Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

"Бунт" Гартунга

История Российской партии пенсионеров

Оригинал этого материала
© "Политком.ру", 20.10.2005, Фото: "Коммерсант", Российская партия пенсионеров

Алексей Макаркин

Валерий Гартунг

Российская партия пенсионеров (РПП), еще совсем недавно не привлекавшая особого внимания СМИ, в последнее время создала целый ряд информационных поводов. Вначале они носили позитивный для партии характер - ее представители смогли пройти в абсолютное большинство законодательных органов регионов, в выборах в которые они принимали участие. Затем позитив сменился на негатив - судебные органы опротестовали избрание председателем партии депутата Госдумы Валерия Гартунга, при котором партия и добилась столь внушительных успехов. 

История партии

Российская партия пенсионеров (РПП) была создана как общественно-политическая организация (Партия пенсионеров) в 1997. На ее учредительном съезде председателем был избран Сергей Атрошенко, бизнесмен из Тюменской области, который тогда рассчитывал на политическую карьеру как на региональном, так и на федеральном уровнях. Уже тогда в политических кругах циркулировали слухи о том, что партия либо является личным проектом Атрошенко, либо поддерживается президентскими структурами (некоторые называли тогдашнего управделами президента Павла Бородина) как возможный спойлер для КПРФ, в электорате которой значительное место всегда занимали лица пенсионного возраста. Понятно, что одна версия совсем не исключала другую. Партия функционировала (и действует до сих пор) по "сетевому", а не идеологическому принципу - региональные организации создавались преимущественно прагматичными бизнесменами, которые хотели получить в свое распоряжение политический ресурс. 

Впрочем, на выборах в Госдуму в 1999 году партия набрала 1,95% голосов, что можно трактовать двояко. С одной стороны, партия получила свыше 1% голосов, то есть не оказалась в числе явно аутсайдерных и полностью бесперспективных политических проектов. С другой стороны, свою возможную роль спойлера для КПРФ партия не выполнила - хотя на выборах 1999 года снижение результата коммунистов не было основной задачей администрации президента: тогда главным для нее была минимизация результата ОВР. Первым номером на тех выборах в партийном списке был Яков Рябов, в прошлом занимавший руководящие посты в партийном и советском аппарате (был секретарем ЦК КПСС, зампредом Совмина СССР, послом во Франции). Очевидно, что он играл в партии номинальную роль и был привлечен на лидирующую позицию только из-за известности в прошлом. Такое решение не принесло электоральных дивидендов. 

В 2001 году на основе Партии пенсионеров создана Российская партия пенсионеров (РПП). Такое изменение было связано с сугубо техническими проблемами - необходимостью приведения уставных документов партии в соответствие с действующим законодательством. Лидером партии остался Атрошенко. Основным программным документом партии стал "Манифест Партии пенсионеров", базирующийся на идее перераспределения природной ренты в пользу граждан страны через открытие именных счетов с ежемесячным зачислением на них определённых сумм. 

На выборах в Госдуму в декабре 2003 года РПП в блоке с Партией социальной справедливости (ПСС) набрала 3,09% голосов. Этот результат был лучшим, чем четыре года назад, но партийные организации были разочарованы. Во-первых, ослабление позиций коммунистов позволял им надеяться на лучший результат, особенно с учетом использования в партийном пиаре темы природной ренты. Многие избиратели разочаровались в зюгановцах и искали "социально окрашенную" альтернативу компартии. Во-вторых, партия (и блок) могли рассчитывать на благосклонность властей, для которых минимизация электорального результата КПРФ стала на этих выборах принципиальной задачей. 

Однако роль основного спойлера для КПРФ сыграл другой политический проект - "Родина" - оказавшийся более удачным. "Родина" провела значительно более яркую избирательную кампанию, в том числе максимально успешно использовав лозунг изъятия природной ренты, который в общественном мнении стал ассоциироваться с фигурой Сергея Глазьева. Однако обращает на себя внимание тот факт, что даже в условиях такой конкуренции и с далеко не самым убедительным лидером (первым номером в списке был тогдашний лидер ПСС, бывший офицер КГБ Владимир Кишенин) блок ПСС и РПП получил количество голосов, сопоставимое с тем, которое завоевали такие раскрученные партийные проекты как СПС и аграрии. Фактически "пенсионеры" сделали заявку на участие в "первой лиге" российской партийной системы, наряду с указанными выше партиями и "Яблоком" (в "высшую лигу" входят четыре думские партии). 

Однако эти аргументы вряд ли могли удовлетворить партийных активистов, которые на этот раз всерьез рассчитывали на успех. Неудивительно, что после выборов в партии разразилась борьба за власть. Оппозицию Атрошенко возглавил депутат Госдумы Валерий Гартунг - единственный член РПП, избранный по одномандатному округу. Гартунг прямо обвинил в поражении партии Кишенина и Атрошенко. Он утверждал, что поражение было связано с рядом факторов. Во-первых, с самоустранением от участия в избирательной кампании Атрошенко, который во время ее проведения находился в Португалии. Во-вторых, с недостаточно эффективным использованием ресурса СМИ, в результате чего идею природной ренты удалось "спереть" (как выразился Гартунг) блоку "Родина". В-третьих, Гартунг обвинил их в том, что его кандидатура не была включена в первую тройку - а, по его словам, именно он мог адекватно довести до избирателей идеи партии, включая и "рентную". Позицию Гартунга поддержали представители многих региональных организаций РПП. В ответ Атрошенко инициировал исключение "бунтовщиков" из партии и инициировал проведение партийного съезда, который поддержал его политический курс. 

Однако сторонники не признали эти решения и провели два "своих" съезда - 31 января и 27 марта 2004 года. На первом из них Атрошенко был снят со своего поста, а Гартунг стал и.о. председателя партии. На втором Гартунг закрепил свой успех и был избран председателем РПП. Минюст на тот момент признал легитимность именно "гартунговских" съездов. 

Валерий Гартунг - лидер РПП

Валерий Карлович Гартунг родился в 1960 году в городе Копейске Челябинской области в шахтерской семье. После окончания Челябинского политехнического института начал свою трудовую деятельность на Челябинском кузнечно-прессовом заводе. Прошел трудовой путь от слесаря-ремонтника, руководителя арендного предприятия "Лидер" до генерального директора предприятия. 

Эта официальная биография лишь частично дает понять особенности карьеры Гартунга. По сути дела, речь идет о человеке, ушедшем в бизнес еще в конце 80-х годов и работавшего в рамках кооперативного движения. Такая "генеалогия" в определенной степени объясняет и семейный характер гартунговского бизнеса, а затем и политической деятельности. Так, руководителем аппарата РПП является его супруга, Марина Гартунг: они учились вместе в институте (хотя и на разных факультетах), работали на одном заводе. В то время, когда Валерий Гартунг возглавлял предприятие "Лидер", его супруга была там же главным бухгалтером. 

Успешная деятельность Гартунга в качестве бизнесмена привела к тому, что недавний "арендатор" взял под контроль завод. В середине 90-х годов проявляются и его политические амбиции. В 1997 году он на дополнительных выборах впервые избирается депутатом Госдумы, спустя два года переизбирается вновь, несмотря на сложные отношения с администрацией области (в 2000 году он баллотировался против губернатора Петра Сумина на выборах главы областной администрации) и проблемы с местной прокуратурой. В региональных СМИ неоднократно звучали обвинения в адрес Гартунга в противозаконной деятельности, однако он регулярно подавал иски в суд о защите чести и достоинства и столь же регулярно выигрывал судебные процессы (по состоянию на август 2000 года на его счету было 17 выигранных дел). 

В 2003 году он получает в Советском округе Челябинской области поддержку 68,5% избирателей. К тому времени Гартунг уже сложился как профессиональный публичный политик (правда, регионального уровня - в Госдуме он не принадлежал к числу наиболее заметных фигур), лишь опирающийся на наработанный им бизнес-ресурс. В настоящее время директором завода является его старший сын Андрей (1982 г.р.). 

В январе 2002 года Гартунг становится председателем Челябинского регионального отделения РПП. На тот момент партийная работа явно была для него дополнением к основной деятельности депутата-одномандатника. Впрочем, его авторитета в регионе хватило для того, чтобы РПП получила в Челябинской области на выборах 2003 года в три раза больше голосов, чем в целом по стране. 

Итак, к моменту избрания председателем РПП Гартунг был опытным политиком, трижды выигрывавшим выборы в своем одномандатном округе. Кроме того, он отличался политической лояльностью Кремлю, который не препятствовал его политической деятельности. Так, в 2000 году он вступил в прокремлевскую депутатскую группу "Народный депутат". Тогда же он стал доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах. Вскоре после выборов он вместе с некоторыми другими депутатами обратился к Путину с открытым письмом, в котором подверг критике позицию губернаторов, которые препятствовали усилению вертикали власти. Впрочем, этот шаг был выгоден как Кремлю, так и самому Гартунгу, который тогда находился в конфликтных отношениях с губернатором Суминым. После выборов 2003 года Гартунг еще неоднократно демонстрировался свою лояльность власти. Так, он вступил во фракцию "Единая Россия", а 30 октября 2004 года РПП стала одним из учредителей коалиции "Патриоты России" - левопатриотического объединения, созданного Геннадием Семигиным в качестве альтернативы КПРФ (что также вполне устраивало президентские структуры). 

Однако к этому времени отношения между Гартунгом и Кремлем стали серьезно портиться. Это было связано с двумя основными факторами. 

Во-первых, с осени 2004 года РПП стала успешно выступать на выборах в региональные законодательные органы власти (подробнее см. таблицу). Партия смогла выступить в качестве альтернативы политическим силам, которые представлены в Госдуме. Удачный бренд партии - социально окрашенный и вызывающий позитивные эмоции (образ "защитника слабых") - РПП использовала в полной мере. Из 12 законодательных органов власти регионального уровня, в выборах в которые приняли участие "пенсионеры", партия смогла преодолеть избирательный барьер в 11 случаях. Исключение составила Воронежская область, где с партией конкурировали очень сильная "Родина" и местный популистский блок. Но и там РПП превзошла свой результат 2003 года. Фактически партия все более превращалась в электоральную машину, ориентированную на получение оптимального результата на выборах разных уровней. 

При этом партия становилась конкурентом не столько ослабленной КПРФ, сколько "Единой России", отбирая у нее голоса потенциальных избирателей. Постепенно росли и амбиции Гартунга, который был явно ориентирован на преодоление 7%-ного барьера на думских выборах 2007 года (обратим внимание, что в 9 случаях из 11 на выборах в законодательные собрания регионов РПП получала более 7% голосов). Во-вторых, партия должна была реагировать на настроения своего электората, который резко негативно воспринял монетизацию льгот. Перед партией и лично Гартунгом как депутатом от "Единой России" встала дилемма - или поддерживать позицию власти (и потерять популярность среди протестного электората), или занять критичную позицию с возможной перспективой конфликта с властью. Решение надо было принимать быстро - в период "монетизационного кризиса" начала года счет шел буквально на дни. 

"Бунт" Гартунга

Лидер РПП принял решение. Он присоединился к сторонникам вотума недоверия правительству, после чего объявил о выходе из фракции "Единая Россия" (впрочем, сами "единороссы" отмечали, что Гартунг и ранее не соблюдал фракционную дисциплину: он более 40 раз голосовал вразрез с позицией фракции). Тем временем представители региональных организаций РПП стали присоединяться к акциям протеста пенсионеров против монетизации льгот. При этом сам Гартунг продолжал подчеркивать, что остается сторонником президента, но это ему не слишком помогло в отношениях с Кремлем. Уже вскоре после его выхода из фракции "Единая Россия" в Думе был поднят вопрос о законности распоряжения его служебной жилплощадью, в которой, по мнению депутатов от ЛДПР, проживали посторонние люди. В ответ Гартунг демонстративно отказался от квартиры и потребовал провести аналогичное расследование в отношении других депутатов. 

Дальнейшие события показали, что успех РПП не носил ситуативного характера. Спад протестных настроений не привел к снижению результатов партии на различных региональных выборах. Напротив, они начали расти. Так, в мае 2005 года на выборах в Магаданскую областную думу партия получила рекордный для себя результат - 20,75%, заняв "твердое" второе место после "Единой России" (несмотря на то, что партия первоначально была снята с выборов и лишь позднее восстановлена). Более того, в Магадане РПП на три пункта (25% против 22%) обошла "единороссов". Таким образом, городской избиратель отдал первенство партии, не представленной в парламенте, выразив, тем самым, свои протестные настроения. 

9 октября РПП впервые победила "Единую Россию" в выборах по партийным спискам в городскую думу Томска. РПП получила 19,8% голосов, тогда как Единая Россия - 17,85%. Спустя неделю РПП заняла второе место (более 18% голосов) на выборах в городскую думу Нижнего Новгорода. И это при том, что это голосование было совмещено с выборами мэра, на которых абсолютное большинство голосов (75%) получил кандидат от "Единой России" Вадим Булавинов. Без этого фактора результат "единороссов" (27%) мог быть еще менее убедительным. 

При этом избиратели обращали мало внимания на то, что в списках РПП ведущие места занимали люди далеко не пенсионного возраста (впрочем, сходная ситуация была и при председательстве Атрошенко). Характерно, что сенатор от Нижегородской области Дмитрий Бедняков, выражая свое удивление по случаю успеха РПП на городских выборах, заметил, что "эту партию представляют люди молодые, пенсионеров среди них нет". В партию более активно потянулся региональный бизнес, которому по тем или иным причинам не нашлось места в "Единой России". Примечательно, что на выборах в Магаданской области от РПП баллотировался свердловский бизнесмен с крайне противоречивой репутацией Павел Федулев, который уже давно хотел получить депутатский статус. Не исключено, что часть проблем Гартунга в отношениях с властью может быть связана и с этой фигурой. Правда, Федулев, занимавший четвертое место в списке, в областную думу не прошел (туда попали лишь три первых кандидата от РПП), но в сентябре появилась информация о том, что лидер спис 

ка Владимир Буткеев (в настоящее время является "человеком номер два" в РПП, возглавляя ее исполком; он дважды (в 1997 и 1999 гг.) как депутат-одномандатник от Магаданской области избирался в Госдуму, где и карьеру в рядах демократов (был членом ДВР), в Госдуме принадлежал к депутатам-центристам (депутатская группа "Российские регионы")) откажется от мандата, и Федулев автоматически станет депутатом. 

Сильнейший удар по Гартунгу был нанесен 26 сентября, когда Таганский районный суд принял решение о его отстранении от должности по иску Атрошенко, который, казалось, уже стал для партии сугубо "исторической" фигурой. 14 октября Мосгорсуд оставил в силе это решение. После этого в Москве и Челябинской области РПП потеряла право участия в выборах в региональные парламенты. В Челябинске избирком заявил, что список заверен неправомочным лицом (то есть Гартунгом) - для РПП это особенно сильный удар, если учесть, что речь идет о "домене" Гартунга, в котором партия уверенно претендовала на второе место. Таким образом, эти выборы должны были не только усилить позиции лидера РПП в регионе, но и подтвердить успехи в Магадане и Томске. В Москве сторонники Атрошенко отозвали список, в который входили сам Гартунг, его жена и сын - впрочем, здесь шансов на успех у РПП было значительно меньше. 

Гартунг заявил, что за решением о его смещении "стоят некоторые сотрудники администрации президента". Очевидно, что он до сих пор соблюдает определенные правила политикорректности - продолжая отказываться от критики в адрес "государя", он обвиняет в своих злоключениях "злых бояр". 

Что дальше?

Похоже, что на подступах к думским выборам 2007 года происходит "зачистка" партийного пространства от политических проектов популистского толка, которые не только являются конкурентами "Единой России", но и, как показал опыт "монетизационого кризиса", готовы стать резкими критиками власти в случае первых же серьезных политических проблем. В один ряд с проблемами РПП можно поставить и раскол "Родины" (показавшей в лице Дмитрия Рогозина свою "ненадежность" в период "монетизационного кризиса"), и запрет избирательных блоков, в составе которых в региональные органы власти проходили политики-популисты. Если в 2003 году Кремль использовал популистов против КПРФ, то теперь эта их роль представляется неактуальной. Возможно, что напрасно, так как в отсутствии популистов симпатии протестного электората могут качнуться к компартии, сохранившей свою организационную структуру и значительную часть кадров. 

Что касается перспектив РПП, то они выглядят крайне смутными. Сейчас сторонники Гартунга, желающего все же сохранить контроль за своим проектом, объявили о том, что 12 ноября в Челябинске состоится внеочередной съезд партии, который должен подтвердить его полномочия. Впрочем, сам Гартунг оказался в нелепом положении. Решение суда не только признало неправомочным его избрание главой партии, но и подтвердило решение Атрошенко от января 2004 года о его исключении из партии. А раз так, то человек, с именем которого связаны электоральные успехи РПП, официально становится беспартийным. Атрошенко, в свою очередь, предлагает провести "свой" съезд 17 декабря. Все это сопровождается пиаровской кампанией против Гартунга, который, якобы, вместо того, чтобы заниматься проблемами пенсионеров, продавал места в партийных списках и даже хотел запродать всю свою партию спикеру Совета Федерации Сергею Миронову (у которого, правда, уже своя партия есть). 

Таким образом, в рядах РПП, как минимум, началась смута, которая может нанести сильный удар по ее позициям. Если в борьбе за власть побелит Гартунг, то он получит ослабленную структуру, которой придется пройти через долгие судебные баталии. Если верх возьмет Атрошенко, то далеко не факт, что у него будут возможности (да и желание) для сохранения выстроенной Гартунгом электоральной машины. 

***

Таблица. Участие РПП в выборах в региональные парламенты.

Дата выборов Регион Результат
03.10.2004 Тульская область 6,15 (2 места)
10.10.2004 Республика Марий Эл 13,11% (4 места)
10.10.2004 Иркутская область 5,81% (2 места)
10.10.2004 Сахалинская область 7,39% (1 место)
28.11.2004 Курганская область 10,41% (2 места)
19.12.2004 Корякский АО 11,35% (1 место)
26.12.2004 Республика Хакасия 8,11% (5 мест)
06.02.2005 Ненецкий АО 9,11% (1 место).
20.03.2005 Владимирская область 10,11% (3 места)
20.03.2005 Воронежская область 3,17% (0 мест)
27.03.2005 Амурская область 8,32% (2 места)
22.05.2005 Магаданская область 20,75% (3 места).

 

Другие материалы раздела:
Справка в отношении Гартунга
Гартунг рвется в губернаторы
Гартунг – это achtung
"Бунт" Гартунга
Список Гартунга
Семейный клан Гартунга
Гартунга - на выход!
Обращение членов РПП

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru