Неудачник от ВПК
Своих партнеров по бизнесу Борис Кузык "кидал" и "разводил на бабки" с ловкостью заправского наперсточника. Сегодня опальный "олигарх от ВПК" безуспешно мечется в поисках защиты от кредиторов и правоохранительных органов
Леонид Чесноков
Справка
Борис Кузык |
Кузык Борис Николаевич. Родился 19
октября 1958 года в городе Александров
Кировоградской области. Пик карьеры
пришелся на 1994-98 гг, когда он работал
помощником Президента РФ по вопросам
военно-технического сотрудничества
России с зарубежными странами. Ничем на
этом посту не прославился. В 1996 году не
смог сработаться с вице-премьером
Алексеем Большаковым, курирующим ВПК и
промышленный сектор. Стал искать
поддержки у других вице-премьеров, был
замечен Владимиром Потаниным.
Рассматривался им как куратор бизнеса
группы ОНЭКСИМ в военно-технической
сфере. Известно, что против этого
возражал Михаил Прохоров, глава
ОНЭКСИМбанка, уже тогда считавший
Кузыка неудачником.
В 1998 году специально под генерал-майора
Бориса Кузыка было создано ООО «Новые
программы и концепции» (НПК). Туда «Интеррос»
внес свои активы, а Кузык - обещание
выстроить бизнес холдинга. Партнеры
договорились «по понятиям», если через
три года компания не станет прибыльной,
Кузык где хочет берет деньги и выкупает
долю «Интерроса». В НПК холдинг
Владимира Потанина внес ценные бумаги
Ленинградского оптико-механического
завода (ЛОМО), «Северной верфи»,
Ковровского механического завода,
Московского радиотехнического завода,
Завода им. Дегтярева.
Борис Кузык сперва распродал оборонные
предприятия, потом ухитрился поссорится
с администрацией президента и поставил
на грань банкротства «Северную верфь»,
теперь он пытается с помощью службы
безопасности «Межпромбанка» получить
возможность распродать единственное
оставшееся у него прибыльное
предприятие – «Северо-Западное
пароходство».
Кузыку очень нужны деньги, ведь с «Интерросом»
он до сих пор не расплатился. А от долгов
Владимиру Потанину (они достигают 70 млн
долларов) не спасет даже «Межпромбанк».
Известный "король оборонки", бывший
советник Ельцина по вопросам военно-технического
сотрудничества с зарубежными странами
Борис Кузык богател на торговле
казенным оружием. В середине 90-х годов
якшался со всемогущим Александром
Коржаковым, долго собирал компромат и
"подсидел"-таки первого
руководителя ГК "Росвооружение"
Виктора Самойлова.
Поставил на место главного торговца
вооружениями Александра Котелкина. Не
будь дураком, Борис Николаевич-младший (так
окрестили Кузыка в кремлевских кругах)
одними "комиссионными" со сделок по
продаже за бугор самолетов "Су" не
ограничивался.
В 1997 году Кузык неплохо заработал на
гибели самолета "Руслан", упавшего
в Иркутске. Самолет доставлял два
истребителя во Вьетнам, но разбился по
вине фирмы, взявшейся выполнить
транспортировку. Контора "Карготранс"
у авиаторов доверия не вызывала, да и
просила за свои услуги в 5 раз больше, чем
ее конкуренты. Но именно её в качестве
"официального перевозчика"
оборонных заказов порекомендовал
использовать Борис Кузык. Как
выяснилось позже, сама "Карготранс"
ничего не делала, а за двести с небольшим
тысяч долларов перепоручила доставку
самолетов другой конторе (оставив себе
более миллиона). Из-за недосмотра
экспедиторов "Руслан" и ценный груз
на его борту погибли. Погибли и десятки
жителей Иркутска.
Руководителем "Карготранса"
Еремичевым занялись правоохранительные
органы. Вдохновитель сделки, Борис Кузык
,а именно ему, надо полагать, досталась
львиная доля от миллиона, заработанного
руками Еремичева, стался весь в белом.
Эта история поставила крест на карьере и
другого партнера Кузыка, главы «Росвооружения»
Александра Котелкина. В образованный
вскоре на месте его ведомства «Рособоронэкспорт»
чиновника (к тому времени фигуранта
нескольких уголовных дел) не взяли:
слишком очевидна была его пассивная
роль в отношениях с советником
президента.
Банальный воришка, разбогатевший на
благодатной почве российской коррупции,
Борис Кузык старательно позиционировал
себя как одного из влиятельнейших людей
в отечественном военно-промышленном
комплексе, этакого олигарха от обороны,
авторитетного специалиста - эксперта по
вооружениям. Для этого наш герой денег
не жалел. Даже докторскую диссертацию
купил и не одну книгу написал.
Кстати, именно с книгой связан один из
скандалов вокруг фигуры
предпринимателя. Оказалось, что сам он
написал только введение к
восьмисотстраничному труду «Россия на
мировом рынке оружия». А нанятые им «литературные
негры» тоже работать не захотели, а
украли содержание книги у журналистов
Константина Макиенко и Руслана Пухова.
Лишь после того, как настоящие авторы
подали иск в Зюзинскиий
межмуниципальный суд, предприниматель
заплатил им 500 тысяч рублей в качестве
компенсации.
Стремительному росту Кузыка
способствовало и попустительство
властей.
Предприятиями ВПК, принадлежащими
частично государству, он управлял по
своему усмотрению. Имуществом,
полученным в управление, распоряжался,
как собственным.
Латентная "приватизация" гигантов
оборонки, разумеется, проходила под
эгидой построения вертикально-интегрированной
структуры, которая бы зарабатывала
родному государству миллиарды зеленых
денег. На практике же доллары шли
прямиком в карман оборонного чиновника.
Скандальный пример того, как Борис Кузык
поступал с казенном имуществом - это,
конечно же, продажа Китаю двух эсминцев,
произведенных на Северной верфи в обход
государства. За два мощнейших военных
корабля (с характерными названиями типа
"Великий Мао") верфь (читай: Кузык)
получила около миллиарда долларов.
Обязанные бывшему советнику Ельцина
своими назначениями, кураторы ВПК в
правительстве помалкивали и закрывали
на "шалости" главы НПК глаза.
Вселенского спокойствия, однако, не
испытывал его партнер. Потанин не
понимал, почему выручка идет
исключительно к Борису Кузыку, а не
делится между ними поровну.
Судя по последним новостям, игры Кузыка
с государством подходят к концу. Аферы
на "Северной верфи" - жемчужине в
короне "оборонного короля" -
вскрыты. Помощники Кузыка- Андрей
Антонов, Сергей Бункин, Андрей Дутов,
Вадим Каргин – «наследили»
основательно. Выяснилось, что компания
готовилась к банкротству, а ее имущество
к распродаже. Что уже велись переговоры
о продаже Северного-западного морского
пароходства иностранцам и что важные
межправительственные соглашения между
Чехией и Россией об урегулировании
внешнего долга, под выполнение которых
верфь получила солидный кредит,
выполнены не были.
«Национальная авиационная компания» (аффиллированная
с НПК структура), усилиями
представителей государства и
миноритарных акционеров лишилась
возможности контролировать «Северную
верфь».
Кузыку страшно. Словно прокаженный, он
бросается от одного крупного бизнесмена
к другому с просьбой взять его под свое
крыло. В обмен на защиту от гнева
Мингосимущества и правоохранительных
органов, Кузык обещает партнерство в
бизнесе, море "кэша", расписывает
заманчивые перспективы. Но много ли
найдется желающих покровительствовать
коррупционеру и вору?
Говорят, последним прибежищем гонимого
Кузыка может стать Межпромбанк". По
информации источников в окружении
Сергея Пугачева, Кузык уже приходил к
нему с предложением купить бизнес.
Правда, в особой любви к нашкодившим
воришкам ельцинских времен ни Пугачев,
ни Путин замечены не были. Не так глуп
глава "Межпромбанка", чтобы портить
отношения с правительством и, может быть,
с самим президентом, ради бизнеса,
принадлежащего на сомнительных правах
потенциальному уголовнику.
Так что, скорее всего, и здесь Бориса
Кузыка поджидает облом. Куда ж еще
податься оружейщику?
PS
В начале года предприниматель Борис
Николаевич Кузык пытался заложить
ценные бумаги ОАО «Северная верфь» (79020
обыкновенных голосующих акций) в одном
из московских банков. Банк оказался от
сделки, поскольку не нашел достаточных
подтверждений тому, что Борис Кузык
действительно имеет право
распоряжаться предложенным в залог
имуществом.