Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Прейскурант на встречу с президентом- $25 тыс.

Оригинал этого материала
© "Комсомольская правда", 15.08.2002, "Прейскурант на встречу с президентом"

Член Комиссии по борьбе с коррупцией Госдумы РФ Борис Резник считает: в России существует каста людей, которые греют руки на том, что сводят одних людей с другими

Ольга Вандышева

Вряд ли Б. Н. предполагал, что за встречу с ним просят десятки тысяч долларов

Не секрет, что российские чиновники (во всяком случае, те, что на самом верху) в большинстве своем живут весьма неплохо. Зарплаты у них, как известно, смешные, при этом «лишних» несколько тысяч долларов на круиз или еще какой каприз всегда находят. Это, конечно, не значит, что все госслужащие воруют, берут взятки или пристроили жен в бизнес. Есть более хитрые схемы. 

Например, существует целая когорта людей со связями, которые получают неплохие деньги за то, что с их помощью на какой-нибудь бумаге появляется подпись ответственного лица, а отчаявшийся решить проблему проситель оказывается на приеме у важного чиновника. 

По сравнению с крупным лоббизмом такие схемы, конечно, мелочевка. Но именно с них и начинается коррупция. Так считает и депутат Госдумы, член парламентской комиссии по борьбе с коррупцией Борис Резник. 

За один приказ - полтора миллиона «зеленых» 

- Борис Львович, хочу поделиться с вами одной историей, свидетельницей которой не была, но, по заверением знающих людей, это - правда. Речь об одном из бывших руководителей Центробанка. Якобы за 20-минутную встречу с ним один господин выложил 7 тыс. долларов. Возможно, чиновник был и не в курсе, но факт остается фактом. Еще пример. Прием у главы района Подмосковья директору одного предприятия обошелся в 3 тыс. долларов. Это типично? 

- Могу привести свой пример. В начале 90-х мы с моим коллегой были авторами сценария документального фильма, который снимали к визиту президента Горбачева в Японию. И необходимо было его интервью. К Горбачеву попали не без труда, но цивилизованно. А когда лет через пять нам потребовалось снять для другого телефильма президента Ельцина, продюсерам в его пресс-службе шепнули, что «доступ к телу» стоит 25 тыс. долларов. Ельцин, я уверен, об этом и не догадывался. 

О подобной практике я наслышан из разных источников. Есть, например, такая организация - «Дальморепродукт». Возглавляет ее некий Юрий Диденко. Тот, из-за которого случилась забастовка рыбаков во Владивостоке, когда офицер милиции ударил женщину с ребенком. Помните? 

- Конечно. Те кадры все показали. 

- Так вот. Этот Диденко получил в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа 11 траулеров испанской постройки. Поспособствовал ему в этом тогдашний губернатор Приморья Наздратенко, который написал ходатайство в правительство РФ на имя вице-премьера Щербака. В итоге 29 июня 1999 г. по Госкомрыболовству издается приказ № 170, по которому Диденко забирает суда. Без выкупа и арендной платы, задолженность по которой у него составляла 313 млн. долларов. Владельцы судов подают на Диденко иск в Высокий суд справедливости Лондона. Там Диденко спрашивают: «Где деньги?» А он простодушно отвечает, что по его просьбе для оплаты услуг группе лиц, которые оказывали содействие в издании приказа № 170, греческий предприниматель и компаньон Диденко перевел на банковский счет в Сингапуре 1 млн. 650 тыс. долларов. И такая сумма досталась группе людей, которые подписали всего один приказ! А сколько таких приказов проходит по разным ведомствам.

Какие ведомства самые коррумпированные? 

- Но меня все же обнадеживает, что огромное число людей в России (и чиновников в том числе) взяток не берут и не дают. Мне известны факты, когда чиновницы социальных служб районных администраций в Хабаровском крае из своего скромного заработка тратят деньги на лекарства для одиноких стариков, покупают им продукты... Говорят, с кого и что в российской глубинке можно взять? И все же уверен: дело в том, что люди там нравственно не развращены, живут в ином измерении, нежели в столицах. Взять Москву. Здесь коррупция многогранна, многолика, всеобъемлюща. Ею поражены целые ведомства. 

- А конкретно? 

- Это длинный список. Выделяются же Госкомрыболовство, Минприроды, Минатом, Дорожный фонд, Росспиртпром, Госкомрезерв... Наиболее коррумпированные отрасли, как правило, те, что являются добывающими и приносят быструю прибыль. Только на Дальнем Востоке ежегодно из наших морей браконьерским способом выгребают более 4 млн. тонн биоресурсов на сумму более 2 млрд. долларов. Эти деньги в страну не попадают. А что такое 2 млрд. долларов? Бюджет 3 - 4 субъектов Федерации, таких, как Хабаровский край, годовой бюджет которого составляет 680 млн. долларов. 

- А как с лесом? 

- Сегодня лесосека России - более 900 млн. кубометров. Столько можно заготавливать без ущерба для природы. Мы же берем менее 100 млн. Тем временем маленькие бандитские фирмочки приходят в тайгу, чтобы быстро урвать и удрать. Ценные деревья отправляют за границу. Каждое второе бревно из России идет браконьерское. Деньги там «гуляют» огромные. Потому и убийства, и подкуп. Очень слаба законодательная база. Кто, например, имеет право хозяйствовать, как восстанавливать лес? Раньше были водоохранные леса, полезащитные, которые защищали плодородный слой почвы от песчаных бурь, в лесах первой группы ничего нельзя было строить. Теперь там коттеджи. Рядом с Клязьминским водохранилищем - виллы. Глядя на них, можно представить, кто сколько украл. 

Попасть в правительство - великое благо

- А какая должность в правительстве сегодня самая хлебная? 

- Попасть в правительство - само по себе великое благо. Когда я пришел в Думу и почитал материалы Комиссии по борьбе с коррупцией, ужаснулся. Тома документов, подробные досье на действующих министров, факты диких злоупотреблений. 

- Какие конкретно фамилии? 

- Артюхов, Адамов, Вавилов, Франк, действующий министр транспорта. Будучи первым замминистра, он стал главой Наблюдательного совета Морбанка, что само по себе нарушение Закона об основах госслужбы. Приехав в Москву, в 1996 году он снимал квартиру. Арендная плата - 3700 долларов в месяц. За 8 месяцев набежало 29 600 долларов. Все расходы взял на себя Морбанк. За его же счет Франку приобрели квартиру за 78 тыс. долларов, сделали ремонт, купили машину, обставили мебелью рабочий кабинет. Все это раскопала наша комиссия, документы послали в Генпрокуратуру. Получили ответ за подписью первого зама Генпрокурора Бирюкова: факты подтвердились. Но правовой оценки действиям Франка так и не дано.

1,5 года назад Госдума дала поручение Комитету по безопасности и Комиссии по борьбе с коррупцией проверить кадровую политику премьера Касьянова, позволяющую проникать на высокие должности коррумпированным чиновникам. Я, например, не понимаю, как такие люди, как тот же Вавилов, вновь попадают во власть. 

- Он теперь сенатор. 

- Тогда как с его именем связан ряд скандалов. Только по военному ведомству Вавилову инкриминировали хищения на 450 млн. долларов. Генерал-полковника Олейника, который проходил с ним по одному делу, посадили. А дело Вавилова почему-то выделили в отдельное производство и прекратили. Теперь он и вовсе недосягаем. Мы написали письмо в Генпрокуратуру, спикеру Миронову еще перед тем, как его кандидатуру утвердили. И ничего. 

- Как думаете, почему? 

- Один человек такие дела не проворачивает. Видимо, у него высокие покровители. 

Как делят бюджетные деньги? 

- В эти дни верстают госбюджет. Вы в курсе принципов его формирования? 

- Сегодня территории, чтобы попасть в инвестиционную программу федерального бюджета, снаряжают гонцов в столицу. Как правило, с подарками. 

- Как в советские времена? 

- Тогда привозили коробку конфет, коньячок, балык, баночку икорки. Сегодня таким набором не отделаешься. А вы думаете почему одни субъекты получают больше, другие - меньше? Почему на одну территорию дают 12 млрд. рублей, а на 13 субъектов Дальнего Востока - меньше полумиллиарда? 

Распределением бюджетных денег занимаются в основном исполнители, работающие с территориями. Подготовленные бумаги несут наверх. 

- Неужели, министры не участвуют в распределении бюджетных средств? 

- Они же не могут вникнуть в проблемы всех субъектов, ждущих помощи из центра. Лично я бьюсь за онкоцентр в Хабаровске. У нас каждый год появляется 4 с лишним тысячи онкологических больных. Диспансер ютится в старом убогом доме. Убеждаю министра здравоохранения и его замов, объясняю необходимость. Но принцип распределения бюджетных денег осмыслению не поддается. Почему тем, кто в «Единой России», создается режим наибольшего благоприятствования? Скажем, Саратовской области Слиска столько объектов выбила, что другим территориям и не снилось. А взамен проправительственные фракции голосуют как положено. 

Кухни от Аксененко 

- А ходили разговоры, что депутатам за «правильное» голосование уже не приплачивают. Они, мол, и без того сговорчивые. 

- Откровенное взяточничество - это пошло. Деньги в конверте - риск: вдруг милиция, скрытая камера. Нынче в моде понятие «дружба». Взамен за услугу можно взять сына на хлебное место или дочку куда пристроить. 

- Но так ведь все поступают. Путин тоже своих питерцев во власть привел. 

- Я о другом. Возьмем дело Аксененко, экс-министра МПС. То, что ему сегодня вменяют, - мелочи. Главное - он в своем ведомстве создал порочную систему. Железнодорожные поселки по России вымирают, больницы и школы разваливаются. При этом подвижной состав раскуплен. В Сочи построили потрясную пятизвездную гостиницу для верхушки МПС. В Японии закупили рельсы по цене в разы дороже российских, хотя наши сталепрокатные заводы стоят без работы. Миллионы долларов ушли на реконструкцию Рижского вокзала в Москве, где один поезд в сутки. 

- Так ведь это исторический объект. 

- Да этот вокзал никому не нужен! Кроме сподвижников Аксененко, которые торгуют там кухнями. У него ведь, кроме сына, 13 братьев, масса племянников и племянниц. Всех устроил, всех пригрел. 

Льготы для алмазов 

- Ну а сама Госдума разве безгрешна? Москва полна слухами о том, сколько стоит «продавить» через нее законопроект. 

- Меня поразил такой факт: в июне этого года некая служба «Центр» за подписью своего президента Н. Тюкова распространила список «216 криминальных депутатов Госдумы, в отношении которых можно начать расследования по совершенным преступлениям». Против каждой фамилии - достаточно тяжкие обвинения. Список долго «гулял» по думским кабинетам, его опубликовал ряд изданий. Что, по идее, за этим должно было последовать? Массовые депутатские иски о защите чести и достоинства к «Центру» и лично Тюкову. Я поинтересовался: сколько таких исков поступило? Ни одного! 

А что до законопроектов, то читаешь иной и сразу видишь «лоббистские» уши. На памяти законопроект об освобождении от НДС необработанных алмазов. Ясно, что это валютоемкий, ликвидный продукт. Зачем же его освобождать от НДС? Так вот, законопроект был одобрен депутатами в двух чтениях. Тогда мы предложили провести его экспертизу на коррупционность. Независимые эксперты подсчитали, какую прибыль получат заинтересованные компании, какой ущерб будет нанесен государству, и дали заключение: документ однозначно коррупционный. А голосовавшие за него депутаты, видимо, делали это не бескорыстно. 

- И чем закончилось? 

- В третьем чтении закон был отвергнут, чего в Думе практически не случается. А бывает и так. Подходит в кулуарах малознакомый депутат и шепчет: вы не могли бы нас поддержать - по пивным делам, акцизы, то да се. 

- И что - не боятся? 

- Видимо, действуют по принципу: а вдруг получится. Да что говорить. Однажды мне звонит один правоохранитель: «Вы собираете материал по коррупции в рыбной отрасли. У нас есть номера зарубежных счетов человека, за которым тянется шлейф злоупотреблений. Что записано на него самого, на жену, на тестя». Я говорю: «Замечательно, давайте». А он: «Информация принадлежит определенным людям, надо за нее заплатить». Кому, за что я должен платить? И ведь этот человек знает, что я - член Комиссии по борьбе с коррупцией, член президиума Российского национального антикоррупционного комитета. 

- Вот он вам и предложил свою помощь. 

- Да это коррупция в чистом виде... 

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru