Коммерческая застройка на внеконкурсной основе по символической цене
© "Известия", (Москва), 30.09.2005
Звездные комплексы Москвы
Наталья Давыдова
![]() |
Стройку Школы телевизионного мастерства под руководством Владимира Познера не раз останавливали протесты окрестных жителей |
С середины 1990-х "отцы города" успели принять решения о создании около двух десятков культурных центров, носящих знакомые каждому имена звезд российской эстрады, театра, кино, телевидения. Однако вокруг строительства нескольких из них возникли целые очаги сопротивления. Почему столичные обыватели отплатили властям черной неблагодарностью? Какую роль сыграли в этом допущенные к звездному бизнесу инвесторы и какую прибыль они в данном случае имеют? "Известия" решили разобраться в процессе рождения звездных центров, тем более что город вкладывает в них средства из городской казны - прямо или опосредованно: с помощью льгот по аренде, предоставления бесплатных земельных участков и других преференций.
Незаконнорожденные
Начнем с того, что никаких четких правил, по которым могли бы появляться
на свет "именные" культурные и образовательные центры, в Москве нет. И
Культурный центр Михаила Шемякина, и Школа телевизионного мастерства под
руководством Владимира Познера, и Фольклорный центр Людмилы Рюминой, и
киноклуб "Эльдар" Эльдара Рязанова, и Музыкальный театр под руководством
Александра Градского, и Центр культуры, искусства и досуга имени Аркадия
Райкина, создаваемый его сыном Константином Райкиным, - все эти и многие
другие проекты (и реализованные, и забуксовавшие) получили право на жизнь
благодаря постановлениям московского правительства.
Никакой общественной или профессиональной дискуссии насчет того, кто из
деятелей культуры вправе надеяться на "персональные" дотации из кармана
налогоплательщика для обзаведения собственным центром, а кто - нет, тоже не
наблюдается. Даже депутаты узнают о них в лучшем случае постфактум, когда к
ним на утверждение приходит очередной городской бюджет. Хотя и без того
очевидно, к чему склоняется общественное мнение
- недаром один из прошлых
составов столичной думы отказался финансировать Картинную галерею Ильи
Глазунова за счет бюджета города, посчитав, что в ситуации музейного
кризиса непозволительно создавать личные картинные галереи.
Звездная арифметика
После шумных митингов протеста и коллективных петиций всей Москве стали
известны две звездные стройки - Школы телевизионного мастерства под
руководством Владимира Познера и Центра культуры, искусства и досуга имени
Аркадия Райкина.
Столичные жители, интересы которых так или иначе затрагивали эти проекты
(а какая стройка сегодня обходится без этого?), дотошно собирали
официальные документы для своих "персональных дел". В конце концов стало
ясно, что деятели культуры для своих именных проектов - не только мотор и
крылья, но и земельные девелоперы. Другими словами, их не взяли на полный
бюджетный кошт, зато наделили землей, которая, как известно, в столице
давно уже самый дефицитный товар. Дальнейшая схема такова: человек с именем
сам или с помощью чиновников находит инвестора, согласного строить звездный
объект недвижимости по принятой в Москве схеме, то есть примерно 70
процентов построенного оставляя себе.
К примеру, Школа Познера началась с распоряжения Юрия Лужкова (N 495-РМ
от 17 мая 1999 г.), в котором говорилось о предоставлении (заметим,
бесплатно - "Известия") этому образовательному учреждению в пользование на
условиях аренды сроком на 49 лет земельного участка площадью 0,2 га по
улице Малая Дмитровка в территориально-экономической оценочной зоне N 1.
Следующим распоряжением властей в марте 2001 года участок земли был
увеличен почти до 0,4 га. А затем в деле появился инвестор - ООО "ПСФ
"Крост".
Бюджетные потери города от двух упомянутых распоряжений подсчитать
нетрудно - в постановлении столичного правительства N 522 от 27.07.2004
приведена средняя плата за право долгосрочной аренды одного гектара земли в
1-й оценочной зоне Москвы - 270 млн руб. Для примера, когда правительство
Москвы провело тендер на право строительства нового отеля на месте
"Интуриста", то за аренду участка площадью 0,64 га была заплачена
грандиозная сумма - $22 млн.
Из тех же распоряжений мэра следует, что 10% построенных площадей должно
отойти в собственность школе, 20% - городу Москве (с передачей школе в
аренду на 49 лет с правом выкупа по ставкам, установленным для социально
значимых объектов, то есть по льготным ценам), а
70% - в собственность
фирме-инвестору.
То есть Москва, вложившая в проект кусок "золотой" городской земли, в
новом образовательном центре получит 30% площадей. Остальное будет
принадлежать ООО "ПСФ "Крост". Но и 30% в итоге станет не городской, а
"именной" собственностью. И что с ней станет потом - бог весть.
Ничто же не помешало Алле Пугачевой продать
свой двухэтажный особняк на Таганке, в
свое время специально для звезды подобранный столичным градоначальником и
купленный ею по смешной цене, кавказскому бизнесмену за круглую сумму -
$2,5млн.
Инвесторская доля
В своих петициях властям по поводу проекта на Малой Дмитровке горожане
пришли к исключительно важному выводу: "Нельзя признать за Школой
телевизионного мастерства статус социально значимого объекта при следующем
распределении площадей: из 17 100 кв. м школе -
1178 кв. м, 6192 кв. м -
под офисы, 1705 кв. м - под торговлю, 336 кв. м - под ресторан,
3297 кв. м
- под подземную стоянку" (торгово-офисная часть, естественно, собственность
фирмы "Крост", хотя на нее распространяются все льготы "образовательного"
проекта).
Можно ли признать социальный статус за Центром культуры, искусства и
досуга имени А. Райкина, которому при "рождении" было даровано около 3 га
земли в районе Марьиной Рощи (часть ее числилась тогда в запретной для
строительства зоне природного комплекса, из чего и вырос пожар конфликта с
жителями)? В результате сотрудничества с ОАО "Открытые инвестиции", если
судить по некоторым оказавшимся в распоряжении редакции документам, он
должен представлять собой комплекс площадью 71 500 кв. м. Из них 2780 кв. м
займет собственно школа-студия, 2700 кв. м - театральная гостиница, а 66
020 кв. м - торгово-досуговый комплекс с подземной автостоянкой на 730
машин.
При подобном раскладе культурной и коммерческой части любой звездный
проект неминуемо станет напоминать способ распределения дефицитной
городской земли под коммерческую застройку на внеконкурсной основе.
Что дальше
Похоже, звездные центры и дальше будут отдавать на откуп инвесторам.
Деньги из бюджета Москвы отпустили разве что на Фольклорный центр Людмилы
Рюминой, ради которого реконструируется здание бывшего кинотеатра "Украина"
на улице Барклая. Певица на всякий случай предупредила, что ни помещение
Центра русской песни, ни его территория не будут использоваться в "чисто
коммерческих" целях. "Хватит, навыкрутасничали..." - заявила она недавно,
не уточняя, что имеет в виду.
Центр Рюминой обещали открыть еще в прошлом году, но, по словам главы
местной управы Игоря Чичерина, сроки его сдачи перенесены "в связи с
отсутствием финансирования". Так что без инвестора и "чисто коммерческих"
целей и тут явно не обойдется.[...]