы прибегают к таким заимствованиям крайне редко. Детали подписанного соглашения в «Совкомфлоте» сообщить отказались, но очевидно, что привлеченный кредит весьма выгоден для пароходства уже хотя бы в силу восьмилетнего срока погашения. Сложнее понять, как столь резкое увеличение долговых обязательств отразится на работе компании. По мнению одних экспертов, при любой конъюнктуре фрахтового рынка новые суда будут генерировать достаточный денежный поток для финансирования задолженности. По мнению других, подобные кредиты уже в ближайшей перспективе могут привести к серьезному снижению прибыли компании. Однако, несмотря на это, можно ожидать, что по следам «Совкомфлота» скоро пойдут и другие крупные отечественные пароходства – проблемы рефинансирования сегодня есть у всех. 

ОАО «Современный коммерческий флот» («Совкомфлот») – первое по величине пароходство России, полностью принадлежит государству. Флот компании общим дедвейтом 3,85 млн т состоит из 50 судов различных типов (в том числе 38 нефтеналивных судов, 10 сухогрузов и 2 пассажирских судна) и является одним из самых молодых в мире (средний возраст судов компании составляет 5,33 года). По итогам прошлого года прибыль пароходства (без учета переоценки флота) выросла более чем в два раза, составив 159,6 млн долл., чистые активы превысили 1,48 млрд долл., а выручка увеличилась на 5,3% – до 392,8 млн долл. 

В минувший вторник в Лондоне компании группы «Совкомфлот» и синдикат банков под руководством Nordea Bank подписали кредитное соглашение на сумму 600 млн долл. Согласно официальному сообщению пароходства, кредит со сроками погашения до конца 2013 г. предназначен для рефинансирования задолженности по 11 судам, а также для финансирования новых проектов и приобретения новых активов. Процентную ставку, конкретные проекты, на финансирование которых пойдет кредит, и прочие подробности RBC daily в «Совкомфлоте» сообщить отказались. 

Привлеченный кредит хотя и самый большой, но далеко не первый в этом году. В рамках процесса рефинансирования в октябре было подписано два кредитных соглашения с синдикатами банков под руководством Calyon и ING Bank на общую сумму 325 млн долл., а в ноябре – с HSH Nordbank на сумму 168 млн долл. «Кредитование, направленное на обновление флота, – абсолютно нормальная бизнес-практика. Весь мировой флот строится на кредитные деньги, даже крупнейшие судовладельцы, компании которых имеют многомиллиардные обороты, никогда не вкладывают в новый флот более 20-30% собственных средств, – сказал RBC daily генеральный директор транспортной компании «ТИС-Регион» Андрей Голубчик. – Но общая сумма привлеченных кредитов почти 1,1 млрд долл. – это не только самый большой кредит для российских пароходств. В мире операторы флота прибегают к столь огромным заимствованиям крайне редко». 

Казалось бы, за «Совкомфлот» можно только порадоваться – последнее из подписанных кредитных соглашений является для него весьма выгодным. «Скорее всего, кредит будет выгоден компании, так как срок погашения – до конца 2013 г., – сказал RBC daily аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Ростислав Мусиенко. – Честно говоря, я не припоминаю, кто еще из российских компаний смог привлечь кредит на такой длинный срок». Как пояснил RBC daily аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков, привлечение подобного кредита может быть выгодно для «Совкомфлота», так как позволит ему рефинансировать существующие обязательства по более низкой процентной ставке. 

Однако насчет того, как столь резкое увеличение долговых обязательств повлияет на работу компании, мнения аналитиков разделились. «Значительный рост задолженности не должен оказать отрицательного влияния на финансовые показатели «Совкомфлота», – говорит Олег Судаков. – Банки кредитуют строительство новых судов шиппинговыми компаниями под залог этих самых судов. При этом суда должны быть зарегистрированы в оффшорах (под «удобным» флагом) и обеспечены длительными контрактами. Эффективные ставки по таким кредитам невысоки (LIBOR + 1,5-2%), что составляет около 5-6% годовых. Поэтому при любой конъюнктуре фрахтового рынка новые суда будут генерировать достаточный денежный поток для финансирования задолженности». 

С другой стороны, столь резкое увеличение долговых обязательств может неблагоприятно сказаться на деятельности компании. «В результате роста долговой нагрузки в первое время финансовые показатели компании могут ухудшиться, но пароходствам необходимо модернизировать свой флот сейчас, используя благоприятную конъюнктуру на рынке морских перевозок», – говорит Ростислав Мусиенко. Как пояснил RBC daily директор санкт-петербургского Агентства специальных исследований Рубен Тертерян, проблемы у компании могут возникнуть и в перспективе – года через три, когда рынок фрахта на перевозку нефти «просядет». «Подобные кредиты, безусловно, ложатся тяжким бременем на операционную прибыль компании, – отметил Андрей Голубчик. – В данном случае прибыль «Совкомфлота» может резко пойти вниз, до нуля, а может быть, и в минус». 

Несмотря на это, по словам экспертов, по следам «Совкомфлота» скоро могут пойти и другие крупные отечественные пароходства – Дальневосточное, Приморское, «Новошип». «В ближайшие годы можно ожидать новых крупных заимствований российских судоходных компаний – проблемы рефинансирования есть у всех», – говорит Рубен Тертерян. По словам Олега Судакова, масштабные программы обновления флота, принятые российскими компаниями, потребуют новых займов для их финансирования и рефинансирования. «Конкуренты «Совкомфлота» уже идут по этому пути, только в меньших масштабах, но ведь они и сами уступают «Совкомфлоту» по размерам», – отмечает Ростислав Мусиенко. 

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru