Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Радуев умер после допроса по делу Закаева

6 декабря у него появились кровоподтеки под левым глазом и боли в животе. Он умер от многочисленных кровоизлияний во внутренние органы

Оригинал этого материала
© "Газета.Ру", 15.12.2002, Фото: "Lenta.Ru"

Елена Вранцева

Радуева не отдадут родственникам




Текст: Елена Вранцева Фото: HTB


Тело умершего в тюремной больнице террориста Салмана Радуева не будет передано родственникам. По словам представителя Главного управления исполнения наказаний, «осужденный Радуев будет похоронен по инструкции, в соответствии с действующим законодательством». 




Салман Радуев умер в тюремной больнице в субботу утром. По словам представителя ГУИН, пожелавшего остаться неназванным, «осужденный Радуев будет похоронен по инструкции, в соответствии с действующим законодательством». Тело родственники Радуева не получат. «Правовых оснований для этого нет», – сообщили в ГУИНе. 

В Соликамском же УИНе «Газете.Ru» рассказали, что тело Радуева будет захоронено на общем соликамском кладбище (где выделен специальный участок для умерших в тюремной больнице), если его в трехдневный срок не заберут родственники. На вопрос о том, распространяется ли на Радуева закон, согласно которому тела террористов не отдают их родственникам, в Соликамском УИНе сказали, что этого закона не читали, но думают, что он касается только захватчиков «Норд-Оста». «У нас есть инструкция, что делать с умершим заключенным, и мы будем четко ей следовать и обращаться с телом Радуева на общих основаниях», – сказали руководители Соликамского УИНа. 

Обстоятельства смерти Радуева известны. Как удалось узнать «Газете.Ru», Радуев стал жаловаться на здоровье руководителям колонии «Белый лебедь» неделю назад. 

6 декабря у него появились кровоподтеки под левым глазом и боли в животе. По словам руководителей Соликамского УИНа, с тех пор к Радуеву стали приходить врачи из колонии и межобластной больницы. Он был осмотрен терапевтом и хирургом. 

Несколько дней назад Радуеву стало хуже, и 10 декабря медики ГУИНа приняли решение поместить его в больницу в отдельную палату. В больнице Радуев и умер вчера в 5.30 утра. По словам руководителей Соликамского УИНа (они просили не называть свои фамилии), вскрытие уже проведено, а в судебно-медицинском заключении о смерти написано следующее: «ДВС-синдром, множественные кроизлияния, забрюшная гематома, кровоизлияние в мозг и левый глаз». 

При этом в ГУИНе Пермской области говорят, что у них нет сведений о том, что в колонии Радуева могли избивать. С сокамерником, убийцей Александром Гришаевым, у Радуева, говорят, были вполне мирные отношения. Недавно к Радуеву приезжал сотрудник Генпрокуратуры России (его фамилию в ГУИНе не назвали), чтобы допросить осужденного по делу Закаева. Получил ли сотрудник Генпрокуратуры нужные сведения и какими методами пытался их получить, неизвестно. 

В Пермском региональном правозащитном центре «Газете.Ru» сказали, что у них нет сведений, что в колонии «Белый лебедь» избивают заключенных. «На условия содержания там не жалуются даже в своих письмах к нам, хотя письма просто могут подвергаться цензуре. В основном заключенные из "Белого лебедя" просят о пересмотре срока заключения». 

Только вначале, по прибытии в колонию Радуев три дня провел в штрафном изоляторе за то, что не хотел убирать в камере. Этого, говорят, было достаточно, чтобы Радуев в cвоих интервью (СМИ часто навещали известного осужденного) говорил, что мыть «парашу» и наводить чистоту в камере необходимо для собственного же здоровья. Тогда же Радуев добавлял журналистам, что жить он собирается долго, а основное его занятие в камере – написание книги о себе и о Чечне. Эту книгу он так и не закончил. 

Руководители Соликамского УИНа рассказали «Газете.Ru», что к Радуеву нареканий у них не было. К режиму он привык быстро и вел себя со всеми очень обходительно. Смотрители колонии обращались к Радуеву на «вы», и он отвечал им тем же. Осенью Радуева навещала жена.

***

Оригинал этого материала
© "Газета.Ру", 15.12.2002

Смерть Радуева осложнит дело Закаева

С таким же диагнозом, как и Салман Радуев, в конце августа в екатеринбургской колонии усиленного режима ИК-2 скончался полевой командир Турпал-Али Атгериев. Их вместе судили за поход на Кизляр, но Атгериева, в отличие от получившего пожизненный срок Радуева, приговорили к 15 годам заключения и поэтому этапировали в другую колонию. 

Как и в случае с Радуевым, относительно причин смерти Атгериева тюремные врачи выдвинули сразу несколько версий. Чаще всего говорили о тех же внутренних кровоизлияниях, причинами которых могли стать обыкновенные побои. Начальник ГУИН Владимир Ялунин заявил тогда, что полевой командир умер от лейкоза, сославшись при этом на заключение врачей, констатировавших кровоизлияние в почки. Но спустя час после этого заявления руководство колонии огласило другую версию, объявив причиной смерти кровоизлияние в мозг. При этом семья Атгериева подтвердила, что он во время второй чеченской кампании серьезно заболел, но вовсе не лейкозом, а туберкулезом. 

Смерть с разницей в полгода полевых командиров, проходивших по одному и тому же громкому делу, может самым неприятным для российской Генпрокуратуры образом отразиться на процессе об экстрадиции в Россию Ахмеда Закаева, который проходит в Великобритании. Напомним, еще в Дании, отказавшейся выдать масхадовского эмиссара, одним из главных аргументов его защиты стало то, что экстрадиция будет угрожать его жизни. Впрочем, для датских властей этот довод не был решающим – Минюст Дании заявил, что удовлетворен предоставленными Россией гарантиями того, что в случае выдачи к Закаеву не будет применяться казнь и пытки. 

Очевидно, тех же гарантий потребует и Великобритания, которая, как и Дания, по закону, не может выдать преступника стране, которая может его казнить или просто плохо с ним обращаться. Разумеется, Россия их предоставит, но поверят ли им англичане после двух загадочных смертей чеченских полевых командиров в российских колониях – большой вопрос. 

Кто такой Радуев, в Англии прекрасно знают – в досье, которое пришло на Закаева, его показаниям отведено важное место. В ноябре к нему в колонию приезжали следователи ФСБ и Генпрокуратуры, чтобы расспросить о роли Закаева в нападении на Дагестан 1999 года. Если верить директору ФСБ Николаю Патрушеву, то Радуев дал исчерпывающие показания, хотя сам в дагестанском походе не участвовал. Вполне возможно, что британцам придет в голову мысль о том, что именно последние допросы подорвали здоровье полевого командира. 

***

Оригинал этого материала
© "Газета.Ру", 15.12.2002

Биография Салмана Радуева

Салман Радуев родился 13 февраля 1967 года. По словам самого Радуева, учился в школе №3 Гудермеса, которую закончил с отличием, а высшее образование получил в институте народного хозяйства в Ростове-на-Дону. 

В июне 1992 г. Джохар Дудаев назначил Радуева префектом Гудермеса, а уже в сентябре его имя впервые появилось в центральных СМИ. Тогда российская бронетехника, «утюжившая» контрольно-следовую полосу между Россией и Чечней вдоль реки Ясси (Аксай), оказалась в окружении. Ее блокировали около 60-ти тыс. человек, в том числе жители Дагестана чеченской национальности. После переговоров с Радуевым военные согласились отвести бронетехнику и личный состав полка на расстояние в 5 км от границы. К утру военные покинули приграничную территорию. 

В конце марта 1995 г., когда Гудермес был захвачен федеральными войсками, Радуев исчез в горах Веденского района и, по некоторым данным, находился в группировке Басаева, но самостоятельных действий не вел. В декабре того же года во время выборов в местные органы власти Радуев баллотировался на пост главы администрации Гудермеса. 14 декабря он вместе с бывшим руководителем департамента госбезопасности Султаном Гелисхановым захватил город. Гудермес был освобожден 23 декабря. 

9 января 1996 г. под руководством Радуева и Гелисханова боевики напали на дагестанский город Кизляр. Террористы действовали несколькими группами. Основным объектом атак стала вертолетная база. Захватить аэродром бандиты не смогли, хотя им удалось уничтожить один вертолет и два бензовоза. В результате боя нападавшие были также отброшены и от места дислокации батальона внутренних войск. Сразу же после этого боевики захватили родильный дом и больницу, куда согнали из близлежащих жилых домов около тысячи заложников. Группа боевиков удерживала мост через Терек на подходе к городу. 

По некоторой информации, известность пришла к Радуеву случайно: на последнем этапе он заменил получившего ранение полевого командира Хункарпашу Исрапилова, который и был руководителем операции. 

После переговоров с руководством Дагестана боевики с сотней заложников покинули город. На свою сторону они хотели перейти в районе села Первомайское, расположенного в 300 метрах от границы. У приграничной реки Аксай колонна автобусов с боевиками и заложниками (165 человек) была остановлена предупредительным огнем. 11-14 января боевики укрепились в Первомайском, блокированном федеральными войсками. 15-го федералы пошли на штурм. Часть боевиков вырвалась из окружения, воспользовавшись проложенной под рекой Аксай газовой трубой. 

3 марта 1996 г. в СМИ появились сообщения о смерти Радуева от ранения в голову на автодороге между поселком Старые Атаги и Урус-Мартаном (15 км. южнее Грозного) в перестрелке с другими боевиками. В июне 1996 г. Выяснилось, что Радуев жив. На пресс-конференции он рассказал, что после ранения его переправили через территорию Азербайджана в одну из ближневосточных стран, а затем в Германию, где ему была сделана пластическая операция по восстановлению носа. 

Летом 1996 г. Радуев отказался подчиниться требованиям Зелимхана Яндарбиева прекратить террористическую борьбу и взял на себя ответственность за «акции устрашения» на вокзалах в России, требуя вывода федеральных подразделений с территории Чечни. С начала 1997 г. Радуев неоднократно выступал с угрозами в адрес России: обещал применить химическое оружие, «объявил войну» Воронежу, взял на себя ответственность за взрывы на военных складах в поселке Бира Еврейской автономной области, заявил о своей причастности к взрывам на вокзалах в Пятигорске и Армавире. 

После взрыва в Пятигорске генпрокуратура возбудила против Радуева уголовное дело. В марте 2000 года Салман Радуев был арестован представителями ФСБ на территории Чечни. 25 декабря 2001 года Верховный Суд Дагестана признал Радуева виновным по всем пунктам обвинения, кроме «организации незаконных вооруженных формирований». Требования государственного обвинителя – Владимира Устинова – были выполнены, и Салман Радуев был приговорён к пожизненному заключению. В своем последнем слове он не сделал никаких заявлений – он лишь в очередной раз отказался признать себя виновным в гибели людей во время рейда на Кизляр и взрыва на вокзале в Пятигорске. Также он заявил, что был приятно удивлен справедливостью прошедшего судебного процесса. 

Позже адвоката Радуева подали кассационную жалобу, и 11 апреля 2002 года началось ее рассмотрение в Верховном Суде. Верховный Суд оставил решение в силе, единственными изменениями стали уменьшение размера штрафа более чем в 1000 раз (с 268 млн. рублей до 222 тыс.), а из обвинения по статье «бандитизм» был изъят пункт, согласно которому «преступление было совершено в составе организованной группы». Сам приговор остался без изменений. 

26 ноября стало известно, что Салман Радуев дал некоторые показания, подтверждающие причастность Ахмеда Закаева к различным преступлениям, в том числе к нападению на Дагестан в 1999 году. 

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru