Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

18.09.2005, Фото: "Время новостей"

Запад отвернулся от Ходорковского

Амбициозный олигарх служит поводом для западной критики российских властей, но не получит поддержки

Виктор Голодько

Запад отвернулся от Михаила Ходорковского. Помощи нет и не будет. Ходорковский сам виноват. Запад любит своих ставленников, «наших сукиных сынов», но никак не умников, самостоятельно прибравших власть к рукам.

Не наш «сукин сын»

Еще совсем недавно Михаил Ходорковский имел имидж образцового бизнесмена. У него-де самый прозрачный бизнес, самые растущие акции и даже самый продвинутый «сайт». Имиджмейкеры Михаила поработали не только над его бизнес-имиджем, позаботились также и о внешности нефтяника. Мужчина в очках тонкой оправы, отдаленно похожий на Билла Гейтса, с элегантной ежедневной небритостью. Любимчик Запада, собирающийся продать этому самому Западу свою компанию. В общем, звезда.

Однако на протяжении всего судебного процесса над Ходорковским – Лебедевым, и в особенности в последние дни, когда идет оглашение приговора, Запад ведет себя на удивление спокойно. Поднимите подшивки газет, покопайтесь в Интернете, – все, что вы найдете,– не более, чем дежурные статьи о страшной России и привычных западному читателю стереотипных ужастиках про «империю Зла». Почему?

В самом деле, почему? Почему Запад столь меланхолично покусывает путинский режим вместо того чтобы обрушиться на него всей мощью политико-медийных ресурсов? Ответ на удивление прост. Потом у что Западу не нужен Ходорковский.

Как известно, Михаил Борисович талантливый человек и весьма эффективный бизнесмен. Бывало, если скупал госпакеты акций, то исключительно дешево – предпочитая платить чиновникам-приватизаторам, но не государству. Если манипулировал рынком, то так, что конкуренты плакали. Ну а если окроплял деньгами политическую сцену, то так, что мэры и губернаторы, депутаты Государственной думы, а также некоторые министры влюблялись в руководителя «самой прозрачной компании» почти без ума. Он был хорош в нефтянке, но в политике он был просто бесподобен.

Вот эта-то политическая эффективность и пугала Запад. Ходорковского мало кто понимал. Было – восхищались, боялись, приятно (или не очень) удивлялись. Но не понимали. Сознание западного человека недостаточно для понимания того, как банкир-спекулянт скупает на государственные деньги собственность, с помощью которой зарабатывает деньги, чтобы скупить чиновников государства, изменить государственный строй и самому стать фактическим хозяином страны. Сильный и непредсказуемый – делать ставку на такого небезопасно.

Что и получилось. Напомним несколько характерных эпизодов.

Эффективный манипулятор

О необходимости снижать налоги в России не говорил только ленивый. Все предприниматели от фермеров и машиностроителей до нефтяников и финансовых спекулянтов требовали от власти налоговых реформ. Во второй половине девяностых налоговые послабления, наконец, появились. Только почему-то выгодные исключительно для для нефтяников, причнем, в основном, для Михаила Ходорковского.

Сначала депутаты от нефтянки ввели – естественно, для нефтников – так называемый «плоский» налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Его смысл был в том, что ко всем типам нефти и всем добытчикам применялись одинаковые ставки налога по принципу «рубли за тонну». Если раньше (кстати, как в большинстве стран мира) обладателям легкой в добыче нефти приходилось платить больше, то теперь ЮКОС, владеющий – ах какое совпадение! – самыми легкими месторождениями, платил как те, кому достались трудные, истощенные месторождения. Результат – у Михаила Ходорковского самая низкая себестоимость нефти.

Это был шаг №1 в большой игре. Следующий шаг – борьба против СРП.

СРП – соглашения о разделе продукции. Это специальный механизм, позволяющий инвестировать в нефтедобычу на особых, по сути, льготных условиях. Закон об СРП должен был открыть инвесторам путь к особо «трудным» месторождениям, куда требуется вложить не один миллиард долларов. Если бы закон прошел, то одним из следствий, крайне важных для ЮКОСа был бы отказ иностранных нефтяников от скупки существующих в России нефтяных компаний. То есть ЮКОСа. Они могли бы, как говорится, ковырять скважины на Сахалине и горя не знать. Но, извините, это не соответствует интересам Ходорковского: соответствующий закон был с грохотом затоптан в Госдуме.

Наиболее рьяными противниками СРП выступили депутаты фракции «Отечество – вся Россия», а также «Единство» и КПРФ, деловые отношения с которыми у нефтяного олигарха процветали. От том, как Ходорковский платил законодателям, ходят настоящие легенды. Одна именитая журналистка (кстати, в настоящее время работающая на стороне Невзлина) в 2002 году так описывала методику нефтяника: «Он осыпает Думу долларами, сеет и поливает ими же». Вполне разумно – огромные «инвестиции» олигарха окупились сторицей. После разгрома СРП сразу несколько нефтяных гигантов Запада включились в переговоры о покупке части ЮКОСа у его тогдашних акционеров. Акционер №1, как известно, сам Ходорковский.

Успех неизбежно производит новые амбиции. Успех Ходорковского в скупке политиков и чиновников с той же неизбежностью привел олигарха к идее скупки контрольного пакета акций АО «Российская Федерация».

Эффективный диктатор. Несостоявшийся

Успех Михаила Ходорковского произвел впечатление на многих. Во многих вопросах, не только касающихся нефтяного бизнеса, он действительно был властителем страны. Вспомним инструменты его власти.

Основные фракции в Госдуме – КПРФ, СПС, «Яблоко», ОВР, «Единство» – под контролем компании Ходорковского. ЮКОС держал мертвой коррупционной хваткой самые интересные комитеты – налогово-бюджетный, собственность, предпринимательство. Ряд депутатов в Думе называли фактически принадлежащими ЮКОСу. В частности, бурную, если не сказать буйную, деятельность по выгодным для ЮКОСа вопросам разворачивал депутат Геннадий Кулик. Товарищ Кулик открыто говорил, что «прямые инвестиции более понятны и доступны». Были у Ходорковского в Думе и более весомые фигуры, например один из нынешних лидеров «Единой России» и тогдашний лидер фракции ОВР Вячеслав Володин. Помимо депутатов, ЮКОС скупал и сенаторов. Для законодательной работы, так сказать.

Ходорковский проявил большой талант по встраиванию и покупке действующих политиков также в исполнительной власти. Свои люди на влиятельных постах были в отдельных министерствах, Правительстве России, и даже в Администрации президента! МАП упорно не считал юкосовский (тогда) «Апатит» монополистом, РФФИ под руководством Владимира Малина делал Ходорковскому подарки в виде того же «Апатита», Минпромнауки проявлял заботу почему-то в первую очередь о нефтяниках. Ряд высокопоставленных сотрудников ФСБ РФ прессовал оппонентов Ходорковского в коридорах власти. Эти и многие другие «аномалии» в поведении высших представителей власти удивляли несведущих: почему государство играет за Ходорковского. Сведущие знали: Ходорковский и есть государство. Почти.

Все наблюдатели говорили, что Михаил Борисович влез настолько высоко, что падать будет особенно больно.

На вершине

Вектор карьеры Ходорковского кардинально изменился, когда одуревший от успехов и безнаказанности нефтяник заявил о желании скоро отойти от дел. Богатейший предприниматель России пообещал покинуть пост главы ЮКОСа в 2007 году. На вершине искусственной славы, в возрасте 44 лет и как раз накануне новых выборов в Госдуму. Уже интересно, правда?

В то время как аналитики рассуждали о парламентском государстве, которое Ходорковский в ближайшем будущем организует «под себя», как о почти решенном вопросе, сам олигарх тусовался в кругу представителей деловой и политической элиты Запада и поучал российского президента. Весной 2003 года Ходорковский. По сути, давал наставления Путину и насчет отношения к Ираку, и по экономике, и по внутренней политике. 

Немецкий журнал «Шпигель» с традиционной немецкой прямотой рассуждал о всесилии олигарха: «Ходорковский может сейчас позволить себе такой наступательный тон» (это о нашумевшем «наезде» нефтяника на президента на знаменитой встрече Путина с бизнесом). Российский президент слабее всесильного предпринимателя, Ходорковский будет над законом, - рассуждали политологи и бизнесмены. Ходорковский – наш рулевой, - восторженно писали о нем российские газеты. Бизнесмен тратил на прессу также щедро, как на чиновников.

Безграничная самоуверенность Ходорковского имела причины. Чтобы их понять, достаточно вспомнить, как страстно защищал людей Ходорковского премьер-министр Михаил Касьянов. Михал Михалыч буквально грудью встал на защиту Ходорковского – как ранее на защиту его интересов в правительстве. Как известно, защитить не получилось.

Не герой, а только повод

Трагедия Ходорковского заключается в том, что он Ходорковский. Он был слишком эффективен в вопросах приватизации государственной власти. Еще два-три года его экспансии, и, возможно, скоро мы не рассказывали бы друг другу анекдоты про президента – по причине отсутствия такового. Обсуждали бы дела премьер-министра и самодержца Михаила Ходорковского.

Неудивительно, что Запад не ставит на опального олигарха. Вот, к примеру, на Михал Михалыча ставит, а на Ходорковского – нет. Все просто. Есть смысл рассчитывать на верность несамостоятельного и зависимого коррумпированного деятеля. Делать же ставку на влиятельного и сильного богача, который сам почти прибрал к рукам власть, опасно. Не будет верным.

Так что гневных отповедей Путину от Запада мы, похоже, так и не дождемся. Обойдется привычными антироссийскими клише, где опальный олигарх лишь повод попугать читателя непонятной и страшной Россией.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru