Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

25.11.2004

Апофеоз социальной ответственности

Пермский бизнесмен Андрей Агишев "капитализируется" за счет сирот

Олег Карачинский

Андрей Агишев доволен своими успехами

На прошлой неделе состоялся съезд РСПП, ключевой темой которого стала социальная ответственность бизнеса. Члены олигархического профсоюза благоговейно внимали веским словам главного докладчика - Президента Владимира Путина о том, что «социальная ответственность – это приоритет». И пришли к знаковому выводу: именно она должна стать «главным критерием жизнеспособности» бизнеса. А вице-президент РСПП Игорь Юргенс, выступая по следам мероприятия, напророчил, что «того, кто не будет этим заниматься – догонит судьба в виде налоговой инспекции и правоохранительных органов, или еще каким-нибудь образом».

Только вот дело в том, что страна у нас большая, народу много, и «судьбы» на всех не хватает. Пока она своей железной дланью добивает кита в виде «ЮКОСа», более мелким рыбешкам, промышляющим в мутной воде российского бизнеса, вроде как можно продолжать жить по прежним «понятиям», в списке которых «социальная ответственность» не значится.

Однако даже на фоне почти повсеместного пренебрежения бизнеса проблемами социалки на бескрайних просторах нашей страны встречаются вовсе чудовищные случаи. Вот, например, респектабельный пермский предприниматель Андрей Агишев сколотил немалый капиталец на «кидалове» сирот. Взял и отобрал последнее. А что, сиротку обидеть легко: мамы-папы у него нет, чтобы в суд подать или на худой конец в лоб обидчику закатать. Тем более что дети, если и подозревают, что их кинули, то сделать ничего с богатым дядей не могут.

Эта печальная история уходит корнями в приснопамятную эпоху ваучерной приватизации, когда в результате всеобщей неразберихи в Перми оказалось большое количество «лишних» ваучеров. Государство (редкий случай) решило повернуться лицом к обделенным судьбой, и в 1993 году неиспользованные ваучеры были оформлены на воспитанников пермских детдомов.

Так на свет появился инвестиционный фонд «Детство-1», где были консолидированные сиротские ваучеры. Руководство фонда решило вложить их в акции «Газпрома», что было достаточно прозорливо. Но по существовавшему тогда законодательству газпромовские акции могли приобретать только физические лица. И тогда была реализована занятная схема: ваучеры были переданы некоторому кругу физических лиц, которые приобрели акции газового гиганта и вложили их в уставной капитал нескольких созданных коммерческих организаций типа ЗАО «Литос» и ОАО «ИФ «Защита». А ОАО «Детство-1» в свою очередь получило долю уже в их акционерном капитале. В конце концов, эти и другие структуры в итоге вошли в финансовую группу «Ермак».

Вот тут-то на сцене появляется наш герой Агишев, за плечами которого имелись:

а) диплом по специальности «Автоматика и телемеханика»,

б) опыт работы наладчиком станков с ЧПУ,

в) непомерные амбиции и полное отсутствие каких бы то ни было принципов.

Невесть каким образом человек с таким багажом в свое время успел еще и поработать в Пермском областном фонде госимущества и изрядно поднаторел в разработке всяких мутных схем с государственной собственностью. В результате примерно таких же «комбинаций» с акциям ОАО «ИК «Ермак», вся финансовая группа плавно перетекла под контроль к г-ну Агишеву.

С тех пор сирот, которые, между прочим, являются миноритарными акционерами агишевской «империи», он банально «динамит». На словах детским домам предлагаются различные заумные схемы (куда без них) по возврату акций, например, через дополнительные эмиссии. Но совершенно понятно, что неискушенные в корпоративных войнах сироты-миноритарии, никаких акций и денег не получат. Но уж коли собственные структуры г-на Агишева являются миноритарными собственниками где-либо, их интересы он блюдет свято. Дошло до того, что в свое время он стал председателем какого-то немыслимого «совета миноритарных акционеров» АО «Галоген», явно созданного для того, чтобы портить кровь владельцам контрольного пакета.

Время, между тем, идет, сироты подрастают, и вместо того, чтобы на причитающиеся дивиденды обеспечить себе, например, достойное образование, стройными рядами отправляются нюхать клей по подворотням. Спасибо, дядя Андрей!

Если уж у Агишева хватает совести «кидать» детдомовцев, то что говорить о его партнерах по бизнесу. Вернее, о бывших партнерах, потому что нынешних уже практически не осталось – со всеми поссорился, всех киданул, все развалил.

Поручили ему, например, организовать допэмиссию «Ермака» в интересах собственников компании «Парма», где он состоял президентом. Ну, он и организовал, только вот дополнительные акции его трудами оказались не у «Пармы», а у близкого ему ООО «ИБГ». Понятное дело, разразился скандал, начались аудиторские проверки сделок, которые Агишев заключал, по мнению владельцев «Пармы», как самостоятельный бизнесмен, а не наемный менеджер.

Пришел Агишев в «Уралгазсервис», торгующий газом. И тут же с потрохами сдал это стратегически важный для города и области объект ЖКХ конкурентам из ООО «Пермрегионгаз», вплоть до передачи им своей клиентской базы юридических лиц. В итоге с учетом повышения оптовых цен на природный газ с 1 января 2004 года на 20% «Уралгазсервис» стал ежемесячно терять на реализации газа населению до 3 млн рублей, что стоило рабочих мест сотне сотрудников компании. После этого, г-н Агишев к газу охладел, но пока компания еще дышит, решил увести активы и распродать остатки имущества, чем успешно сегодня и занимается.

Занялся Агишев ЖКХ, придя в «Пермские коммунальные системы» (дочернее общество «Российских коммунальных систем»), так и там не засиделся. Обиделся, что денег в РКС не дали - пилить нечего. После этого в пермских деловых кругах за Агишевом окончательно закрепилось данное ему кем-то меткое прозвище - «вездесущий член». Действительно, на серьезных управленческих должностях Агишев категорически не приживается, но зато является членом одиннадцати (!) руководящих органов самых различных предприятий и организаций, начиная от местного завода смазок и заканчивая фондом поддержки и развития Пермского академического театра оперы и балета «Жемчужина Урала».

Даже краеугольный камень бизнеса Агишева, тот самый ПИФ «Ермак», благодаря его мудрому правлению, несет сплошные убытки - 14% с мая 2004 г. В рейтинге журнала «Финанс» по результатам работы ПИФов акций и смешанных инвестиций, «Ермак» прочно застрял в аутсайдерах: за первые семь месяцев этого года его доходность снизилась вполовину. А откуда взяться прибыли, если кроме распродажи акций РАО «Газпром», никакой нормальной инвестиционной деятельности вообще не ведется?

Стоит ли удивляться, что ни бизнес, ни власть дела с Агишевым иметь больше категорически не хотят. Дошло до того, что в прошлом году заядлого теннисиста Агишева вычеркнули из списка участников элитного турнира «Большая шляпа», дабы не оскорблял он своим присутствием представителей властного и делового бомонда.

А поскольку бизнес Агишева трещит по швам и вот-вот лопнет, он всерьез подумывает о том, чтобы покинуть Россию и дернуть в милую им сердцу Европу, где он очень любит отдыхать, колеся на собственном роскошно автомобиле Maserati по Германии и Италии. В одну из таких поездок он присмотрел и тут же приобрел уютный домик под Пизой, где уже в ближайшее время рассчитывает коротать зимние вечера за бокалом какого-нибудь Masseria Maime Negroamaro Salento, поминая добрым словом голодных пермских сирот и одураченных партнеров.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru