Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

30.09.2002

Агропромышленный разбой

Александр Коржаков

Сельское хозяйство всегда находилось на положении падчерицы в советском государстве. Сначала за счет крестьян Сталин провел индустриализацию. Он вернул в страну крепостничество, только еще более бесправное, чем было до 1861 года – знаменитой крестьянской реформы. В результате сталинской коллективизации село на долгие годы лишилось стимулов. Хрущев своими коммунистическими завихрениями (сельская семья должна сдать всю домашнюю живность колхозу и иметь земли не более шести соток) доконал отрасль-кормилицу. Брежневская продовольственная программа имела мало толку при тех остаточных инвестициях, которые перепадали сельскому хозяйству. К тому же партийное руководство СССР умудрялось кормить десятки режимов в Африке, Азии и Латинской Америке, которые публично оглашали, что выбрали социалистический путь развития. А на деле разбазаривали дармомовую помощь. 

Перевод в 90-е годы советско-российской экономики на рыночные рельсы хотя и внес перемены в отраслевой экономический механизм, но в реальности изменения селу не пошли на пользу. Скорее наоборот. Фермерство, на которое возлагали столько надежд, надломилось под бременем поборов и налогов. Колхозы в своем подавляющем большинстве, привыкшие кормиться с казенного плеча, не изменили своей привычке и в новых условиях - более 2/3 хозяйств до сих пор работают в убыток. А лоббисты аграриев в Думе бесконечно поют заведенную песню о скудном финансировании отрасли. Единственный сектор аграрной экономики, который сумел более-менее сохраниться и даже пойти в рост в новых обстоятельствах, оказалась пищеперерабатывающая промышленность – различные консервные, мясные, сахарные, хлебные комбинаты. И это понятно – они все-таки производят конечный продукт. Это всегда выгодней, чем торговать сырьем – будь-то зерно, морковь или картошка. Но как всякий привлекательный субъект экономической деятельности эти предприятия очень быстро оказались в так называемой зоне рискованного предпринимательства. Иначе говоря, на них глаз положили различные коммерческие структуры, которые поняли, какими приличными барышами может обернуться грамотный «заход» на эти предприятия.

«Грамотный» в данном контексте означает не использование законных методов, а как раз наоборот.

Сегодня вести с полей (назовем так образно информацию и положении дел в агропромышленном комплексе) переполнен информацией о вопиющих фактах передела собственности с использованием методов недобросовестной конкуренции. Например, под видом инвестиционной деятельности происходит вывод активов предприятий с успешно работающих предприятий. В результате стабильно работающие комбинаты становятся фактическими банкротами, которые не могут осуществлять производственную деятельность, платить налоги бюджетам и зарплату рабочим. 

Наиболее яркой иллюстрацией этой черной дыры в экономике стала противоправная деятельность группы компаний «Разгуляй –Укррос». 

Для справки. Группа компаний «Разгуляй-Укррос» работает в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции с 1992 года, имеет разветвленную сеть представительств в России и на Украине. Владеет рядом перерабатывающих предприятий АПК, среди которых элеваторы, мелькомбинаты, мясокомбинаты, комбикормовые и сахарные заводы. Группа является корпоративной структурой, ведет консолидированный баланс, имеет единый центр управления – в Москве. Основу группы составляют ООО «Разгуляй-Центр» (Россия) и ЗАО «Укррос» (Украина), осуществляющие управленческие функции.

Известность группа получила в 1998 году. Связана она с фактами хищения бюджетных средств, невыполнением договорных обязательств перед поставщиками и клиентами. Об этих фактах не раз писала пресса.

В частности, в сентябре 1996 года Федеральная продовольственная корпорация при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ предоставила Торговому дому «Разгуляй» крупный товарный кредит на условиях отсрочки платежа. По договору ФПК обязывалась поставить, а ТД «Разгуляй» принять и оплатить сельхозпродукцию на сумму 1 миллиард рублей (более 200 миллионов долларов). Но до сих пор задолженность по товарному кредиту не погашена. «Разгуляй», как выяснилось, и не собирался ее погашать. Чтобы не платить по кредиту руководство «Разгуляя» реорганизовало Торговый дом в ООО «Торговая компания Агропродторг-2000», которую затем успешно с помощью надуманных судебных исков обанкротило. 

1998 год стал годом, с которого «Разгуляй» приступил к агрессивной политике по захвату предприятий сахароперерабатывающей промышленности. Противоправному потому, что по многим фактам захватов органы прокуратуры и налоговой полиции возбудили уголовные  дела - компания обвинялась в мошенничестве и преднамеренном банкротстве предприятий. 

Есть смысл остановиться на этих сюжетах подробнее. Наиболее показателен пример - противоправные действия по приобретению в собственность движимого и недвижимого имущества ОАО «Кшенский сахарный завод». Вся компания уложилась в два этапа. На первом наращивается кредиторская задолженность завода. Решение простое – заводу передается необеспеченный вексель ООО «Пангея» на 60 млн.руб.

Владелец векселя – техническая компания группы «Разгуляй». Таким образом, создается юридическая основа для будущей процедуры банкротства.

На втором этапе происходит уже непосредственно отторжение собственности. Активы завода выводятся путем переоформления движимого и недвижимого имущества на фирму ООО «Щигры-сахар». Она, разумеется, тоже подконтрольна «Разгуляю». Под операцию разрабатывается следующая финансово-правовая схема.

Движимое имущество Кшенского сахарного завода передается в качестве вклада в совместную деятельность по договору простого товарищества (совместной деятельности). В итоге имущество становится долевой собственностью всех участников товарищества. Причем, договора с участниками товарищества заключаются задним числом, за полгода до официального банкротства завода. Где спрятан дьявол обмана? В детали.

Но какой! По придуманной схеме Кшенский завод должен быть затем исключен из простого товарищества и вместо внесенного имущества получить находящиеся в общей собственности векселя технической компании группы.

Но и это еще не вся цепочка действий. Параллельно разрабатывается аналогичная финансово-правовая схема перевода недвижимого имущества ОАО «Кшенский сахарный завод» в собственность группы «Разгуляй-Укррос» без уплаты НДС и налога на прибыль.

Таким образом, все движимое и недвижимое имущество завода уходит в подставные фирмы компании. Завод лишается всех активов, перестает существовать как единый технологический, производственный комплекс.

Причем, денег за отчужденное имущество не получил не только сам завод, но и его кредиторы.

Арбитражному суду Курской области по иску одного из кредиторов ничего не оставалось, как ввести на заводе процедуру наблюдения, назначить временного управляющего. Назначенный на эту должность Б.Н. Кулагин, приступив к работе, обнаружил, что налицо все признаки отчуждения движимого и недвижимого имущества. ФСФО России вынес заключение о наличии признаков фиктивного (преднамеренного) банкротства ОАО «Кшенский сахарный завод». В мае 2002 года прокуратура Курской области возбудила уголовное дело по факту незаконного отчуждения администрацией завода имущества предприятия. Управление Федеральной службы налоговой полиции также приступило к проверке материалов в отношении руководителей сахарного завода. Последние явно превысили свои полномочия, передав права собственности на заводское имущество. При этом приобретатели не уплатили с покупки ни НДС, ни налог на прибыль. Закономерный вопрос – кому была выгодна эта сделка?

Учитывая большую общественную значимость уголовного дела, прокуратура Курской области сформировала специальную следственную группу для расследования преступления. К работе привлечены и оперативные
сотрудники Управления федеральной службы безопасности по Курской области. 

По похожему сценарию развивались события и на «Эркен-Шахарском сахарном заводе» в Карачаево-Черкессии». Здесь руководство предприятием на стадии временного управления осуществило незаконные сделки с фирмами «Разгуляя» на общую сумму 46 млн рублей, создав так называемую нулевую очередь. В итоге завод тоже лишился основных фондов и товарно-материальных ценностей. И опять покупатели не уплатили налог на добавленную стоимость в сумме более 9 млн. рублей. Все денежные средства от сделок в конечном счете перечислялись на счета московских фирм «Разгуляя». Кредиторы сахарного завода, разумеется, оказались с носом. Между прочим, кредиторская задолженность ОАО «Эркен-Шахарский сахарный завод» превысила 1 миллиард рублей.

Схожая схема вывода активов приведена в действие на ОАО «Сахарный завод Тихорецкий» (в Краснодарском крае). Производственный комплекс завода по решению собрания акционеров вносится в уставной капитал новой компании. Само собрание проходит с существенными нарушениями прав миноритарных акционеров. Затем принадлежащая заводу доля собственности продается компаниям, входящим в состав Группы «Разгуляй». Правда, на этот раз завод за проданное имущество деньги получил. Однако …не увидел. Они тут же были направлены некой фирме «Акмикс» в качестве предоплаты за оборудование.

Разумеется, никакого оборудования завод не получил, зато лишился всего своего имущества.

По данным фактам было возбуждено уголовное дело в отношении руководителей завода. Но странным образом, оно в итоге оказалось закрытым – якобы за отсутствием состава преступления. Хотя факты убедительно говорят об обратном. По некоторым источникам, «Разгуляю» эта благосклонность следователей и прокуроров обошлась в несколько десятков тысяч долларов. Но что значит сия сумма в сравнении с почти бесплатно полученной собственностью, оцениваемой в миллионы? Подобные факты и сюжеты можно перечислять еще. 

В настоящее время драматические события развиваются на Кондопожском комбинате хлебопродуктов в Карелии. Там дело дошло до того, что новое руководство предприятия вынуждено было слать депеши деловым партнерам с предупреждением, чтобы они закупали комбикорма на других предприятиях.

Мельничное производство в Кондопоге почти полностью остановлено. Завод в результате захватнических бандитских действий «Разгуляя» фактически обескровлен. 

Точно так же пострадали от действий агрессивного московского акционера Льговский, Пристенский сахарные заводы (Курская область), Полтавский КХП (Краснодарский край), другие предприятия агропромышленного комплекса. Заказные банкротства, вывод активов предприятий, уклонение от уплаты налогов – всюду присутствует классический мошеннический набор действий.

Еще один тревожный сценарий разворачивается на Кривецком сахарном заводе в Курской области. Этот завод является федеральной собственностью и находится всего лишь в аренде у группы «Разгуляй». Но судя по всему, ситуация может в ближайшее время измениться – арендаторы готовят процедуру банкротства государственного предприятия. Цель – понятна.

Последний – и тоже характерный скандальный сюжет - случился на Орском мясоконсервном комбинате.

Здесь временного управляющего ОМКК Михаила Белозерцева не допустила на территорию предприятия охрана, подчиняющаяся руководству, назначенному "Разгуляем". Белозерцев был назначен временным управляющим в конце августа, после того как арбитражный суд Оренбурга принял решение о введении в отношении комбината процедуры наблюдения. Разгуляй" приобрел контрольный пакет ОМКК (75 %) несколько месяцев назад в рамках генерального соглашения с администрацией Оренбургской области. Белозерцев утверждает, что на завод его не хотят пускать из-за его намерения прекратить передачу активов ОМКК на баланс ЗАО "Орский мясокомбинат" – нового юридического лица, котрое в спешном порядке создал новый акционер. По его словам, сейчас ЗАО передано недвижимости и оборудования на сумму около 60 млн руб. Кроме того, на предприятии, по словам Белозерцева, была создана "необоснованная кредиторская задолженность" более чем на 120 млн руб. Временный управляющий подал заявления на руководителей ЗАО в УВД и прокуратуру г. Орска и готовится, по его словам, обратиться в областные прокуратуру и УВД. 

Настораживает, что подозрительную лояльность в большинстве случаев проявляют правоохранительные органы. 

Очевидно, что подобная масштабная деятельность по разорению успешно работающих предприятий наносит колоссальный урон агропромышленному комплексу страны. Зато наживаются руководители «Разгуляя», государственные чиновники, лоббирующие интересы московской группы, сотрудники правоохранительных органов, подозрительно не замечающие явных нарушений закона. Вообще система работы «Разгуляя» с судьями – это особая песня и особая тема. Она заслуживает отдельного расследования, и надеемся, оно будет проведено.

Продолжение следует.

 
Другие материалы раздела:
"Сладкий" криминальный бизнес
Потапенко и афера на 20 млрд
Правда о налогах "Разгуляя"
Мародеры зернового рынка
План захвата
Хлебный тупик
Агропромышленный разбой
Мнение группы "Разгуляй"

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru