Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Газета", 20.06.2002, "Кому мешает Орджоникидзе"

Ирина Коростелева

Сфера влияния

В правительстве Москвы Иосиф Орджоникидзе курирует внешнеэкономическую и инвестиционную деятельность, а также гостиничный и игорный бизнес. Городские власти уверены, что причиной покушения стали проекты, которыми занимается помощник мэра.

Орджоникидзе занимает в правительстве Москвы пост заместителя мэра по внешнеэкономическим связям с 1992 года. Ему удалось остаться в правительстве даже после того, как в 2000 году Владимир Путин предложил мэру Москвы уволить несколько высокопоставленных чиновников, к которым у правоохранительных органов «есть вопросы». В списке на выбывание значились глава комитета по имущественно-земельным отношениям Олег Толкачев, руководитель департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков и Иосиф Орджоникидзе, занимавший тогда должность руководителя департамента внешнеэкономических связей. 

Юрий Лужков пожелание президента проигнорировал, но, по распоряжению от 15 марта 2000 года, департамент Орджоникидзе был преобразован в комитет по внешним связям. Формально Иосиф Орджоникидзе был понижен в должности, но до сих пор контролирует инвестиционные проекты в Москве и за рубежом, деятельность валютного фонда, тендерного центра, гостиничный, туристический и игорный бизнес, выставочную деятельность. 

Кроме того, Орджоникидзе входит в рабочую группу по подготовке договора о строительстве в Нагатинской пойме автодрома «Формула-1». Он также возглавляет Федерацию спортивного боулинга России (ФСБР). 

Справка

Крупные фирмы и организации, курируемые Иосифом Орджоникидзе 

Московский международный деловой центр «Москва-Сити»; Международный тендерный центр; 
Внешнеэкономические подразделения органов исполнительной власти, входящие в структуру правительства Москвы; Государственное акционерное общество «Москва»; Московский аукционный дом; АО «Мосвнешинформ»; ГУП «Московское финансовое агентство»; МУП «По организации и проведению лотерей и приравненных к ним игр»; ОАО «Сити»; ОАО «Москва-Эфес»; АО «Манежная площадь»; АО «Усадьба-Центр»; АО «Гостиный двор»; АО «Центральный рынок»; ОАО «Москэб»; Центр внедрения «Москва»; АО «Новинский бульвар»; АО «Зеленоградский источник»; ОАО «Мосстройэнерго». 

Опять игра 

Игорную версию (как самую многобюджетную из числа подконтрольных помощнику мэра) московские власти после первого покушения на Орджоникидзе считали основной. Вчера пресс-секретарь московского мэра Сергей Цой заявил, что «городские власти склонны считать второе покушение на Орджоникидзе продолжением первого, совершенного в декабре 2000 года». Как сообщили источники «ГАЗЕТЫ» в правительстве Москвы, наиболее вероятными причинами очередного покушения на Орджоникидзе является его участие в проекте строительства многофункционального комплекса в Нагатинской пойме, борьба за получение заказов в ММДЦ «Москва-Сити» и передел гостиничного рынка Москвы. Не исключено, что свои счеты с Орджоникидзе могли сводить и любители шаров. Сегодняшний оборот российского рынка боулинга оценивается специалистами примерно в 35 млн. долларов. Согласно прогнозам руководителей боулинг-центров и поставщиков оборудования, в ближайшие пять лет этот показатель вырастет как минимум в два раза. 

Впрочем, последняя версия кажется наименее вероятной. В течение последних двух лет Иосиф Орджоникидзе практически не занимается делами федерации боулинга и фактически передал бразды правления члену президиума и члену исполкома ФСБР Сергею Лисицину. Тем не менее с подачи "свадебного генерала" в Москве открывается множество боулинг-центров: получившие доступ к доходному бизнесу вряд ли хотят «убрать» Орджоникидзе. 

"Формула" нелюбви 

Напомним, что после первого покушения на Орджоникидзе многие представители мэрии говорили, что следы нужно искать в Нагатино. В ноябре 2000 года вице-премьер подписал совместный протокол с главой TWR Томом Уокиншоу 20 ноября 2000 года. За 4 дня до покушения на вице-премьера были урегулированы финансовые вопросы: на строительство трассы в Нагатинской пойме TWR планировала израсходовать 100 млн. долларов. 

В марте 2002 года в Москву прибыл владелец Формулы-1 Берни Экклстоун, однако подписание соглашения о строительстве трассы было отложено на месяц - из-за переноса срока проведения гонок с 2003 на 2004 год, а также необходимости доработки ряда пунктов самого соглашения. 

Примерно месяц спустя Иосиф Орджоникидзе объявил, что подписание контракта на проведение в Москве автогонок класса Формула-1 откладывается на неопределенный срок в связи с изменением структуры сделки. Он уточнил, что городские власти планируют привлечь субпромоутера, который мог бы выступить в качестве генерального инвестора как по сооружению трассы и коммерческой инфраструктуры, так и всех затрат по получению промоутерских прав. По словам Орджоникидзе, в роли субпромоутера может выступить Московская нефтяная компания, 50% акций которой принадлежит правительству Москвы. 

Тогда же была названа общая стоимость проекта: автодром с коммерческой инфраструктурой в Нагатинской пойме оценивается в 1,5 млрд. долларов, еще порядка 250 млн. долларов за 2004-2011 годы потребуется на выкуп промоутерских прав и прав на телетрансляцию. 

Но, как стало известно «ГАЗЕТЕ», сразу после мартовского визита Экклстоуна в Москву активизировалась работа над проектом строительства трассы для Формулы-1 в Молжаниновском районе, который ранее был отклонен руководителями гоночной серии. Вполне возможно, что это решение было пролоббировано представителями игорного бизнеса, которые, вопреки желаниям Орджоникидзе, давно собирались строить в Нагатино казино стоимостью 2,25 млрд. долларов. 

В комитете по туризму правительства Москвы комментировать покушение на Орджоникидзе отказались, сославшись на «отсутствие повода (ведь заммэра не пострадал) и своих версий". 

Конкурс на выживание 

Ситуация с тендерами на выгодные городские заказы, в частности, на участие в строительстве ММДЦ «Москва-Сити», выглядит весьма запутанно. С тем, что система определения победителя не всегда прозрачна, признаются даже выигравшие. Сегодня эта тема звучит особенно остро. Дело в том, что 27 апреля текущего года вышло распоряжение правительства Москвы о проведении тендера на поставку и монтаж инженерного и технологического оборудования для ввода в эксплуатацию I пускового комплекса и строительство кольцевой эстакады Центрального ядра ММДЦ "Москва-Сити». Причем конкурсы на поставку «железок» будут открытыми, а тендер на определение генподрядчика по строительству эстакады – закрытым. Как сказано в документе, это «вызвано спецификой строительства эстакады и его финансирования». 

Это решение кажется по меньшей мере странным: бюджет «Сити» колоссальный (весь проект оценивается в 10-11 млрд. долларов, а сооружение первой очереди обойдется в 108 млн. долларов) и всякая «закрытость» чревата последствиями. Напомним, что недавно «Сити» оказалось в центре финансового скандала - в котловане для будущей электростанции и аквапарка «Сити» бесследно исчезло 4, 2 млрд. рублей. Эти средства с подачи некоего Саво Куюнжича были переданы Газпромом Андрею Хованову, руководителю дочерних предприятий АО «Сити» - ЗАО «Аква-Сити-палас» и ЗАО «Сити-Энерго». Затем деньги попали к субподрядчику ООО «Спецстройсервис–2000», принадлежащему Евгению Янковскому, и пропали навсегда. Не вызывает сомнения, что Иосиф Орджоникидзе, который не только курирует проект, но и является председателем совета директоров банка «Москва-Сити», знает о возне вокруг ММДЦ и не намерен допускать к очередному тендеру «чужих». Вполне возможно, что такая позиция руководителя тендерной комиссии не устраивает многих. 

Гостиничный след

В сфере гостиничного бизнеса в Москве тоже все не просто. Не секрет, что определенные структуры давно заинтересованы в переделе столичного гостиничного рынка. 

В феврале правительство Москвы объявило о готовящихся аукционах и инвестиционных конкурсах по продаже городского пакета акций некоторых гостиниц. В частности, в этом году на продажу будут выставлены акции 12 гостиниц. Пожалуй, самыми лакомыми кусками можно считать 16% акций отеля «Савой», 20% акций гостиничного комплекса «Центральный», 100% акций гостиниц «Останкино» и «Золотой колос», контрольный пакет «Ренессанс-Москва». Кроме того, городские власти заинтересованы в привлечении инвестиций в реконструкцию гостиниц «Минск»и «Пекин». 

Как показывают результаты предыдущих конкурсов, тендерная комиссия отдает предпочтение, скажем так, иностранным инвесторам: в частности, на месте сносимого «Интуриста» французская Red Square Development Company (100 млн. долларов) построит отель Hilton, а тендер на реконструкцию гостиницы "Москва" еще в октябре прошлого года выиграла американская инвестиционная компания Decorum Corp. Стоимость первой очереди реконструкции составляет порядка 100 млн. долларов. Между тем местные бизнесмены тоже не прочь поучаствовать в покупке гостиниц. В частности, постоянный интерес к элитной офисной и гостиничной недвижимости проявляет Умар Джабраилов (владелец «Рэдиссон–Славянской» и комплексов «Плаза»), а у его брата Хусейна Джабраилова уже есть довольно успешный опыт управления гостиницей «Россия». 

В правоохранительных органах не исключают, что Иосиф Орджоникидзе перешел дорогу потенциальным владельцам доходной недвижимости, так что «гостиничный след» в деле покушения на Иосифа Орджоникидзе вполне имеет право на существование.

***

Оригинал этого материала
© "ntvru.com", 20.06.2002, "Вновь совершено покушение на вице-мэра Москвы. Стрелявший в него чеченец убит"

Заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Иосиф Орджоникидзе ведает следующими вопросами:

[...]
- формирования и реализации политики Москвы в области международных общественно-политических и внешнеэкономических связей;

- развития международного сотрудничества Правительства Москвы;

- координации международного и внешнеэкономического сотрудничества всех органов исполнительной власти Москвы, а также организаций, учредителем или участником которых является город Москва;

- развития международных и внешнеэкономических связей с городами и регионами зарубежных стран, с органами власти зарубежных государств;

- разработки обоснований о необходимости политической и экономической целесообразности заключения соглашений в области международных и внешнеэкономических связей Москвы;

- подготовки предложений о целесообразности открытия представительств Москвы в зарубежных странах и осуществления контроля за их деятельностью;

- проведения аналитической работы по оценке состояния общественного мнения в зарубежных странах в отношении Москвы;

- организации выездов за рубеж делегаций Правительства Москвы по приглашению органов государственной власти, органов власти городов и регионов зарубежных стран, международных организаций, а также организации пребывания в Москве зарубежных делегаций, прибывающих по приглашению мэра и Правительства Москвы;

- взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, дипломатическими и иными представителями зарубежных стран и международных организаций по вопросам международного и внешнеэкономического сотрудничества, проведения протокольных мероприятий;

- взаимодействия Москвы со странами СНГ и Балтии по вопросам обмена методологией внешнеэкономических связей;

- осуществления централизованных закупок по импорту в рамках городских и отраслевых программ, разработки и финансирования международных инвестиционных проектов за счет средств бюджета города и внебюджетных источников;

- привлечения иностранных инвестиций в экономику Москвы в соответствии с социальными, экономическими и территориальными приоритетами развития города, координации деятельности организаций с иностранным капиталом, осуществления контроля за рациональным и эффективным использованием выделенных Москве иностранных кредитов;

- осуществления содействия повышению эффективности внешнеэкономической деятельности организаций, расположенных на территории Москвы;

- формирования схем привлечения и использования заемных средств для финансирования городских программ;

- управления финансовыми залоговыми и гарантийными фондами;

- управления имущественным залоговым фондом в части гарантирования иностранных кредитов и инвестиций;

- координации управления долговыми обязательствами Москвы; взаимодействия с Федеральным долговым центром; 


- реализации совместных проектов с участием Москвы и иностранных инвесторов, в том числе и за границей;

- информационного обеспечения Правительства Москвы в части экономической безопасности внешнеэкономической деятельности;

- создания условий для повышения эффективности экспортно-импортных операций организаций Москвы;

- содействия в решении практических вопросов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности организаций Москвы; - развития туризма;

- координации деятельности в сфере гостиничного хозяйства города;

- финансирования программы развития гостинично-туристского комплекса; - развития инфраструктуры гостинично-туристского комплекса;

- координации взаимодействия предприятий, организаций, компаний и фирм, осуществляющих гостинично-туристскую деятельность в Москве;

- координации сотрудничества с регионами РФ и странами СНГ с целью развития внутреннего и въездного туризма в Москву;

- координации игорного бизнеса в Москве;

- создания торгово-информационных домов Москвы за рубежом. 

***

Второе покушение на Орджоникидзе - это и напоминание о нерешенных столичной верхушкой кадровых вопросах

Оригинал этого материала
© "Грани.Ру", 21.06.2002

[...]Столичное руководство убеждено, что покушения на Орджоникидзе в декабре 2000-го и в июне 2002-го взаимосвязаны. Оба покушения заказаны одними и теми же людьми, уверены в мэрии, и имеют общий мотив - нежелание Орджоникидзе перераспределить в пользу неведомых заказчиков подряды на строительство автодрома гонок "Формулы-1" в Нагатинской пойме. Гонки "Гран-при России" (один из этапов "Формулы-1") планировалось провести в 2003 году, затем мероприятие было перенесено - не столько из-за ранения Орджоникидзе в декабре 2000-го в Леонтьевском переулке, сколько по причине деловых разногласий столичного правительства с владельцем "Формулы-1", президентом FOA британцем Берни Эклстоуном. По-видимому, такой поворот дела делает бессмысленным распределение строительных подрядов. К тому же на подряды в Нагатинской пойме могли претендовать лишь три-четыре столичные структуры. И если дело и впрямь в неуступчивости вице-мэра, то уж с декабря-то 2000-го следствие, наверное, могло бы их "просветить" и добыть свидетельства их причастности к покушению. 

Выдвинута и еще одна версия. Найденный мертвым возле сожженного BMW человек, при котором найдены документы на имя Салавата Джабраилова, назван следствием родственником крупного столичного предпринимателя Умара Джабраилова. Президент московской группы Plaza и председатель совета директоров банка "Первое ОВК" долгое время был весьма близок к Орджоникидзе. Говорят, за год до выстрелов в Леонтьевском переулке друзья поссорились. Орджоникидзе после первого покушения будто бы рассказал следователям, что прорабатывал вариант муниципализации гостиницы в счет погашения неуплаченных налогов на $200 тысяч.

Сумма долга, конечно, смехотворна: можно предположить, что на светскую жизнь один из главных завсегдатаев московских тусовок тратит существенно больше. Но даже если бы речь шла о $2 млн и даже $20 млн, все равно мультимиллионер, многим обязанный мэру Юрию Лужкову и его окружению, не стал бы ссориться со столичной властью. Да и точно ли они родственники - Салават и Умар? Джабраилов - вообще распространенная фамилия в таких чеченских тейпах, как беной и харачой. И зачем в конце концов Джабраилову отправлять на "дело" родственника - больше некого, что ли? И зачем киллеру брать с собой "на работу" документы? Все это похоже на грубоватую "подставу" - уж слишком откровенно пытаются "примазать" Джабраилова к этому делу.

Как дал понять Граням.Ру пожелавший сохранить анонимность сотрудник МВД России, обе вышеизложенные версии имеют слишком явную политическую подоплеку, чтобы быть правдоподобными. Первая "прикрывает" не только самого Орджоникидзе, но и правительство Москвы. Вторая, наоборот, списывает все на разборки внутри коррумпированной столичной верхушки. Версии эти активно муссируются СМИ и чиновниками как связанные с профессиональной деятельностью Орджоникидзе. На самом деле в ряду бизнес-проектов, к которым имел отношение злосчастный вице-мэр, "Формула-1" и даже гостиничный бизнес были наименее хлопотными и наименее капиталоемкими. В отличие, скажем, от грандиозного проекта строительства международного делового центра "Москва-Сити" (то самое "Москва-Сити", от которого в 1996-м отступились крупнейшие американские девелоперы Райхманы). Или, скажем, гигантского крытого аквапарка на Аминьевском шоссе. Как выяснили правоохранительные органы, на момент первого покушения на Орджоникидзе в "Сити" и в ЗАО "Аквапарк" проворачивалась крупнейшая афера.

Как известно, в соответствии с законом Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль" любая компания, зарегистрированная в столице, в счет уплаты части налога на прибыль может перечислять платежи не в налоговые органы, а напрямую вливать их в какой-либо определенный правительством Москвы строительный проект. Эта гениальная по простоте "прачечная" широко использовалась старой командой "Газпрома". За комбинацию отвечали югославский бизнесмен Саво Куюнжич, близкий к прежнему руководству газового холдинга, и столичный предприниматель Евгений Янковский. В середине 2000 года через компанию Куюнжича под видом налоговых платежей и по договоренности с правительством Москвы 4,2 млрд рублей были перекачаны в структуры Янковского. Оттуда средства вскоре ушли в фирмы-субподрядчики, принадлежавшие ему же.

Дальнейшая судьба "налоговых инвестиций" туманна. Известно лишь, что один из субподрядчиков - ЗАО "Ассоциация Замоскворечье" - заключил договор о закупке оборудования для аквапарка со швейцарской фирмой ЮСИ. Правда, фирма эта сроду никакого представительства в Москве не имела. Зато фиктивное представительство ЮСИ, куда перечислил средства Янковский, аккуратно переуступает контракт и денежки фирме "Таурус холдинг". Которая - ну надо же, какое совпадение! - принадлежит Саво Куюнжичу. "Таурус холдинг" - тоже нерезидент. Деньги ушли за границу, но никакого оборудования субподрядчику Янковскому оттуда, конечно же, не пришло, увы. Да он, верно, о том особо и не горевал.

В середине 2001 года Счетная палата обнаружила, что за эти деньги вырыт только огромный котлован для будущей электростанции и разработано многотомное ТЭО аквапарка.

Как конкретно были "распилены" деньги между "Газпромом", посредниками, субподрядчиком Янковским и благодушным, нелюбопытным правительством Москвы, неведомо. Но, как полагают в МВД, "распилены" они были неправильно. Судьба этих средств, судя по всему, сильно занимала Орджоникидзе, в чьем ведении находились и "Москва-Сити", и аквапарк. Возможно, именно поэтому в вице-мэра стреляют уже второй раз. 

Причем если в первый раз чиновника, видимо, всерьез хотели ликвидировать, то при втором покушении такая цель, кажется, и не ставилась. Что Орджоникидзе ездит на бронированном автомобиле, не было секретом. А из пистолета-пулемета Стечкина шведскую броню заведомо не пробьешь. Собеседник Граней.Ру на Житной не исключает, что новое покушение - это напоминание о старом долге мэрии перед "Газпромом". Случайно ли Volvo вице-мэра изрешетили в непосредственной близости от замороженной стройки аквапарка, которая так дорого обошлась и правительству Москвы, и "Газпрому"? И еще, продолжает представитель МВД, Орджоникидзе был в числе чиновников, которых еще в феврале 2000-го президент Владимир Путин настоятельно рекомендовал мэру Юрию Лужкову уволить. С тех пор из всех них насиженное кресло первого вице-премьера правительства Москвы оставил лишь покровитель Орджоникидзе Борис Никольский, ставший сенатором. Остальных Лужков "сдавать" не торопится. Так что, возможно, второе покушение на Орджоникидзе - это и напоминание о нерешенных столичной верхушкой кадровых вопросах.

***

Оригинал этого материала
© "Ведомости", 25.06.2002

Политэкономия: Дороги, деньги, выстрелы

Эльмар Муртазаев (первый заместитель главного редактора журнала "Компания")

Загадочная история с покушением на вице-премьера московского правительства Иосифа Орджоникидзе оказалась на редкость своевременной. После обнаружения трупа предполагаемого преступника, двоюродного брата известного предпринимателя Умара Джабраилова, в деле наступили неизбежные коммерческие последствия. Сначала московское правительство отстранило компанию Plaza, принадлежащую Джабраилову, от управления "Славянской". Но самое интересное, похоже, еще впереди. Московские чиновники уже сейчас называют "вероятным" пересмотр конкурса по строительству торгово-развлекательного комплекса на Киевской площади. Если учесть, что речь идет об объекте, будущий доход от которого составит не менее $100 млн, то становится понятно, почему на Рублевке снова зазвучали выстрелы.

Конечно, покушение на заместителя главы правительства - событие из ряда вон выходящее даже для Москвы. Тем не менее непрозрачная, клановая система управления городом, выстроенная в последние 10 лет, приемлет самые разные методы борьбы за заказы. Чиновники-старожилы могут рассказать много интересного о строительстве Московской кольцевой дороги или Третьего транспортного кольца, где без внимания масс-медиа осталось много детективных историй. Зато у всех на виду передел московского рекламного рынка, где стрельба не утихает последние два года.

Во всех этих случаях чиновники правительства являются самыми активными участниками бизнес-процессов. Теперь уже бывший вице-премьер Борис Никольский почти в открытую патронировал основному дорожному подрядчику города - "Трансстрою". В свою очередь первый вице-премьер Владимир Ресин, не особенно скрывая, поддерживает родные домостроительные комбинаты в борьбе за городские площадки. Причем московское начальство так привыкло к такому положению вещей, что даже само, похоже, не различает, где кончается власть и начинается бизнес. Первые лица города серьезно говорят о "разных точках зрения на развитие гостиничного хозяйства" Орджоникидзе и Джабраилова, забывая, что спорят регулятор и участник рынка. Оговорки показательные: действительно, ну как считать Джабраилова бизнесменом, если он, по слухам, дружен с Еленой Батуриной, которая состоит с властью в прямых семейных отношениях? А как, скажите, рассматривать Орджоникидзе, которого знает весь цвет московского гостиничного бизнеса, - как регулятора или как участника?

Долгое время симбиоз власти и бизнеса позволял московскому руководству легко реализовывать самые амбициозные, а порою бессмысленные проекты, будь то строительство МКАД или помпезное празднование 850-летия Москвы. Но эта система работала только при соблюдении двух условий: наличия огромной столичной ренты и института абсолютной власти мэра. Московская казна более не выдерживает напора федеральной власти, которая медленно, но последовательно лишает столицу сверхдоходов. Накануне решения Конституционного суда, который, видимо, запретит Лужкову переизбираться на третий срок, уменьшаются и возможности мэра. Как следствие, все конструктивные элементы московского храма - чиновники, силовики, бизнесмены - начали расползаться. Окрика мэра уже недостаточно для того, чтобы всех построить по прежнему штатному расписанию. Результаты налицо: дороги красят без прежнего старания, а деньги текут мимо столичной казны. И звучат выстрелы.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru