Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

16.02.2004

Своя рука - владыка

Служащие ведомства Чайки Ю.А. работают в интересах отдельно взятых семей... Своих!

Б. Ростов

Как известно, это только курица от себя гребет. Другие важные птицы так необдуманно не поступают. «Если нельзя, но очень хочется, то всё-таки можно», - видимо, таким принципом руководствуются иные высокопоставленные чиновники, о чем свидетельствует хроника «славных» дел далеко не последнего человека в тихой провинциальной республике – бывшего начальника Управления Министерства юстиции России по Чувашии, а ныне и.о. руководителя нового реформированного ведомства - Управления регистрационной службы по Чувашской Республике. 

Советник юстиции 2 класса госпожа Садикова недаром родилась под знаком стрельца - её жесткая хватка и буквально прицельные попадания в «яблочко» известны тут далеко не понаслышке. Дина Николаевна, словно львица, рьяно стоит на защите интересов широких трудящихся масс, время от времени регистрируя то партии и движения, то несоответствие чувашских законов федеральным аналогам, забывая при этом, что большая часть этих законов и была принята республиканскими парламентариями ещё в бытность её министром юстиции Чувашии. Но не о тяжких трудах служительницы Фемиды на полях юридических баталий с депутатами и министрами пойдет сегодня речь. Как никогда свой талант правоведа и юриста от Бога продемонстрировала она при защите материальных интересов своего прайда, то бишь - многочисленного родового клана.

За женой – как за каменной стеной

Наша героиня всегда отличалась целеустремленностью и энергичностью, что в общем-то неплохо для федерального чиновника. Но вектор её неуемной энергии чаще всего был направлен не в сторону защиты государственных интересов, а …семейных ценностей. Любовь, как известно, зла, во имя ее на какие только ухищрения ни пойдешь – лишь бы любимый чувствовал себя хорошо. В бытность Дины Садиковой министром юстиции Чувашии ее благоверный супруг Бахтиер Садиков, вдруг покончив с прежними служебными интересами и привязанностями, стал трудиться практически под боком – заместителем руководителя республиканской Регистрационной палаты, находившейся под крылом его жены, да еще и курировал вопросы организационного и ресурсного обеспечения. Именно в этот период происходили загадочные обмены между Минюстом и регпалатой – то старое имущество на новое поменяют без доплаты, то крупные суммы денег вдруг признают добровольными пожертвованиями. Ну, какие могут быть счеты между конторами одного ведомства? Тем более – всё происходило без скандалов и разборок, можно даже сказать – тихо так, по-родственному, по обоюдному согласию. Ну а родственников у любящей четы оказалось так много, да еще все такие работящие оказались: племянницы Дины Николаевны стали трудиться в недрах регпалаты, можно сказать, с младых ногтей, Лиана – с 16-ти лет, а Оксана – и вовсе с 14-ти. А тётя их, другая родная сестра министра, не имея никакого специального образовании, и вовсе заняла должность ведущего специалиста. Ну а как не порадеть родному человечку! Можно даже и квартирку служебную дать, и субсидию беспроцентную подкинуть.

Прямо скажем, повезло Бахтиеру – хлебное место досталось. Однако, скоро выяснилось, что есть в республике и более доходные места в пределах вотчины. «Почему бы одно из них не подарить своей второй половине?» – помыслил наш генерал в юбке и обратил свой взор на нотариальный бизнес. Здесь несведущему читателю требуется пояснить: нотариат – это по сути клондайк, в котором всегда водятся деньги, ведь сегодня без нотариуса и шагу не ступить, и не только на юридическом поле. По некоторым сведениям, до недавних пор чебоксарский нотариус зарабатывал до 100 тыс. рублей в месяц, что очень прилично по местным меркам. Чужих в круг нотариусов пускают, мягко говоря, неохотно, что и понятно по чисто меркантильным соображениям: чем больше специалистов в этой сфере, тем меньше выручка. 

В 1999 году, когда Бахтиер Садиков был ещё только студентом юридического факультета, дальновидная супруга начала артподготовку. В своем письме на имя президента Нотариальной палаты ЧР Елизаветы Соколовой она предложила увеличить число нотариусов в нотариальном округе Чебоксар с 17 до 20 человек. Соколова проявила принципиальность: «Правление Нотариальной палаты Чувашской Республики высказывает свое мнение о нецелесообразности увеличения количества нотариусов в Чебоксарах из-за отсутствия в этом реальной потребности». При этом Е. Соколова привела такие статистические данные: за первое полугодие 1999 года доход нотариусов сократился более чем на 40 процентов, а расходы на содержание контор выросли на четверть. И напомнила о совершенно свежей позиции самой Дины Садиковой, которая на общем собрании нотариусов республики с тревогой говорила о возможном сокращении нотариальных контор. Мол, в связи с появлением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и созданием в Чувашии Регистрационной палаты нагрузка на нотариусов резко уменьшилась.

После этого наша железная леди отступила, но не надолго – мечта облагодетельствовать супруга хлебной и непыльной должностью нотариуса не давала ей покоя. В 2002 году Бахтиер Садиков получает вожделенный диплом юриста, а вскоре – и лицензию на право заниматься нотариальной деятельностью. Если оставить без внимания тот факт, что и стажировку он не прошел, как положено, и экзамены почему-то сдавал не как все соискатели, а спустя время, по сугубо индивидуальному графику, то ничего опасного для общества не случилось. 

Дело оставалось за благоверной женушкой, и тут взор четы Садиковых пал на Чебоксарский район. Поселок Кугеси, где практикуют 2 районных нотариуса, вполне удобен: место тихое, расположено недалеко от города, всего в 15 минутах езды от столицы. Как известно, своя рука владыка, и через некоторое время в одной из республиканских газет появилось объявление о конкурсе на замещение вакантных должностей нотариусов в Канашском и Янтиковском районах. Но, что интересно, конкурс прошел еще и в Чебоксарском районе – и состоялся он как-то тихо и непублично. Позже специалисты Управления Минюста отсутствие гласности объяснили… нехваткой финансовых средств на еще одно слово в газетном объявлении! Показательно, что против увеличения числа нотариусов в Чебоксарском районе выступали и Нотариальная палата республики, и Чебоксарская районная администрация, но их мнение ныне было просто проигнорировано.

Самым занимательным моментом в конкурсе был даже не тот факт, что участвовало в нем всего три человека. За день до его проведения от участия отказывается один претендент, за несколько часов – другой. Единственным конкурсантом оказался… Бахтиер Садиков, который и одержал «убедительную» победу. И хотя кугесьские нотариусы пытались оспорить её сомнительность через суд, Фемида, как по команде, от них отвернулась во всех инстанциях. Более того, пострадавшие, как внезапно прозревшие, вдруг стали отказываться от своих клиентов в пользу нового коллеги, да и место для работы мужа высокопоставленной дамы выделили в надежном месте – под крышей местной регистрационной палаты, где поток клиентуры просто сам в руки нотариуса идет… Чудеса в решете, да и только, скажет читатель, - и будет прав! А счастливые супруги на время успокоились - и работа есть, и семейный бюджет вне опасности.

Но нельзя промолчать и о благородных качествах Дины Николаевны. В этой истории начальник Управления Минюста России по Чувашии проявила себя как благодарный человек. Среди тех, кто отказался от места нотариуса в Кугесях в пользу её супруга, была Альбина Елисеева. Жертвенность её окупилась сторицей – в прошлом году на свет появляется приказ о назначении Елисеевой нотариусом Яльчикского района. И снова - к немалому удивлению руководства Нотариальной палаты республики, которые никой рекомендации ей на конкурс не давали, и членов конкурсной комиссии, по мнению которых больше баллов при экзаменовке получил совсем другой соискатель. Закон таких вольностей не допускает, и, по мнению руководителя Федеральной нотариальной палаты Е.Клячина, однозначно «лицо, участвующее в таком конкурсе, при отсутствии мнения нотариальной палаты, не может быть признано победителем этого конкурса и соответственно назначено на должность нотариуса». Но что не сделаешь ради любящего мужа… Можно и на закон посмотреть сквозь пальцы.

Квартирные фокусы (метаморфозы)

Профессиональное знание тонкостей законодательства позволило чете Садиковых активно попрактиковать и на ниве жилищного вопроса - менять квартиры словно перчатки. Первую крышу над головой Садиковы получили в октябре 1994 года, спустя полгода после того, как Дина Николаевна стала служить государству в ранге заместителя министра юстиции республики. Трехкомнатная квартира по улице Хевешской – вполне достойный приют для семьи из трех человек. И родившаяся в 1996 году вторая дочь не стала помехой с точки зрения действующего законодательства – по всем нормам четыре человека могут спокойно жить на 61-м «квадрате». Но хранительница семейного очага была другого мнения: семья должна стать нуждающейся, дабы получить новую жилплощадь. Фокус-покус – и она становится таковой. А ларчик просто открывается – Садикова в 1997 году прописывает у себя маму Надежду Кирилловну Углову, которая на тот момент имела дом в поселке Сосновка.

Фокус удался – в том же 1997 году Дина Николаевна уже в качестве министра юстиции получает от Администрации Президента Чувашии хоромы под 140 «квадратов» в престижном северо-западном районе Чебоксар. Прекрасный семейный уголок – двухуровневая квартира с просторным и светлым холлом, двумя санузлами и тремя лоджиями. Это гнёздышко на улице Университетской – просто сказка, и казалось бы, что еще надо для полного счастья? Правильно – приватизация, что и было сделано в 1999 году. Но и здесь Дина Николаевна проявила дальновидность, отказавшись от своей доли в пользу мужа и детей. А сама в 2001 году прописывается в ….деревне Иштереки Моргаушского района. Двухэтажный особнячок вырос там за год как гриб по мановению волшебной палочки, и семейству Садиковых пришелся по душе: неподалеку течет речка Унга, всего в нескольких километрах Волга сворачивает на север, образуя залив шириной в 10 километров — не видно горизонта, как на море. Живописное место…Только вот откуда берутся деньги у скромного государственного служащего на такие хоромные дачи – ломают головы окрестные крестьяне? 

А далее – новые чудеса начались в дружном семействе. В 2003 году Бахтиер Халматович затеял процедуру расприватизации двухэтажной чудо-квартиры на Университетской. Звание улицы, видимо, обязывало к прогрессу. Как только частная собственность стала муниципальной, закипела в ней ударная работа, и квартира не на шутку раздвоилась: из четырехкомнатной тут выросли «двушка» с «трешкой»! Описать дальнейшие квартирные «мытарства» господ Садиковых – все равно что детектив пересказывать: тут и новые приватизации, и купли-продажи, и переуступки прав друг другу. Самым замечательным в этой строительно-меняльной кампании, на наш взгляд, стал даже не её конец, когда глава семейства, успешно провернув все операции с недвижимостью, вдруг оказался … как бы сиротой казанской, и вынужден был прописаться на временное жительство к известной уже нам племяннице, Лиане Максимовой, давно водворившейся на служебной квартире регпалаты по улице Игнатьева. А восхищает нас факт братской чиновничьей солидарности. 

Ведь что такое бумажная волокита в российской действительности – настоящая песня бурлаков! Обычные граждане месяцами плутают в бюрократических дебрях за какой-нибудь одной справкой. А чего только ни вытворяла чета Садиковых – приватизация-расприватизация, бесконечные регистрации многочисленных членов семейства по разным адресам, договоры мены и дарения - все документы оформлялись словно по мановению волшебной палочки в кратчайшие сроки, и являлись хозяйке ситуации едва ли не на блюдечке с золотой каемочкой. Прямо скажем, нетипично приятная для России история. Хотя, с другой стороны, кто ж из мелких клерков не побоится федерального чиновника, да еще в генеральских погонах? И это тоже – старая российская традиция.

Но не зря, однако, говорят: аппетит приходит во время еды. Квартиростроительный бум проник в сердце и душу высокопоставленных правотворцев, став, вероятно, уже тоже семейной традицией. И вот уже снова всё в том же 2003 году на скромную зарплату начальника Управления Минюста России Дина Садикова начинает строительство еще одной трехкомнатной квартиры, стоимостью 1 млн. 255 тыс. рублей. По договору с ООО «Строн» престижный четырехэтажный кирпичный дом в престижном микрорайоне «Волжский-2» должен был заселяться в предновогодние дни 2004 года. А еще в мае того же года Дина Николаевна из скромного долевика превратилась в делового партнера - судя по всему, отношения со «Строном» федеральной чиновнице пришлись по вкусу, и фирма начала строительство пристроя к главному зданию Управления Минюста РФ по Чувашии. 

Воистину, стремление Дины Николаевны к возведению сложных строительных конструкций и впрямь неистребимо. Причем, благодаря верно и надежно испытанному «инструменту» - маме Надежде Кирилловне Угловой, которая с потрясающей регулярностью прописывается то у одного родственника, то у другого – удалось решить жилищные проблемы и родной сестры Нэллы Михайловой. Она, кстати, также является сотрудницей Регпалаты республики, которая, судя по всему, превращается в родовое гнездо генерала в юбке.

Наверное, хорошее это человеческое качество – помогать родственникам решать жилищные проблемы и помогать с трудоустройством. Но совместимо ли оно с важной должностью государственного служащего, чье призвание – служить всем гражданам, большой вопрос…

Союз юристов крепок за столом?

Удивительно, но факт: в своих обременительно тяжких служебных заботах по мониторингу правового поля и изысканию в нем лазеек в целях удовлетворения семейных интересов Дина Николаевна находит ещё время и силы для общественной деятельности. Она возглавляет Чувашское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российский союз юристов». В ее создании активное участие приняло Управление Минюста РФ по ЧР. Цель, вероятно, была благой – эта общественная организация должна была объединить юристов, способствуя повышению их квалификации и защите интересов юридического сообщества. Как и любая общественная организация, союз должен существовать на добровольные взносы. Но, видимо, юристы республики не почувствовали пользу в таком союзе, ибо вынуждена была госпожа Садикова пустить в ход … административный рычаг. Пользуясь служебным положением, Дина Николаевна, не мудрствуя лукаво, в июле 2001 года пишет президенту Нотариальной палаты ЧР Е. Соколовой, которая фактически находится в ее подчинении, письмо следующего содержания: «Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике убедительно просит Вас ежемесячно (курсив мой – Б. Р.) перечисляемую сумму в виде добровольного пожертвования на счет Управления за июль месяц перечислить на счет Чувашского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский союз юристов» для решения уставных задач». В декабре ее требования в адрес Соколовой стали заметно жестче: «Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике просит перечислить отчисления в размере 1 % от валового дохода нотариусов по следующим реквизитам…». И далее приводится счет «Российского союза юристов».

Возникает резонный вопрос: какие же такие уставные задачи решает Дина Садикова в качестве руководителя общественной организации, о славных делах которой общественность Чувашии и не слышала? Вполне конкретные, материальные, о чем свидетельствуют финансовые документы. Не одну тысячу рублей получил комбинат школьного питания «Элара» от малоизвестной общественной организации. За что? По сути, за банкеты. Накладная № 339 от 28 февраля 2002 года свидетельствует: к Садиковой поступили – 100 стаканов разовых, обилие бутылок шампанского и водки «Посольская», да плюс закуска. 12 марта того же года касса комбината школьного питания получает более 4 тыс. рублей за практически тот же самый ассортимент. 13 сентября ассортимент становится богаче – к водке «Столетней Чебоксарской» добавились вина красное и белое сухие, коньяк «Арарат», семга порциями на 200 персон, виноград, арбузы и т.п., всего на сумму 55 775 рублей.

Какие именно уставные задачи решались за трапезным столом – для нас осталось тайной.

Вместо послесловия

Многогранная деятельность Дины Садиковой вызывает невольное восхищение. Ведь если бы все граждане России поступали также, то страна давно бы превратилась в богатую и зажиточную державу. Но, увы, на всех российских богатств не хватит. Просто кому-то повезло с должностью. Вот только вряд ли можно говорить о чистоплотности федерального чиновника, который по долгу службы должен не только следить за чистотой юридического поля, но и быть образцом честности, высокой морали и нравственности, что должно быть в крови у всех служителей богини Фемиды. Вероятно, Дина Николаевна уверена, что грянь на небе гром – от беды её укроет медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», которую вручили передовому министру в 2002 году. За какие заслуги федеральные бюрократы награждали коллегу – чувашский обыватель гадает до сих пор.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru