Председатель подкомитета по страхованию Госдумы Коваль манипулирует законами в интересах своего бизнеса
Оригинал
этого материала
© "Новая
газета",
19.04.2004
Страхнадзор
Михаил Сметанин
![]() |
Председатель подкомитета по страхованию Госдумы, президент Всероссийского союза страховщиков Александр Павлович Коваль |
Московский юноша Саша Коваль после школы пошел регулировщиком аппаратуры на Московский радиотехнический завод. Потом стал радиомехаником в олимпийском спортцентре «Крылатское», а фактически — секретарем комсомольской, а затем и партийной организаций. Так бы и шла его карьера по партийной линии — сначала инструктор орготдела, затем и зам заведующего орготделом Кунцевского РК КПСС, а там и… — если бы не «итоги перестройки». Так что в 1990 году Коваль уходит в бизнес, откуда в 1996 г. его снова отозвали на руководящую работу — назначили заместителем губернатора, затем первым заместителем губернатора Эвенкийского автономного округа.
Может, надолго остался бы в северных краях наш герой, но тут подоспели думские выборы 1999 г., и Коваль нашел себе место в федеральном списке избирательного блока «Медведь» (межрегиональное движение «Единство»).
В 2002 году, когда следующие выборы были уже на носу, страховщики избрали нашего героя президентом своей профессиональной организации — Всероссийского союза страховщиков (ВСС). Избрали, не спрашивая, разбирается ли он в страховании, потому как видели, сколь тепло и искренне он дружит с тогдашним руководителем департамента страхового надзора Минфина Константином Пыловым. Страховщикам нужно было, чтобы новый президент мог во имя развития страхового дела в России всегда найти «общий язык» со страхнадзором.
Вообще-то закон запрещает депутату занимать какую-либо иную оплачиваемую должность, кроме депутатской, так что президентскую должность в ВСС назвали «на общественных началах». Так что вроде и закон не нарушен.
Учитывая прочные позиции депутата Коваля среди страховщиков, а также его прошлую безупречную партийную биографию в КПСС (которая так некстати прервалась в начале 90-х), избирательное объединение «Единая Россия» в 2003 году почло за честь не только предоставить Ковалю проходное место в списке, но и поручило ему присмотреть за страховым рынком с поста председателя подкомитета по страхованию Госдумы (входит в Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам).
И Коваль, возвратившись из бурного моря бизнеса в родную партийную стихию, не подвел своих коллег. Во время выборов он проявил умение зарабатывать деньги. Например, была организована однодневная конференция по страховому делу, за участие в которой руководители крупнейших страховых компаний — членов ВСС — должны были заплатить по 300 000 рублей (т.е. по 10 000 долларов). Программа конференции включала шесть докладов (пять — от страхнадзора и один — самого Коваля), кофе-брейк и обед.
Исходя из правильного понимания этимологии слова «страхование», СТРАХ стал главным аргументом в общении со страховщиками.
Была введена жесткая система надзора за страховщиками со стороны департамента страхового надзора. Опять же — лицензии. Давать их можно согласно очереди и реальным оценкам, а можно раздавать в виде благодарности за услуги… Проверки можно прислать «как снег на голову», а можно заранее согласовать день и час «неожиданной» ревизии.
Не было забыто и законотворчество.
Вообще-то подобная деятельность в Госдуме носит название «лоббирование». Существуют разные методики лоббирования. Например, можно вбрасывать через других депутатов (порой «втемную») невыгодные для бизнеса поправки в действующее законодательство и брать мзду за их непрохождение.
Или предложить перенести на полгода вступление закона в силу, когда на подготовку к его практическому исполнению уже были потрачены значительные средства… Можно «не заметить» пару строчек в новой редакции закона и поставить под угрозу замораживания рынок объемом 10 — 15 млрд руб. в год (речь идет о запрете на совмещение страхования жизни и перестрахования, а также об отдельных лицензиях на перестрахование)…
Кстати, в итоге Госдума все-таки приняла в первом чтении законопроект, отменяющий этот запрет, — представляете, чего это только стоило страховщикам! Но это — первое чтение.
Второе и третье чтения можно растягивать бесконечно долго, держа страховщиков в узде.
Точно то же и с «кадровой политикой». Потребовалось в прошлом году поменять руководство Российского союза автостраховщиков (РСА) — и пожалуйста, Коваль заявляет, что не исключает перенос срока вступления закона об «автогражданке» в силу на полгода. Понятно, что автостраховщики быстренько «сдали» руководителей своего союза. Сейчас опять требуется поменять руководство РСА. А если нет — не будет нужных страховщикам поправок в закон о страховом деле, а будут ненужные им поправки.
Зачем это делается? Герой американского фильма «Вся президентская рать» — его там звали псевдонимом Глубокая Глотка — говорил: «Если хотите понять события — смотрите, где деньги». Вот и мы посмотрим.
Согласно закону об «автогражданке», часть выручки от продажи обязательных страховых полисов отчисляется в специальный фонд, из которого с 1 июля 2004 г. должны начать компенсировать потери граждан по жизни и здоровью, случившиеся в результате ДТП, в том случае, если виновник оказался нигде не застрахован, а также если компания, которая должна платить, вдруг обанкротилась.
Получается: есть «мешок с деньгами», т.е. тот самый фонд. И не наложить на него лапу? Но коммерсанты-страховщики — люди немного другого опыта, чем Коваль. Они-то знают, чем заканчиваются попытки чего-то там «распилить» в компании с депутатом. Сроками они заканчиваются — вот чем. Недаром же надзирать за фондом в РСА поставлен откомандированный сотрудник ФСБ!
Как отразится бурная деятельность думско-страховых деятелей на российских автолюбителях? Опыт показал, что они уже смирились с «автогражданкой». Значит, стерпят и все остальное… До поры до времени.
А вот как отразится эта деятельность на ее — выражаясь партийным языком — «закоперщиках»? Ведь недовольство ею среди страховщиков нарастает.
Пока дело ограничивается письмами. Так, один из ветеранов российского страхового дела Геннадий Дуванов (создатель первой в стране частной компании «Аско») уже написал письмо президенту Путину. В обширном письме на 11 листах, в частности, он так прямо и пишет: «Эта камарилья… устроила чудовищные поборы и мздоимства… Так, за получение лицензии по ОСАГО одной чукотской компании было предложено заплатить 200 тысяч долларов США. За изменение закона… брокерами должна быть внесена мзда в сумме 400 тысяч долларов США, страховщикам же предложено дать взятку в 2 миллиона долларов США».
Впрочем, до Путина конечно же ничего не дошло — советник отдела приема граждан администрации президента Маслин А.А. ответил «гражданину Дуванову», что его обращение «направлено на рассмотрение в правительство», а из прокуратуры и ФСБ пришли стандартные отписки: мол, изложенные факты взяты на проверку, ждите ответа… Ну а люди, которых Дуванов назвал «камарильей», не боятся никаких проверок — депутатские мандаты дают им иммунитет и от закона, и от всех тех проблем, которые неминуемо последуют у них в случае их водворения в камеры.