Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

16.09.2004, Фото: "Компания"

Что общего между "авторитетным бизнесменом" Чигиринским и "комсомольцем" Ходорковским?

На совести Чигиринского лежит усиление в Москве чеченцев, которые контролируют рынок недвижимости и крышуют ЮКОС

Андрей Карповский

Шалва Чигиринский

После событий в Беслане все бросились комментировать ситуацию: искать виноватых, задавать вопросы и искать на них ответы. В числе прочего прозвучала версия о причастности ЮКОСа к финансированию боевиков, что тут же было названо журналистами сведением политических счетов. Однако тот факт, что борьба за деньги, нефть и влияние всегда была причиной бед и человеческих жертв – остается неизменным, как ни крути. А кто сможет ответить на такие вопросы: куда выводятся деньги из Москвы и московской области чеченскими преступными группировками? Кого финансирует московские чеченские бандиты и где берет на это средства? 

Без поддержки крупного бизнеса и политического влияния вряд ли смогла чеченская группировка в Москве стать в свое время настолько крупной и политически значимой. Не только криминал нуждался в бизнесе, но и бизнес нуждался в криминале. И в начале 90-х годов, когда объединенными преступными группировками шел активный передел московского рынка, в этом процессе засветился не только ЮКОС, но и многие другие ныне здравствующие компании и их руководители. 

Это Михаил Ходорковский сейчас сидит в тюрьме. Но в ней не сидит пока еще Шалва Чигиринский – один из соратников Ходорковского, сыгравший немаловажную роль в усилении «чехов» в Москве. 

Дуэт Ходорковского и Чигиринского сложился давно – в 93-94 годах. И начался он с разграбления московского рынка недвижимости. В то время Чигиринский уже был весьма влиятельным человеком в московской мэрии, а Ходорковскому принадлежал банк Менатеп. Пользуясь положением Чигиринского, эта парочка за бесценок скупала лучшие объекты в Москве и Московской области. Причем прибыль составляла минимум 1000%. То, что было куплено за 3-5 тысяч, продавалось за несколько миллионов. Таким образом, искусственно были задраны цены на рынке недвижимости и он был основательно подорван. Менатеп именно на этих сделках сколотил основные деньги. Парочка Ходорковский-Чигиринский заработала приблизительно 500 млн. $ на этих махинациях. Это уже потом, в 1994–1995 годах на вырученные деньги Ходорковский скупал крупные пакеты более ста промышленных предприятий России: Усть-Илимского лесопромышленного комбината, крупнейшего в России производителя чистовой меди «Уралэлектромедь», Среднеуральского и Кировоградского медеплавильного заводов, Красноярского металлургического, Волжского трубного и т.д.

Но самое страшное было впереди. Гигантские обороты бизнеса требовали соответствующей защиты. И вот тогда Чигиринский, используя свои связи, и пригласил для этого чеченскую группировку, которая и по сей день контролирует весь рынок недвижимости в Москве. К тому времени разросшейся бригаде «чехов» тоже требовались хорошие связи — и в нее постепенно стали вливаться представители общественных движений и партий, а также работники органов власти и управления. С началом войны в этот многослойный пирог добавились еще “розочки” из боевиков-террористов. Из этого и сложилась “чеченская мафия в Москве”. И одними из главных ее объектов защиты стали компании Чигиринского и Ходорковского. Чигиринский лично встречался с руководителями наиболее опасных преступных групп, такими как Л. Альтемиров, Хож-Ахмет Нухаев и М. Атлангериев, арестованный летом 1995 года. Нухаев – сам по себе личность «легендарная»: в молодости он, обучаясь на юридическом факультете МГУ, одновременно промышлял рэкетом, за что и был дважды судим, однако, из мест заключения сбежал. По данным УФСБ по Чечне, Нухаев до сих пор "является одним из координаторов разведывательно-подрывной деятельности против России в Чечне". Не мудрено, что во времена становления ЮКОСа давление оказывалось не только на уровне власти, но и на криминальном уровне – до сих пор нераскрытыми остаются несколько преступлений, в которых замешана чеченская группировка. 

Уже к 1995 году Чигиринский и Ходорковский имели практически неограниченные финансовые и административные ресурсы. Ходорковский – на федеральном уровне, Чигиринский – на уровне московской мэрии. При этом силовая поддержка оказывалась "чеченцами". В такой обстановке можно было приниматься и за нефть. 

В декабре 1995 года – в результате залогового аукциона и совмещенного с ним инвестиционного конкурса – Ходорковский получает 78% ЮКОСа, второй по величине в России и четвертой в мире нефтяной компании. Что получает Чигиринский? Несколько скромнее – контрольный пакет Sibir Energy и МНПЗ (Московский нефтеперерабатывающий завод), который он силовыми методами отобрал у главы ЦТК Юрия Шафраника, настаивавшего на стратегическом альянсе столицы с одной из крупнейших нефтяных структур. 

Ходорковский и Чигиринский хоть и разбежались формально по разным углам, но не забывали и своих соратников, помогавших в обогащении. Небезызвестный Василий Шахновский, бывший в свое время руководителем аппарата в московской мэрии, как известно перешел в ЮКОС к Ходорковскому. Случилось это после того, как Шахновский помог Менатепу провернуть большую финансовую аферу. Этот гремевший некогда скандал помнят и сегодня: банк взял у мэрии кредит на сумму миллиард рублей под залог акций ЮКОСа. В результате махинаций все акции были возвращены ЮКОСу, а мэрия осталась с носом. Провернул эту блестящую аферу именно Шахновский – правая рука Чигиринского. После этого Шахновский был отправлен в ЮКОС, где стал номинальным держателем акций компании и возглавил ЮКОС-Москва. Реальным же владельцем акций является сам Шалва Чигиринский, который все это время так же влиял на политику ЮКОСа. Крышевала ЮКОС и продолжает это делать чеченская группировка, путь которой в Москву открыл лично Чигиринский. Кстати, Василий Шахновский и в последнем скандале с ЮКОСом отделался легче всех - заплатил налоги и честно ходил на суды. 

Чигиринский сегодня выглядит лучше Ходорковского – он хотя бы пока не за решеткой и по-прежнему не утратил влияния в московской мэрии. Не секрет, что половина акций его «Московской девелоперской компании» принадлежит ему лично, а половина – собственность московской мэрии. Та же ситуация с МНПЗ. Именно Чигиринский получает самые выгодные строительные контракты на территории столицы. Но продолжающееся следствие по делу ЮКОСа вполне может привести на скамью подсудимых и его. Ведь именно на совести Шалвы Чигиринского лежит усиление в Москве чеченских группировок, который продолжают контролировать весь рынок недвижимости и крышуют Юкос. А куда "чеченцы" выводят деньги из Москвы и московской области понятно и без объяснений. Отток денег из Москвы и области идет в Чечню на криминальные нужды. 

Как долго Шалве Чигиринскому будет сходить с рук его сомнительный бизнес  – вопрос времени.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru