Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

© "Версия", 21.10.2002

Детская неожиданность

Следы удмуртской нефти ведут к особнякам в Марабелье

Александр Костиков

Президент компании "Белкамнефть" Виктор Хорошавцев

Не так давно Министерство природных ресурсов РФ начало широкомасштабную проверку деятельности удмуртской нефтяной компании «Белкамнефть». Поводом для расследования стало обращение депутатов Государственной Думы, которые заметили что-то неладное в распределении лицензий на добычу нефти в этом регионе.

Минприроды против «Белкамнефти»

Результаты проверки министерской комиссии оказались шокирующими: федеральные власти выяснили, что «Белкамнефть» ведет незаконную добычу нефти на более чем 20 месторождениях Удмуртии. Оказалось, что все лицензии на право пользования недрами выданы «Белкамнефти» с грубыми нарушениями законодательства РФ.

Минприроды среагировало мгновенно. Правительство Удмуртской Республики обязали аннулировать незаконные лицензии, а ОАО «Белкамнефть» – приостановить работы по геологическому изучению и добычи углеводородного сырья на Арланском, Ершовском, Камбарском, Никольском, Северо-Никольском, Хмелевском, Пограничном, Новоселкинском, Дубровинском, Быгинском, Коробовском, Забегаловском, Смольниковском, Сосновском, Тукмачевском, Юськинском, Черновском, Областновском и Восточно-Постольском месторождениях. Разумеется, постановление о наведении порядка на удмуртском нефтяном рынке было направлено также во множество государственных инстанций: в Министерство по антимонопольной политике, Генеральному прокурору РФ, Министру энергетики РФ и др.

Как удалось выяснить проверояющим, несколько лет назад ОАО «Белкамнефть» получило от региональных властей 25 лицензий на право пользования данными месторождениями. Удмуртские чиновники выдали эти лицензии без согласования с МПР России, т.е. фактически без участия федерального органа управления государственным фондом недр. Способы, с помощью которых власти и некоторые нефтяники Удмуртии «приватизировали» государственные нефтяные месторождения, поражают своей простотой и в то же время разнообразием. 

«Белкамнефть» и незаконные лицензии

Так, лицензию на право пользования Арланским месторождением «Белкамнефть» переоформила с АНК «Башнефть» на основании переуступки прав недропользования. Казалось бы, ну и что здесь такого? Хороший такой подарок одних региональных нефтяных олигархов другим. Дело в том, что «Башнефть» подарила удмуртским нефтяникам то, что ей не принадлежало. 

На тот момент АНК «Башнефть» не имело лицензии на право пользования недрами этого месторождения. В наличии у башкиров был всего лишь один документ, официально называемый горным отводом и не дающий право на добычу ресурсов, а всего лишь являющийся основанием для получения такого права. Не смотря на это, Правительство Удмуртии пошло на сознательное нарушение закона и выдало «Белкамнефти» лицензию на бесконкурсной основе. 

Такие месторождения, как Алексеевское, Ершовское, Камбарское и еще 4 других, «Белкамнефть», опять таки с помощью регионального правительства, получила, нарушив множество пунктов статьи 72 Конституции РФ. В статье главного российского закона четко сказано, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами относятся к совместной компетенции Федерального правительства и его региональных коллег. 

В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» лицензия выдается только после заключения и подписания соглашения о разделе продукции. То есть, Удмуртское правительство, перед тем, как разрешить «Белкамнефти» работать на этих месторождениях, должно было согласовать свою позицию с Минприроды. Этого сделано не было: региональные чиновники сыграли по своим правилам, за спиной у федерального центра. 

Дубровинское месторождение «Белкамнефть» получила тоже незаконно, но уже другим, более вычурным способом. Основанием для получения лицензии на добычу нефти послужили итоги аукциона, проведенного 11 февраля 2000 года. Аукцион этот был проведен с нарушением процессуальных норм, установленных в Положении о Порядке лицензирования пользования недрами. 11 пункт Положения предусматривает проведение аукциона не ранее, чем через 3 месяца со дня опубликования информации об условиях проведения аукциона. 

На суд же широкой общественности эта информация была преподнесена 1 декабря 1999 года. Таким образом, аукцион по добыче нефти на Дубровинском месторождении был проведен только с одним претендентом, компанией «Белкамнефть». А что это за аукцион, на котором присутствует единственный покупатель? Видимо, толковый словарь русского языка не является настольной книгой в удмуртском Правительстве. 

Быгинское, Коробовское и другие богатейшие нефтяные месторождения, входящие в так называемый Удмуртский конкурсный участок, также оказались под полным контролем «Белкамнефти». На этот раз изобретательные удмуртские нефтяники пошли другим путем. По сведениям одной из крупнейших федеральных газет, заявку на участие в конкурсе на право разработки этих месторождений подала только одна американская компания «Samson International.LTD». 

Естественно, что само понятие «конкурс» предусматривает участие как минимум двух участников. Однако в Удмуртии, как заявили местные природоохранные чиновники, торги все же состоялись. «Убедительную» победу на конкурсе одержала, конечно же, американская компания. Похоже действительно правительство Удмуртии вкладывает в слова «конкурс» и «аукцион» какой-то свой смысл.

Дальнейший ход событий кажется фантастическим и невероятным. Сразу же после конкурса «Samson International.LTD» передает права на разработку месторождений Удмуртского конкурсного участка компании «Белкамнефть», которая к торгам не имела вообще никакого отношения. Тем не менее, правительство Удмуртской Республики без согласования с центром оперативно выдает лицензии на добычу нефти. 

Кстати, и реакция на отзыв лицензий у «Белкамнефти» со стороны регионального руководства последовала незамедлительно. Президент Удмуртской Республики Александр Волков был настолько возмущен этим фактом, что выступил 10 октября 2002 года на заседании Правительства РФ против данной инициативы Министерства природных ресурсов России. 

Семейные узы

Во всей этой ситуации сам собой напрашивается вопрос, почему Правительство субъекта Российской Федерации не только сознательно нарушает закон, но и всеми способами старается выгородить обыкновенную нефтедобывающую компанию, пусть даже одну из крупнейших в Приволжье и на Урале? 

Чтобы разобраться в этом, необходимо обратить внимание на человеческий фактор. Президентом компании «Белкамнефть» является некий Виктор Хорошавцев. На должности Председателя Правительства Удмуртии состоит Юрий Питкевич. Дочь Хорошавцева замужем за сыном Питкевича. Это не природа отдыхает на детях, это дети отдыхают на природе…

Виктор Хорошавцев в Удмуртии человек известный. Во многом его путь в крупный бизнес напоминает сюжет популярного сейчас телесериала «Бригада». Как удалось раскопать информационному агентству «FLB», в начале 90-х годов Хорошавцев создал ЗАО «Аспек», которое в последствии было преобразовано в акционерное общество «Белокамнефть». ЗАО «Аспек» с самого начала своего создания занималось взаимозачетами между предприятиями РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС». 

Тогда клиентами Хорошавцева по реализации нефти и проведению взаимозачетов с бюджетом, были такие крупные предприятия, как «Баштрансгаз», «Пермтрансгаз», «Надымгазпром». По сведениям правоохранительных органов, «Аспек» получал от добывающих предприятий нефть и сдавал ее на переработку. Полученные нефтепродукты реализовывались, а денежные средства шли предприятиям – поставщикам нефти. В свою очередь, поставщики погашали этими деньгами задолженность перед энергетиками. 

По сведениям «FLB», через некоторое время ЗАО «Аспек» накопило задолженность перед «Газпромом» в количестве 160 млрд. рублей. Для того, чтобы погасить этот долг, Виктор Хорошавцев придумал гениальную схему. Крайним в этой схеме оказалось государство, понесшее многомиллионные убытки. Суть операции заключалась в приобретении недвижимости в Испании. За четыре миллиона долларов были куплены 15 особняков в Марбелье. Далее следовала их неоднократная перепродажа, но всегда продавцом и покупателем этой недвижимости выступали компании, подконтрольные Хорошавцеву. 

В последнем контракте от 27 апреля 1995 года указывалось, что «Удмуртская внешнеторговая фирма «Байкал», генеральным директором которой являлся Хорошавцев, покупала всю недвижимость компании у другой компании - Oy Sekom-Finland Ab. Но уже за 40 миллионов долларов США. То есть в результате перепродажи стоимость особняков увеличилась в 10 раз. А сумма в 40 миллионов долларов по действовавшему тогда курсу Центрального банка равнялась 160 млрд. рублей. Удивительное совпадение, не правда ли? Хорошавцеву оставалось только одно - передать компаниям «Пермтрансгаз», «Баштрансгаз» и «Надымгазпром» эти самые особняки в счет погашения задолженности. 

Неудивительно, что когда все детали и условия сделки стали известны в Москве, «Газпром» отказался ее принять. Когда стало очевидным то, что 36 миллионов долларов США, полученные в результате этой операции, никогда не вернутся в государственное акционерное общество, в отношении Виктора Хорошавцева было возбуждено уголовное дело. 

Сегодня, не смотря на проблемы «Белкамнефти» с Минприроды России, не обращая внимания на множественные проверки правоохранительных органов, Виктор Хорошавцев рвется в большую политику. Надо сказать, получается это у него успешно: некоторое время назад он занял депутатское кресло в Гордуме Ижевска, а 2 марта 2002 года занял пост руководителя регионального отделения партии «Единство». Как вы думаете, кто ему в этом помогает?


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru