Оригинал
этого материала
© "Российская
газета", 28.08.2002
"Российский штурмовик" оказался грузинским
А за его штурвалом находился лейтенант ВВС Грузии Георгий Рустели
Борис Александров
![]() |
Су-25. Фото с сайта rusweapon.far.ru |
Новые подробности в скандале с бомбардировкой Панкисского ущелья военными самолетами неопознанной принадлежности открывают любопытную картину, очень напоминающую типичное восточное лицедейство.
Как известно, грузинская сторона сразу же обвинила в этом Россию. В самом деле, кто еще может залететь так далеко в кавказские горы, не камикадзе же из "Аль-Каиды"? Сама Грузия в расчет как бы не шла: откуда, мол, у нее возьмутся боевые самолеты, способные наносить ракетно-бомбовые удары, да еще и по своим? Оказывается, имеются у суверенной Грузии пригодные для этого летательные аппараты.
По данным российских военных, Грузия в настоящий момент располагает семью штурмовиками Су-25. Один из них является новой моделью Су-25 КМ, которая была разработана совместно с израильской компанией "Эльбит маарахот", активно занимающейся модернизацией российских боевых самолетов для третьих стран. В частности, эта компания (президент Йоси Аккерман) реконструировала самолет МиГ-21 для Румынии.
Су-25 КМ оснащен принципиально новым бортовым оборудованием и пилотажно-навигационным комплексом, что позволяет ему, в отличие от серийного Су-25, вести боевые действия не только днем, но и ночью.
Последнее весьма существенно. По мнению авторитетных специалистов из ОКБ Сухого, российские Су-25, базирующиеся в Моздоке, просто не могли бомбить Панкиси в 5.20 утра, т.к. не имеют специального локационного оборудования, чтобы преодолеть так называемый "сумеречный эффект", усугубляющийся еще и "горным эффектом", действующими на радиокомпас и изменяющими свойства радионавигационного оборудования.
Взлетать в 4.20 утра и лететь в горы не только бесцельно с практической точки зрения, но и опасно. "Скорпион" же (такое название получил Су-25 КМ после модернизации) приспособлен для боевой работы ночью. Его вооружение состоит из причудливой смеси бывших советских образцов и новейших западных бомб и ракет. Так что предъявляемые грузинской стороной "вещдоки" в виде осколков с маркировкой на русском языке никого ни в чем не могут убедить - от Советской Армии в Грузии остались такие арсеналы, которыми можно стрелять и бомбить еще сто лет.
Шила, как известно, в мешке не утаишь. Из осведомленного источника в министерстве обороны Грузии стало известно, что бомбардировка Панкиси была осуществлена самолетом ВВС Грузии по прямому указанию высшего политического руководства страны. Бомбил штурмовик с бортовым номером 15. Но перед вылетом этот его номер был закрашен, а нанесен другой, российский 32. На плоскостях и фюзеляже были нанесены звезды и российский флаг. За штурвалом штурмовика находился лейтенант грузинских ВВС Георгий Рустели.
После бомбежки самолет был доставлен на Тбилисское авиационно-производственное объединение ООО "ТбилАвиастроитель", где находится и по сей час. Руководил доставкой некто Важа Тордия. Специалисты, обнаружившие на штурмовике неисправность - прогар турбины, - устраняют ее, а заодно стирают метки "принадлежности" машины к российскому парку.
Грузия пытается протолкнуть свою новую систему на мировой рынок, но пока ее никто не берет. Судя по всему, решено было под шумок испытать оружие в деле, свалив все на "северного соседа". Но вышла осечка, в прямом и переносном смыслах. Как
сообщила вчера информированная "Страна
Ru" со ссылкой на высокопоставленного грузинского собеседника, пилот попросту ошибся при вводе данных в систему прицеливания и вместо банды Руслана Гелаева шандарахнул по своим крестьянам.