Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

20.08.2003, Фото: "Коммерсант"

Пришли за Смушкиным

Слюнявый карапуз-переросток чувствовал себя лесным королем. До тех пор, пока в его питерский офис не пришли ОМОН и следователи

Елена Колесникова

Захар Смушкин

Петербургский офис корпорации "Илим Палп Энтерпрайз" лихорадит. Два дня - 5 и 6 августа - продолжались обыски в доме 17 по улице Марата. Сотрудники МВД пришли к хозяевам ИПЭ, чтобы найти следы фальсификации документов, использованных во время собрания акционеров на Братском ЛПК в апреле этого года. Но это, пожалуй, самое невинное из того, что держали Захар Смушкин и Ко в своих кабинетах.

Раньше Захар Смушкин чувствовал себя полностью в безопасности. Депутаты? Чиновники? Судьи? Милиционеры и прокуроры? Так вот они, родимые, пофамильно в списках и ведомостях. Напротив имени каждого - сумма в условных единицах. Схвачены, повязаны, работают на "Илим Палп". Как тут не почувствуешь себя этаким "королем мира", который может всё и которому всё позволено. И Смушкин чувствовал. В заднем кармане его брюк лежал израильский паспорт, и от этого вздрагивающей от каждого шороха заднице лесного олигарха было еще комфортнее, еще теплее.

Слюнявый карапуз-переросток чувствовал себя королем. До тех пор, пока в его питерский офис, в его священную цитадель не пришли ОМОН и следователи.

То, что еще вчера было свидетельством могущества Смушкина - сегодня стало компроматом на него. Материалами уголовного дела. Даже по самым предварительным данным понятно, что изъятых в ходе обыска документов будет достаточно, чтобы усадить на скамью подсудимых все руководство ИПЭ поголовно. А заодно и их подельников-взяточников.

Вряд ли кто-то из оперативников мог предположить, что "урожай" будет столь богатым. По признанию одного из участвовавших в обыске милиционера, он и его коллеги не могли поверить собственным глазам. Секретные документы лежали прямо на столах сотрудников - по соседству с неразгаданными кроссвордами и недопитым кофе. За соблюдением тайны в "Илим Палпе", похоже, никто не следил. В компании Смушкина все настолько уверовали в свою безнаказанность, что не удосужились спрятать даже самые "взрывоопасные" материалы.

Что же нашли следователи в особняке на улице Марата? Во-первых, документы, свидетельствующие о выводе за рубеж прибыли от экспорта продукции и сокрытии валютной выручки. Во-вторых, списки "внештатных" помощников ИПЭ в правоохранительных органах и органах власти (следователям не пришлось мучиться в сомнениях о том, оказывалась ли помощь по идейным соображениям или же из чисто корыстных интересов, - "бухгалтеры" ИПЭ проставили для каждого чиновника размер "гонорара" чуть ли не до копейки). 

Нашли даже проекты решений и постановлений различных ведомств, причем, судя по этим бумагам, "Илим Палп" готовил даже "непрофильные" документы, как, например, доклад о безопасности в Архангельской области - на подпись бывшему начальнику ГУВД МВД РФ по Северо-Западному округу Борису Уемлянину (кстати, уволенному из органов за связи с ИПЭ - и ныне работающему в афиллированном с компанией Смушкина банке – «ПромСервисБанке»).

По свидетельству очевидцев, обыск в офисе поверг сотрудников ИПЭ в шоковое состояние. Первой из оцепенения, по слухам, вышла секретарша Смушкина, горестно заметив: "Знала бы заранее, захватила бы для Захара Давидовича запасные подгузники". Остальных служащих проблемы хозяина с неконтролируемым мочеиспусканием волновали меньше всего. Менеджеры и начальники всецело были поглощены тем, чтобы спихнуть "компромат", обильно лежавший повсюду, в ящик стола соседа.

В атмосфере разброда и апатии перепуганный менеджмент всерьез задумался над тем, чтобы смягчить свою вину, плодотворно посотрудничав со следствием. Чиновники, еще недавно поддерживавшие ИПЭ, тоже места себе не находят. Деньги жгут руки - и некоторые уже зондируют почву на предмет того, не поздно ли еще вернуть "гонорар" обратно.

Изъятые в ходе обыска документы тотчас же поместили под гриф "секретно". Не потому, конечно, что факт воровства и подкупа - для кого-то еще секрет. А потому, что среди пособников и помощников Смушкина обнаружились очень известные и влиятельные фамилии. Уже известно, что первичным анализом изъятых документов будет заниматься специально сформированная следственная группа, на основании заключения которой будет подготовлен доклад в адрес высшего руководства страны.

Понятно, что в самом неловком положении оказался начальник службы безопасности "Илим Палпа" Александр Хромов. Бывший чекист капитально обделался в глазах руководства компании, не сумев вовремя просигналить о надвигавшихся обысках. Почему СБ, созданная по образу и подобию настоящей спецслужбы, дала сбой - вопрос философский. Видимо, Хромов считал, что регулярных взяток чиновникам и сотрудникам правоохранительных органов будет достаточно, чтобы обезопасить ИПЭ от влияния извне. А может, просто разворовал деньги, выделенные на организацию «системы оповещения».

Основные же усилия "мини-КГБ" "Илим Палпа" были сконцентрированы на слежке за работниками. Найдены спецсредства для "прослушки". Структура СБ тоже о многом говорит: был в ней и "отдел дознания", и "отдел расследования". Сотрудники Службы безопасности - сплошь экс-чекисты, выходцы из ГРУ и МВД, получали зарплату, во много раз превосходящую оклад рабочих на предприятиях холдинга.

Сам же Александр Хромов с недавних пор возомнил себя великим пропагандистом: в его кабинете нашли книжку украинского профессора Почепцова "Паблик рилейшенз", брошюрку "Черный пиар" и целую папку с вырезками из газет, где упоминалось его, Хромова, имя.

Говорят, начальник Службы безопасности решил заняться пиаром после того, как окончательно разуверился в способность директора по коммуникациям ИПЭ Святослава Бычкова выиграть информационную войну с новыми акционерами Котласского ЦБК и Братского ЛПК. Возглавляемая Бычковым пресс-служба брала в кассе "Илим Палпа" огромные деньги, а отчитывалась лишь статейками в корпоративных стенгазетах про рост производства и доходов ИПЭ. Эффект, как и следовало ожидать, был обратным ожидаемому: рабочие на предприятиях никак не могли понять, почему целлюлозы варится все больше, выручка и прибыль "Илим Палпа" растет, а их зарплата - не повышается. 

31 июля, незадолго до обысков, на Усть-Илимском ЛПК – одном из предприятий, которым «управляет» «Илим Палп» всерьез заговорили о забастовке. На профсоюзной конференции рабочие поставили ультиматум руководству холдинга, требуя выполнить в полном объеме условия коллективного договора и индексировать заработную плату.

Захар Смушкин и его окружение оказались в очень затруднительной ситуации. Чиновники от них отвернулись, милиция проводит обыски, заводятся уголовные дела. Рабочие не намерены больше работать за гроши, рискуя жизнью в цехах с изношенным оборудованием. Настал момент истины: то ли бежать за границу, спасаясь от тюрьмы, то ли, в надежде, что и на сей раз "все обойдется", остаться в России.

Но Смушкин жадный. Каждый день предприятия, контролируемые ИПЭ, приносят ему в карман несколько миллионов долларов. И даже спрятав по оффшорным счетам миллиард, он мечтает заработать на российском лесе больше. Именно поэтому он еще здесь…

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru