Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

12.10.2001

Из тени в свет перелетая

О поисках компромиссов между Зампредом Верховного Суда Жуйковым и строителями пирамид

Яна Алексеева

У нас в России, как у порядочных, четыре власти. Три из них — напоминают о себе каждый день: включишь телевизор, а там какой-нибудь захудалый вице-премьер обязательно в кадре окажется, рядом и вторая власть: от холеных, да дебелых думцев никуда не спрячешься. Если посчитать и местных властителей, то только «Спокойной ночи, малыши» смотреть и остается. Ну, а четвертая — это сам телевизор и есть. А есть и третья власть у нас — тихая, всеми жалеемая и охраняемая и очень любящая попросить денег для хранителей своих, да на помещения подать, да на сам процесс судопроизводства. И как с ней только не носятся. Денег — пожалуйста, даже судебную реформу ей пообещали. Только не идет у нас реформа, не нравится она тем, кого реформировать обещают. Это на первый взгляд кажется, что судейская система у нас такая хилая, да убогая. Но в действительности в руках Суда власть сосредоточена огромная. В руках конкретных судопроизводителей.

Все помнят эпопею воздушных замков Сергея Мавроди. Когда она началась, то многие простые обыватели бросились играть в эту игру. И не только обыватели, были и среди играющих и государственные чиновники самого высокого ранга, и бандиты. А все власти наши молча наблюдали за коллективным безумием. За считанные месяцы счастливые вкладчики превращались в богатых (по числу бумажек с человеком в очках) и покупали, и покупали на свои деньги еще все те же заветные бумажки. Страну охватила лихорадка, в акции «МММ» вкладывались последние деньги, закладывались квартиры, продавалось нажитое многолетним трудом имущество. Чуть-чуть и воплотится в жизнь вековая мечта Остапа Бендера и всего русского народа о получении каждым миллиона сразу. Идиотическим блеском горели глаза, а в пирамиде денег вращалось больше, чем во всем государственном бюджете России. И вдруг, в одночасье все рухнуло.

Не все поняли, что это — конец, еще несколько дней в позабытом ныне здании на Варшавке деньги возвращались мешками. Получали их крепкие молодые люди со стриженными затылками и суровым взглядом. Мешки грузили на «Мерседесы» и увозили. Стоящие в очереди старушки и бывшие советские инженеры с удивлением смотрели на происходящее, и их уверенность в завтрашнем дне испарялась все быстрее и быстрее.

Был среди игроков «МММ», позарившихся на дармовые доходы, высший представитель власти судебной. Виктор Жуйков еще в 1982г. стал членом Верховного Суда РСФСР, а в 1988г. уже был его Зампредом. Говорили, что он был человеком порядочным, и это позволило ему быть руководителем Верховного Суда и при Андропове, и при Горбачеве, и при Ельцине. Да и сейчас он занимает ту же должность. Конечно, сам Виктор Мартенианович и жена его Людмила Васильевна в очереди не стояли и потерю кровных заработанных за долгие годы денег перенесли стоически. Хотя сумму почти в сорок тысяч долларов (а именно таков был долларовый эквивалент заветных бумажек) было безумно жалко. Так бы и переживали дальше, если бы Жуйков не работал в Верховном Суде. А в Верховном Суде можно познакомиться с кем угодно, и все благодаря хватким судейским секретарям и прочей околосудейской публике, постоянно трущейся в приемных. И особенно, если они еще знакомы с профессором юридического факультета МГУ Михаилом Треушниковым и одновременно с Сергеем Мавроди.

Профессор всегда был центром притяжения разнообразных людей, на высокопоставленного юриста «выходили» для консультаций и решения разных дел, публика вокруг него крутилась всякая. Вот ему как-то и пожаловался старый друг на свою промашку. Господин Треушников обещал помочь и кликнул тех, кто ему кое-чем был обязан. Так сам Жуйков познакомился с тихим любителем бабочек и обладателем самого большого на тот момент состояния в России. В ресторане ЦДЛ осенью 1996г. долго судачили, с кем же встречался известный на всю Россию предприниматель. Тогда Мавроди был фигурой гораздо более известной. Небольшая для Сергея Пантелеевича, но весьма значимая для Виктора Мартениановича сумма вернулась. Да еще и с извинениями. Жуйков потом долго тряс руку и торопливо совал деньги во внутренний карман пиджака. Деньги, чьи же это были теперь деньги? Зампред Верховного Суда думал, что они его и постарался забыть эту историю. Но Мавроди считал иначе.

Коллекционер бабочек попытался восстать из пепла, побывал депутатом ГД и очутился во всероссийском розыске. Как фигурант уголовного дела по отъему от граждан их кровно заработанных. Казалось бы, все что осталось от воздушных замков должно было бы давно пойти на компенсацию неудачливым поклонникам Лени Голубкова. Но известный всей России фонд «МММ-инвест», потихоньку переименовавшийся в ЧИФ «Русс-инвест», а затем ставший ОАО «ИК Русс-инвест», сумел доказать в суде, что не имеет прямого отношения к «МММ». И с его счетов был снят арест. И любые соображения следствия о том, что акции предприятий покупались этим фондом на деньги «МММ», поступающие через ныне обанкроченный «Национальный пенсионный банк», не были приняты во внимание. Ликвидационная комиссия этого банка просто уничтожила бумаги.

Кто же стоит за этим решением? Наш старый знакомый Виктор Жуйков внес протест в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ по поводу отмены предыдущих судебных решений. И наш Верховный Суд по совету своего Зампреда признал, что «МММ-инвест» — это не «МММ». В трактовке Верховного Суда «МММ» даже не прошла как «организация, незаконно привлекавшая финансовые вклады», как об этом просил Константин Глодев, управляющий копеечными активами, оставшимися в наследство от Мавроди. Но и тут суд стоит на страже закона, несмотря на то, что закон имеет обратную силу, если его нормы улучшают ситуацию для граждан. Виктор Жуйков по этим решениям никаких протестов не подавал.

Откуда такая мягкость и избирательность в судебных решениях по отношению к «МММ»? И почему она связана с именем Виктора Мартениановича? Существует на этот счет довольно простая причина. Сергей Пантелеевич, когда встречался тихой осенью 1996г. в ресторане ЦДЛ, был совсем не прост, и его подручные записали ту встречу на видео. Так сказать, провели оперативную видеосъемку. Именно для этого Мавроди сам встречался с Виктором Мартениановичем. Уже тогда Сергей Пантелеевич правильно оценил, что его встреча с кем бы то ни было будет сама по себе являться компроматом, а передача денег, уж тем более. И не ошибся, рыбка повисла на крючке. И тихий, вкрадчивый голос, раздавшийся по мобильному телефону, с напоминанием о встрече и о возможности показать «кино» кому-нибудь еще, заставил судебную власть быть покладистой.

Дело «МММ» не умерло. Через несколько лет в портовом Новороссийске решил попытать себя на ниве коммерции бывший третий механик местного пароходства (ныне ОАО «Новошип») В. Широченков, ставший руководителем Российского профсоюза моряков (РПСМ). И стал «аккумулировать» часть валютной зарплаты моряков на счета в женевском «Оверлэндбанке». «Для удовлетворения социальных потребностей моряков пароходства», как гласило решение профкома ОАО «Новошип». Как водится, деньги куда-то подевались, и началась многолетняя судебная тяжба. В ходе нее выяснилось, что в том же «Оверлэндбанке» был открыт персональный счет, на который стали незаконно перечисляться средства, организованного профсоюзом фонда. Судьба вкладчиков профсоюзного фонда стала сродни судьбе вкладчиков «МММ». Вкладчики есть, а денег нет. Как анекдот выглядит информация, что этим же «Оверлэндбанком» пользовался и Сергей Мавроди.

Естественно, моряки попытались Широченкова убрать из начальников, но не тут-то было. В дело вступил наш неподкупный суд. И как решил судья Хамовнического межмуниципального суда г.Москвы В.Кудрявцев, снять Широченкова с руководителей профсоюза, можно только путем проведения общероссийского собрания членов этого профсоюза. То есть нельзя снять никогда. В это время с расчетных счетов профсоюза по указанию Широченкова снимались приличные суммы. С согласия того же судьи, который вдруг снял арест со счета. Смелость судьи В.Кудрявцева оказалась связанной с его родственными отношениями с известными нам господами Треушниковыми. Заматеревший Треушников – сын, возглавивший и «построивший» публику, всегда крутившуюся вокруг отца, оказывает помощь Широченкову в делах. И не только юридическую.

Отец же, Треушников, — профессор юридического факультета МГУ не только издает свои научные труды в издательстве «Городец» (одним из его учредителей является уже указанный сынок) совместно с Виктором Жуйковым, но и помогает ему в иных делах. Младший Треушников организовал и Российский фонд содействия судебной реформе и стал там генеральным директором, а в попечительский совет этого фонда вошли не только Треушников-отец, но и Виктор Жуйков вместе с еще несколькими крупными судейскими чиновниками. Так что у господ Кудрявцева и Треушникова – сына есть у кого учиться премудростям юриспруденции и кого использовать в качестве «юридической крыши». 

Верховный Суд по-прежнему решает коммерческие вопросы. Он стеной стоит за сохранение чудной практики, по которой хозяйственные споры решает не только Арбитраж, но и суды общей юрисдикции. Правда, здесь наш старый знакомый Виктор Жуйков от имени Верховного Суда сказал, что готов пойти на компромисс. Как в свое время с Сергеем Мавроди? А пока — хаос в судебных делах, судьи-неспециалисты трактуют хозяйственные споры, вносят в любое рассмотрение судебных дел свой «личный» фактор и создают спрос на бравых молодцев по юридической части для «решения» проблем. И никак не отдают самые сладкие и наваристые дела по разбирательствам между российскими и иностранными компаниями. При этом все они вместе постоянно стенают о своей несчастности и бедности, и о сложности дел между «хозяйствующими субъектами».

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru