Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Комсомольская правда", 11.03.2005

Кавказские воры против русской братвы

Приведет ли загадочная смерть некоронованного короля Урала к криминальной войне?

Евгений Анисимов

Авторитетный бизнесмен и политик Александр Хабаров внимательно следил за событиями на Урале. Пока был жив... 

Утром 27 января этого года в камере следственного изолятора № 1 г. Екатеринбурга был обнаружен труп депутата гордумы Александра Хабарова. Его вынули из петли, сделанной из деталей от спортивных штанов: по одним данным - из оторванных от штанов лампасов, по другим - из шнурка на поясе. Возбуждено уголовное дело по 105-й статье УК РФ - «убийство». 

Екатеринбург, услышав о смерти А. Хабарова, вздрогнул и замер. «Неужто опять - война?» - вот главный вопрос, который задают себе уральцы, которые еще не успели забыть страшные события середины 90-х годов. Тогда на улицах города шла настоящая битва между криминальными группировками, в которой Александр Хабаров был одним из «полководцев».

Гудит, как улей, родной завод...

До перестройки весь «теневой бизнес» в стране контролировался уголовниками-ворами (сейчас их называют «синими» из-за обычных для них татуировок). Воровские «законы», «общаки», «положенцы» и «смотрящие» - все это взято из жизни «синих». Но в конце 80-х годов появились огромные шальные деньги. Освоить резко выросший «рынок криминальных услуг» традиционные воры были не в состоянии. Им на помощь пришел новый криминальный призыв - спортсмены.

Александр Хабаров до середины 80-х годов был директором свердловской детской спортивной школы, в 1985 - 1990 годах - инструктором по спорту в Институте народного хозяйства, затем перешел в баскетбольный клуб «Уралмаш». Тут-то все и началось.

Скупые строчки оперативных милицейских сводок просто сообщают, что А. Хабаров вступил в уралмашевскую преступную группировку в начале 90-х годов. Но сегодня можно себе представить, как это произошло: у завода «Уралмаш» денег не то что на спорт - на зарплату рабочим не было. Молодежь заводского района либо спивалась, либо грабила потихоньку ларечников. Готовые кадры для криминальных бригад, нужен лишь организатор. 

Хабаров, судя по оперативным данным, был одним из таких организаторов. Уралмашевские бригады росли, и скоро у них начались трения с другой группировкой «спортсменов», возникшей вокруг Центрального рынка. 

Рассказывает предприниматель, начинавший свой бизнес в Свердловске в конце 80-х годов:

- Мы с отцом создали кооператив. «Крышей» у нас были «центровые» - просто потому, что мой одноклассник у них был бригадиром. Кому-то платить все равно надо было. Проблем у нас не было ни с «синими», ни с «уралмашевскими», пока те не грохнули Вагина. А скоро и мой одноклассник куда-то пропал. Однажды приходят к нам пацаны и говорят: «Мы с Уралмаша, будете платить нам». Я вякнул что-то про свою «крышу», мол, с ними разбирайтесь. Мне без разговоров врезали в морду и сказали, уходя: «С теми мы уже разобрались». Мы быстро свернули дела и уехали из Свердловска подальше.

Убийство в октябре 1992 года лидера «центральной» преступной группировки Олега Вагина было всего лишь одним - хоть и очень важным - из эпизодов криминальной войны между «уралмашевскими» и «центровыми». 

Бойцы невидимого фронта

Сегодня вспоминать все состоявшиеся или провалившиеся покушения этих двух группировок особого смысла не имеет - их были десятки. Но необходимо отметить: «уралмашевские» киллеры каждое из серьезных покушений тщательно прорабатывали.

Так, убийство Вагина готовили целый год. Была создана специальная группа слежки, на складах накапливались оружие и боеприпасы, еще одна группа занималась угоном и подготовкой транспорта. Средствами связи и прочими техническими устройствами (в том числе - для дистанционных взрывов) занимался специалист.

А убийство Н. Широкова, бизнесмена, близкого к «центральной» группировке? Он жил под серьезной охраной в Венгрии, в доме, куда посторонних не пускали. Но у него под боком была шпионка «уралмашевских» - его любовница. Она не только составила для киллеров подробный план дома, но и дала ключи от него. Ранним утром пятеро боевиков, вооруженных автоматами, проникли в квартиру и перебили всех обитателей, кроме своей агентессы. 

Для проведения этой акции «уралмашевцам» надо было: провести разведку и вербовку осведомителей; перебросить киллеров через границу; обеспечить их оружием; подготовить пути отхода... Все на уровне, достойном государственных спецслужб.

Обратим внимание: война шла в основном между «спортсменами» - «уралмашевцами» и «центровыми». «Синие» соблюдали нейтралитет.

- Воры и тех, и других считали «отморозками», а влезать в драку - себе дороже, - пожимает плечами один из бывших оперативников, работавший по «Уралмашу» в начале девяностых годов (он согласился на беседу при условии анонимности, поэтому назову его просто Опер). - Они ждали, кто победит, чтобы с ним разговаривать.

Победили в той войне «уралмашевцы». Потому-то они и двинулись в обработку меди, телекоммуникации и энергетику. А «центровые» остались в традиционном (и более тесном) для оргпреступности бизнесе - в игорном, гостиничном и в торговле.

Согласно данным правоохранительных органов, члены ОПГ «Уралмаш» учредили около 200 компаний и 12 банков.

- Да кто их по-настоящему считал, «уралмашевские» предприятия? - удивился, прочитав это, Опер. - Мне ближе к правде кажется цифра в 600 компаний и фирм, подконтрольных «уралмашевским». А оборот капитала - как бы не побольше, чем у всей Свердловской области.

И главного распорядителя (так по крайней мере утверждают милицейские источники) всей этой империи, победителя в кровопролитной войне Александра Хабарова душат в тюремной камере, по выражению одного из моих собеседников, «как щенка какого-то»?!

На Широкореченском кладбище Екатеринбурга (на снимке) хоронили лидеров и бойцов «центральной» группировки, погибших в криминальных битвах

«Садись, вор...»

Удивительно, что Хабаров вообще оказался в камере следственного изолятора. Местная власть его признала - губернатор Э. Россель во время предвыборных кампаний охотно принимал поддержку от общественно-политического союза (ОПС) «Уралмаш» и однажды на пресс-конференции прямо сказал (цитирую по стенограмме): «Этот товарищ, он, так сказать, уралмашевский лидер, значит, он возглавляет там, он там вор, бандит и так далее... Ну, я приглашаю его к себе, говорю: ну садись, вор, расскажи, как ты живешь, туда-сюда, значит. И даю поручение им, и они выполняют это поручение: тратить деньги на капитальное строительство в Свердловской области. Второго приглашаю. Симпатичный человек, умный. Ведет бизнес нормальный...»

Хабаров и еще целый ряд «уралмашевцев» даже стали депутатами городской Думы.

И тем не менее в декабре прошлого года Хабарова взяли под стражу.

Вроде бы он шантажом заставил председателя совета директоров «Банка 24.ру» продать пакет акций одного из предприятий Александру Вараксину. 

Примечательно то, что Вараксин - лидер, по широко распространенному в местных СМИ мнению, «центральной» преступной группировки. Той самой, с которой «уралмашевцы» некогда так свирепо сражались. И вот: лидер «уралмашевцев» оказывает дружескую услугу лидеру «центровых». Это значит, что бывшие враги заключили союз. По всей видимости - перед лицом внешней угрозы.

Объединенный фронт против Деда Хасана

Сам Хабаров сразу после своего ареста заявлял, что это - происки воров-кавказцев, которые рвутся на Урал и которых он публично пообещал сюда не пускать. Видимо, он говорил о своей «встрече депутата с избирателями» 15 сентября прошлого года в сквере возле гостиницы «Большой Урал» в самом центре Екатеринбурга. 

Тогда собрались «авторитеты» «уралмашевцев» и «центровых», их окружение, «бригадиры» (всего несколько сотен человек), чтобы обсудить свою политику после того, как в Москве было принято решение о смене руководителей екатеринбургской группировки «синих» (так называемых «смотрящих») Трофы и Каро. Вместо них в город вроде бы должны были приехать кавказцы, присланные «вором союзного значения» Дедом Хасаном (в миру - Аслан Усоян).

Там-то Хабаров и заявил, что не допустит в области повторения бесланских событий и что не пустит в регион наркомафию. Главный итог его речи: смены «смотрящих» не будет.

А несколькими днями ранее были разгромлены и закиданы бутылками с зажигательной смесью шесть екатеринбургских кафе, принадлежащих азербайджанцам и армянам. При пожаре в одном из них погиб охранник, родственник хозяина заведения.

- Мало того: на одного авторитетного вора напали и чуть не зарубили его топором, а его жену жестоко избили, - рассказывает Опер. - Московские воры уверены, что сделали «уралмашевские» в отместку за то, что он поддержал смену «смотрящих» на Урале.

Хабаров организовывал собрание у «Большого Урала» в расчете на пропагандистский эффект: антикавказская позиция, борьба с наркотиками, солидарность с политикой президента страны - казалось бы, успех гарантирован.

Но на этот раз что-то не сработало. 

Меж двух огней

Государство повело себя совсем не так, как ожидалось: Совет Федерации обратился к руководству МВД с просьбой разобраться, почему такие «встречи» проходят под носом у правоохранительных органов.

Начались проверки на предприятиях «уралмашевцев», кого-то из «авторитетов» арестовывали, а кто-то, не дожидаясь ареста, уехал подальше... Словом, началась зачистка.

- Хабаров после митинга оказался меж двух огней, - рассказывает эксперт Центра экстремальной журналистики Сергей Плотников, полтора десятка лет изучающий криминальный мир Урала. - С одной стороны - московские воры, а с другой - государственная машина.

По городу сразу поползли слухи, что московские воры заплатили за силовую акцию против «уралмашевских» 300 - 500 тысяч долларов. Так ли это на самом деле, или же интересы воров и государства (ему в конце концов тоже совершенно не нужен криминальный монополист) совпали случайно? Едва ли мы когда-нибудь узнаем точный ответ на этот вопрос.

Хабарова «закрыли» бы, наверное, и без дела «Банка 24.ру», но раз уж такой повод подвернулся, то им и воспользовались. А вот скоропостижной его смерти в камере никто не ожидал. 

Воры против «беспредельщиков»

Дед Хасан - один из авторитетнейших воров «союзного значения», выступающий за сохранение воровских традиций. Вроде бы именно он отвечает за общак. Ему приписывают устранение нескольких «авторитетов» из новой, «спортивной» криминальной волны. 

В прошлом году, по данным из оперативных московских источников, по инициативе Деда Хасана были «раскоронованы» «смотрящие» сразу в шести регионах (в том числе и уральцы - Трофа и Каро) - они несколько месяцев не платили в общак. Про Каро, кстати, говорят, что он - племянник Деда Хасана.

Одно это уже опровергает весьма популярную версию о конфликте этнических преступных группировок - вроде бы славяне-«уралмашевцы» выступили против воров-кавказцев. Это неплохой лозунг для пиар-кампании, а в жизни, как правило, все и сложнее, и проще. По всей видимости, Трофа и Каро, не желая «раскороновываться», обратились за поддержкой к Хабарову. Такое открытое неповиновение «смотрящих» Дед Хасан едва ли мог стерпеть. Ну а поскольку их прикрывал Хабаров, то следовало ожидать удара по нему.

В руки тележурналистов Первого канала попал перехваченный оперативниками одной из сибирских колоний «прогон» - так в криминальной среде называют письмо, которое нужно довести до сведения всех мест лишения свободы.

В «прогоне» упоминаются поджоги, в результате которых пострадали и погибли люди - видимо, речь идет о поджогах кафе кавказской кухни в Екатеринбурге. А далее говорится (орфография и пунктуация сохранены): «Братва, также ставлю Вас в известность, что 16 сентября было нападение на вора Авто со стороны беспредельщиков Уралмаша. «Батя» в тяжелом состоянии в больнице. Также эти гады избили его жену, они же подожгли склад, где хранится колхоз для тюрем и лагерей. Эта же нечесть и барбосы устраивают в городе митинги. С каких пор Хабаров и депутаты решают судьбу воров, ставят положенцев в лагерях, центровых в городах». Затем идет список людей (девять человек), которых нужно «наказать по решению Воров».

Вор Авто, он же «Батя» - это, видимо, тот авторитетный вор, которого чуть не зарубили, по словам Опера, топором. «Колхоз» - это, наверное, местный общак.

Итак, Хабарову и «уралмашевцам» за последние полтора десятка лет удалось построить мощную финансово-промышленную группу, с которой вынуждены считаться все без исключения региональные политики. На предстоящих нынешней весной муниципальных выборах «уралмашевцы» намеревались усилить свое присутствие в органах городской власти Екатеринбурга.

Столь нескромное поведение лидеров группировки не могло не раздражать местных силовиков - прокурорских работников, чекистов, милиционеров. Общая для всей страны тенденция: силовики повсюду устанавливают контроль над экономикой, уголовные «синие» «крыши» заменяются на «крыши» милицейские, «красные». Вот и уральцы, наверное, спохватились: «А как же мы? Всякие уголовники будут захватывать лакомые куски, а мы, получается, не при делах? Не-ет, так не пойдет!»

Это объясняет зачистку и арест Хабарова. Но не объясняет его гибель.

Зато ее объясняет воровской «прогон». Воры в местах лишения свободы - короли. И если туда попадает кто-то из приговоренных ворами - рано или поздно приговор будет исполнен.

Что будет дальше? Лично мое мнение: и «уралмашевцы», и воры оказались в такой ситуации, когда отступление невозможно, поскольку означает полную утрату авторитета. Значит, будет война. 

А победят в ней... силовики. Они обязательно воспользуются ослаблением обеих группировок и перехватят рычаги управления предприятиями, пока руки их прежних хозяев будут заняты автоматами или заточками.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru