© "Известия", 15.07.2004, Фото: "Коммерсант"
В ногу с Занзибаром
С помощью обязательных инспекций Минэкономразвития пытается изменить правила "игры" во внешнеэкономической деятельности
Судя по всему, Герман Греф никак не может смириться с отведенной его
ведомству премьером ролью и хочет получить новые рычаги влияния на
экономику. Одним из таких инструментов может стать механизм
предотгрузочных инспекций для ввозимых в Россию товаров. Обоснования
этой меры звучат убедительно: контроль за импортными поставками в пункте
отправления должен, по идее, защитить права потребителей. Но на самом
деле не все так просто. Если разобраться, речь идет о введении
монополии государства на внешнюю торговлю в части импорта.
Разработанный в недрах МЭРТ закон "Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности", которым предусмотрена
возможность таких инспекций, был принят под занавес работы прошлого
созыва Госдумы. По закону, определять перечень подлежащих инспекциям
товаров и порядок их проведения должно правительство. И овт на
согласование в Белый дом поступил соответствующий проект постановления.
Оно развязывает Минэкономразвития руки в введении обязательных
предотгрузочных инспекций для всех импортируемых товаров. за исключением
перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не
связанных с предпринимательской деятельностью нужд.
Само по себе странно, что инициатором такого решения выступило именно
Минэкономразвития. И сам Греф, и его подчиненные всегда были на переднем
крае борьбы против всяческих административных барьеров и вмешательства
государства в отношения "хозяйствующих субъектов". К тому же искоренение
избыточных функций у госорганов является
главной целью объявленной указом президента административной реформы. В нашем случае получается
все наоборот.
Казалось бы: соответствие договору количества и цены ввезенных в страну
кухонных комбайнов - сугубо частное дело импортера и его поставщика.
Партнеры могут, например, провести предотгрузочную инспекцию. А могут и
не проводить, если полностью доверяют друг другу. К тому же инспекция -
услуга не бесплатная. Причем ее стоимость при обязательном порядке в
несколько раз больше оплаты работы инспекционных компаний, нанятых
добровольно. Это объясняется тем, что в первом случае оплата
рассчитывается от стоимости партии, а во втором - в центах за
тонну. К примеру, если бы обязательные предотгрузочные инспекции у нас уже
действовали, то в 2003 г. на их оплату ушло бы более
полумиллиарда долларов. Не надо думать, что Минфин согласится выделять такие деньги из
госбюджета. Вероятнее всего в этих условиях импортеры попытаются
заложить издержки на инспекции в цену товаров, что неизбежно ударит по
потребителям. При этом качество товаров инспекция не гарантирует - это
не экспертиза, она лишь удостоверяет соответствие отправляемого груза
тому, что указано в сопроводительных документах.
Но все это полбеды. В конце концов, не в первый и не в последний раз
наши потребители отвечают своими кошельками за поспешно принимаемые
решения. Можно было бы и на сей раз объяснить нововведения высокими
государственными интересами. Только вот государство здесь как раз и не
при чем. Ведь полномочия по проведению инспекций предполагается передать
иностранной компании, то есть упомянутые полмиллиарда уйдут за рубеж.
Формально, как и положено, будет проведен конкурс. Однако вопреки
здравому смыслу главным условием победы в этом конкурсе явялется
профессиональная репутация фирмы, как указано в подпункте 1 п. 5 ст. 28
названного Закона, а низкая стоимость инспекции стоит на последнем месте
названного пункта статьи.
Авторов из Минэкономразвития, видимо, не очень волнует и то, что ВТО
разработало обязательные предотгрудочные инспекции для слаборазвитых
стран, у которых нет нормальной таможни и санитарного контроля. В списке
государств, где применяется такая процедура, есть Буркина Фасо,
Занзибар, Съерра Лионе, Камбоджа и др., но нет ни одного государства
восьмерки, куда, кажется, входит Россия. Большинство стран-участников
международной торговли решают эти вопросы силами своих таможенных
органов. А устанавливая правило обязательной инспекции, государство
фактически дискредитирует собственную таможенную службу, расписывается в
своей несостоятельности.
Кстати, наши соседи по СНГ уже успели испробовать на себе все прелести
обязательных инспекций - в разное время этот механизм вводился в
Казахстане, Белоруссии, Грузии и Молдове. Опыт оказался весьма
печальным: после череды скандалов власти пришли к выводу, что эти меры
наносят ущерб национальной экономике и от них отказались. ПРичем Молдова
была вынуждена пойти на открытый конфликт с МВФ, который ставил
обязательные инспекции условием дальнейшего кредитования республики.
Хорошо бы, чтобы чиновники из МЭРТ наконец увидели эти грабли.
Справка: При поставках какао привлеченные частным образом инспекционные
фирмы берут в среднем до 3 долл. за тонну, а в условиях обязательных
инспекций - до 17,5 долл. По кофе это соотношение составляет 3 к 11,5,
по мясу - 1,5 к 13,6, по свинине - 1,5 к 12,6.