Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Дело ВЛКСМ умерло, но кадры его живут

© "Версия", 15.11.2004

От БАМа до банка. Российские олигархи учились бизнесу в комсомоле

Игорь Дмитриев

«Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым» — читатели со стажем прекрасно помнят этот комсомольский лозунг. Не секрет для них, что и многие руководители «коммунистической стройки» от ВЛКСМ успешно завершили её, только на своих личных участках. Не зря ведь дата 29 октября — день рождения комсомола— по-прежнему остаётся одним из главных праздников в кругах российской политической и бизнес-элиты. При этом карьеру в комсомоле, как правило, делали не убеждённые коммунисты, просто для активной части молодёжи это была единственная возможность реализовать свои лидерские способности. Альтернативой были только «цеховое дело» и прочий советский криминал.

Неудивительно, что с воцарением рыночной экономики большая часть комсомольцев ринулась в легализованный бизнес(подробнее об этом читайте на с. 7). Любопытно, что остались в бизнесе, как правило, деятели низового уровня: самый наглядный пример— заместитель секретаря Фрунзенского райкома МГК Михаил Ходорковский. Такие исключения, как последний первый секретарь ЦК (1990—1991) Владимир Зюкин, ставший главой брокерской компании «Крэйтон Капитал» и президентом фирмы «Пилот Менеджмент», и первый секретарь ЦК ВЛКСМ в 1982-1986 годах Виктор Мишин, ныне являющийся председателем правления Крокус-банка, лишь подтверждают правило, Главный эшелон ВЛКСМ — первые и вторые секретари обкомов, секретари ЦК — занялись другой, весьма выгодной деятельностью, расположившись на ключевых должностях в органах государственной власти.

Среди самых известных персонажей можно перечислить секретаря ЦК Людмилу Швецову, первого секретаря Ленинградского обкома Валентину Матвиенко и секретаря Горьковского обкома Сергея Кириенко.

После того как верхушка комсомольцев разбежалась в самых разных направлениях, для организации настало смутное время. Верным наследником «красной идеи» стал РКСМ во главе с сыном учёного-востоковеда, выпускником экономфака МГУ Игорем Маляровым и внучкой афганского премьер-министра Дарьей Митиной. До поры до времени РКСМ фактически был молодёжным крылом КПРФ, за лидера которой они агитировали на выборах 1996 года. Митина стала депутатом Госдумы РФ по списку Компартии и превратила свой кабинет в чуть ли не круглосуточную молодёжную тусовку, повергая в шок аппаратчиков. Достаточно сказать, что число выписанных ею удостоверений своих «помощников» превысило тысячу. Руководство КПРФ попыталось приструнить комсомольцев, но эффекта не достигло. В поисках средств и политического будущего лидеры РСКМ стали вести переговоры с Геннадием Селезнёвым, Юрием Лужковым и другими известными политиками. Так, именно комсомол стал одним из главных организаторов «массовки» на Всемирных юношеских играх 1998 года. Четверо лидеров РКСМ участвовали и в оргкомитете «Молодёжного Единства». Однако фатальное отсутствие денег привело к закономерному краху преемника идеи ВЛКСМ.

Статус правопреемника его формы достался Российскому союзу молодёжи. Именно РСМ владеет частью (1532 кв. м) здания ЦК ВЛКСМ в самом центре столицы, сдавая изрядную долю помещений в аренду. А вот в бывшем издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» РСМ лишь мелкий акционер (13,2%). Увели у комсомольцев и былую гордость страны — элитные лагеря «Орлёнок» и «Артек»: первый находится в ведении Минобразования, а последний отошёл Украине. Популярный комсомольский дом отдыха «Ёлочка» с территорией 35 га в 60 км от Москвы близ Звенигорода в начале 90-х был продан Инкомбанку как убыточный. А вот за гостиницу «Юность», находящуюся в Москве на Хамовническом Валу, РСМ пытался бороться в течение нескольких лет: сначала комсомольцы судились с Госкомимуществом, потом — с муниципальными властями. Но в итоге отель был объявлен городской собственностью и передан в ведение дочки театра «Ленком». В регионах дела РСМ не лучше: хоть какую-то часть бывшей комсомольской собственности сохранили лишь 15 из 75 его территориальных организаций.

Отсутствие политической позиции РСМ наглядно проявилось в метаниях его лидеров: в начале 90-х первый секретарь ЦК Вячеслав Лащевский, участвуя в движении «Коммунисты за демократию», создавал молодёжный филиал «Свободной России» Александра Руцкого. На думских выборах 93-го лидер РСМ возглавил блок «Будущее России — Новые имена», а в 95-м Лащевский неожиданно оказался в составе «Блока Ивана Рыбкина». Наконец, в кампании 99-го РСМ раскололся: ставший к этому времени председателем союза Лащевский ушёл в «Кедр», а первый секретарь ЦК Вера Скоробогатова попала в избирательный список блока «Отечество — Вся Россия». В настоящее время оба лидера, так и не став депутатами, расстались с «росомолом»: Лащевский, по слухам, ушёл в бизнес, а Скоробогатова стала заместителем главы Республики Коми. Новый лидер РСМ, совмещающий два руководящих поста в союзе (председателя РСМ и первого секретаря), не занимается политикой и имеет биографию в духе нового времени — капитан налоговой полиции Олег Рожнов.

Место главной молодёжной политической организации России в отсутствие деполитизированного РСМ остаётся вакантным. В 2001 году свои претензии на трон заявил Союз молодёжных организаций России, объединивший около ста профильных организаций. Однако уже на следующий год у Союзмола появился конкурент — «Молодёжное Единство»: по неофициальной информации, примерно две трети делегатов его учредительного съезда представляли структуры Госкомитета РФ по молодёжной политике, а остальная треть — кадры РСМ. Председателем стала экс-телеведущая, депутат Александра Буратаева, ради которой даже подняли верхнюю планку допустимого возраста, равняющегося теперь 35 годам. Новоиспечённый лидер вполне органично смотрелась в роли «молодёжной богини», поспешив заявить в своём докладе, что в прежнем комсомоле ей многое нравится. Она предложила возродить субботники, студенческие стройотряды, МЖК и прочее, и прочее, и прочее...

Наконец, последней реинкарнацией комсомола стало движение «Идущие вместе»: по нашей информации, его создание лично курировал «серый кардинал» Кремля Владислав Сурков. Неслучайно во главе «Идущих» стоит экс-сотрудник администрации президента Василий Якименко. Дело там поставлено на широкую ногу: за громкие публичные акции, которые являются визитной карточкой движения, по слухам, «бригадиры» получают по 50 «зелёных», а рядовые бойцы — по 50 рублей. На недавнем 10-тысячном митинге в поддержку реформ «Идущие» отличились единогласным осуждением «врагов народа», «противников Путина» и «приспешников терроризма». По наблюдениям ветеранов ВЛКСМ, слоганы «Идущих» мало чем отличались от лозунгов времён расцвета ленинского комсомола. В общем, в скором времени история вполне может повториться.

***

Этапы большого пути. Дело ВЛКСМ умерло, но кадры его живут

Елена Майкова, Ксения Монахова

Как-то раз Владимир Путин заметил, что комсомол играл важную роль в жизни страны. Имелось в виду, что организация, носившая звучную аббревиатуру «ВЛКСМ», была своеобразной кузницей кадров: именно из этой структуры вышли многие действующие высокопоставленные чиновники, политики, олигархи и сотрудники спецслужб. Так что неудивительно, что многие, исключённые из комсомола, кусают локти и по сей день. А вот один из лидеров нынешнего Союза правых сил — Владимир Кара-Мурза неприятности «по комсомольской линии» пережил без особых проблем: будущий демократ отделался лёгким выговором «за аморальное поведение». Любопытно, что против исключения Кара-Мурзы из рядов ВЛКСМ тогда проголосовал нынешний гендиректор ВГТРК Олег Добродеев.
А вот грузинскому президенту Михаилу Саакашвили повезло меньше: его выгнали из комсомола ещё в институте. Однако по одной из размещённых в Интернете версий, будущий президент проштрафился ещё в школе, когда обучался актёрскому мастерству в драмкружке: говорят, что одним из увлечений его друзей была съёмка любительских эротических кинофильмов. И всё бы ничего, если бы в одной из картин некий влиятельный отец не узнал свою дочь. Естественно, разразился громкий скандал, опозоренные родители всыпали «кинолюбителям» по первое число. Отголоски этого дела докатились до университета, и Михаил Саакашвили был исключён из комсомола. И не быть бы карьере будущего грузинского президента, если бы не помощь его дяди по материнской линии — Тимура Аласания, работавшего высокопоставленным чиновником грузинского МИДа.

У одного из самых богатых людей нашей страны, потенциального кандидата в будущие президенты России — красноярского губернатора Александра Хлопонина комсомольская молодость совпала с первыми шагами в бизнесе. После окончания Московского финансового института он получил завидное распределение — во Внешэкономбанк. Но вскоре про карьеру государственного финансиста Хлопонину пришлось забыть: бывший сокурсник Михаил Прохоров уговорил его заняться бизнесом. Поначалу деятельность будущих олигархов была мелковатой: они арендовали прачечную, наняли в качестве чернорабочих студентов-комсомольцев родного Финансового института и стали «варить» джинсы, придавая им модный «мраморный» рисунок. «Варёнки» в те времена являлись самой дефицитной одеждой, поэтому с их реализацией проблем не было. Покупатели нашлись солидные — сотрудники Международного банка экономического сотрудничества. Мода на «сваренные» джинсы вскоре прошла, но Прохоров с Хлопониным так и остались верными компаньонами.

 
Другие материалы раздела:
Господа комсомольцы
Кадры ВЛКСМ
Капитализм со значком ВЛКСМ

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru