Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

27.04.2005

Куда не кинь, РТС вбивает клин

«Ты виноват уж тем что хочется мне кушать». Краткая суть претензий перекупщиков к ЛУКОЙЛу

Антон Лакшинский

Намедни Российский Топливный Союз обратился в антимонопольную службу с интереснейшим письмом. Так и так, пишут «союзники» - наступил сезон, спрос на топливо возрос, и все отечественные производители в едином порыве радостно повышают свои отпускные цены. Однако, нашелся один злодей, некто ЛУКОЙЛ, который не повышает. Чем, само собой, сильно ломает карту остальным продавцам. Ну не хотят корыстолюбивые автовладельцы покупать у них бензин по «объективно выросшим» ценам! А все норовят, такие-сякие, завернуть на лукойловскую АЗС и отовариться по «искусственно заниженной» цене. Нехорошо так поступать, не по-товарищески. Разберитесь.

Растут цены – нехорошо. Стоят на месте – тоже плохо. Хоть стой, хоть падай. Будем разбираться.

Напомним, что цены на заправках, действительно, были директивно зафиксированы на уровне декабря 2004 года в результате прямой договоренности Президента России Путина с президентом НК «ЛУКОЙЛ» Алекперовым. Против этого союзники, впрочем, не возражают. Низкий им поклон. Однако вот что: зафиксированы только розничные цены, по которым отовариваются «частные лица» - сиречь, простые российские граждане. А вот оптовые отпускные цены на нефтепродукты растут, оказывается, в соответствии со общерыночными тенденциями. Что способствует «вытеснению с топливного рынка независимых владельцев АЗС» - сиречь, перекупщиков. О них забыли позаботиться! А им обидно, вот они и пишут слезницы – дезорганизовали, дескать, все топливные рынки (сиречь, нашу маленькую, но уже привыкшую к сладкой жизни группировочку)…

Действительно, существует общепринятый закон: когда на рынке диктует цены единый монополист, это плохо. А когда существует несколько конкурирующих продавцов, это хорошо – постольку, поскольку цены приближаются к реальности. Однако же, нет правил без исключений, и всегда лучше ориентироваться на конкретику частной ситуации. Если монополист – а ЛУКОЙЛ, заметим, таковым не является – проявляет добрую волю и сдерживает рост потребительских цен, пожалуй, стоит отнестись к такой инициативе с уважением. А если частные АЗС, вместо того, чтобы конкурировать с гигантами, паразитируют на них, стараясь ни на шаг не отстать, а лучше – опередить «среднерыночные тенденции»… Встает закономерный вопрос – а нужны ли вообще такие «независимые владельцы»? О качестве поставляемого ими горючего уже впору слагать повести, да и серьезных конкурентов на ниве отечественного топлива хватает.

Но нет. При действующей в России системе ценообразования на нефть и нефтепродукты, пишут союзники, вертикально-интегрированные компании, перерабатывающие самостоятельно добытое сырье, могут при сохранении приемлемой доходности устанавливать для собственных АЗС отпускные цены значительно ниже внутрироссийских среднерыночных. Совершенно верно. С учетом этого логика нынешнего ценообразования в розничном звене, пишут союзники, воспринималась бы субъектами рынка с пониманием, если бы и оптовые цены на нефтепродукты были также ниже среднерыночных. Совокупность таких действий подтверждала бы намерения оказать стабилизирующее влияние на динамику цен в целом. А покуда дело обстоит иначе, то и «субъекты рынка» воспринимают такую логику «с непониманием». Крупные компании, дескать, могут работать за малую маржу, а нам накладно, мы не привыкли по скромному. Помогите, корпоративный сговор! Происки монополистов! И далее авторы письма рассыпают по бумаге целую пригоршню проверенных, отполированных от длительного употребления заготовок: «недобросовестная конкуренция», «политика захвата доминирующего положения на рынке» путем «ценового демпинга» и др. Благо, что на эти «косточки» ФАС хорошо натаскан.

Между прочим, союзники скверно разбираются в действующем законодательстве по данному вопросу. Крупная компания, действительно, может снизить свои – как оптовые, так и розничные – цены для внутреннего рынка ниже себестоимости исходного продукта. Получая основные прибыли, от экспортных поставок топлива, компания может дотировать отечественного потребителя. Может – но не имеет права по закону, поскольку это и было бы истинным демпингом, направленным на вытеснение с рынка истинных конкурентов! По тому самому антимонопольному закону, стоять на страже которого призван адресат письма. Смешная ситуация.

Однако с самокритичностью у РТС серьезные проблемы. Ничтоже сумняшеся, союзники выпускают заключительную, самую смешную хлопушку. Вот: одной из коварных целей стратегии ЛУКОЙЛ является «создание в общественном мнении имиджа защитника экономических интересов населения в условиях продолжающегося объективного роста цен в системе нефтепродуктообеспечения ряда регионов России».

Хочется спросить: а почему нет? Продавать соотечественникам горючее по ценам ниже «потолковых» - это стыдно? Или вам просто завидно? Патриоты, поди ж ты… Ни слова о себе, все больше о России…

Напоследок не могу отказать себе в удовольствии привести целиком прямую цитату из письма союзников, которой и заканчивается сие послание. Внемлите: «Информируя о вышеизложенном, Российский топливный союз просит ФАС проанализировать действия НК «ЛУКОЙЛ» в области проводимой ценовой политики на нефтепродукты на предмет их соответствия антимонопольному законодательству и при наличии достаточных оснований принять соответствующие правовые меры по их пресечению». Какой знакомый слог, не правда ли? Подписано, правда, не «доброжелателем», а вполне открыто: Президент РТС С.Р. Борисов.

Если указывать все регалии, то нужно еще добавить: председатель совета директоров ОАО «Гермес-Москва», владеющего известной сетью АЗС в Москве. Таким образом, прямя заинтересованность в беспрепятственном росте цен на бензин, как говорится, налицо.

Кстати, борцом за права независимых владельцев АЗС от «давления» крупных нефтяных компаний Сергей Борисов был не всегда. Или, очевидно, не от всех нефтяных компаний. В 2002 году он продал через кипрскую компанию "Авеско Лимитед" свою долю в ОАО «Гермес-Мосва» только начинающему экспансию на московский топливный рынок Михаилу Ходорковскому. О том, как у них сложились отношения в дальнейшем, пресса умалчивает, однако известно, что Борисов ушел с поста президента, но тем не менее остался председателем совета директоров «Гермес-Москва».

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru