Оригинал
этого материала
© The Washington Post,
Перевод: Александр Туров, Полит.Ру
Что в голове у бен Ладена
Его стратегия - это тщательная подготовка плюс мощный месседж к обездоленным
Майкл Доббс

"Если бы мы хотели провести мелкие операции, это было бы легко сделать, - сказал бен Ладен репортеру. - Но природа битвы требует хорошей подготовки".
В течение десяти лет, прежде чем 44-летний бен Ладен на минувшей неделе стал главным подозреваемым в самой кровопролитной террористической атаке в истории, он детально описывал свои цели, обиды и тактику в ряде заявлений и интервью. Собранные вместе, эти заявления помогают понять идеологию, которая кажется отвратительной или даже безумной подавляющему большинству американцев, но была тщательно продумана для того, чтобы обратиться ко всем оскорбленным и обездоленным в исламском мире.
Детали атак на Нью-Йорк и Вашингтон были предсказаны бен Ладеном, когда он пояснял свое видение и методы. Одна из его тем, например, - важность партизанской войны в противоположность прямому столкновению с более мощным противником. Другая - необходимость длительной подготовки. Скрупулезное планирование - иногда в течение даже трех или четырех лет - всегда было фирменным знаком террористических операций, связанных с бен Ладеном, включая бомбовые атаки на посольства США в Восточной Африке или взрыв корабля ВМФ США Cole в Адене (Йемен) в прошлом году.
Главные опусы бен Ладена: две декларации о священной войне - джихаде - против Америки. Первая, выпущенная в 1996 году, специально указывала на "американцев, оккупирующих Землю двух святых мест", как бен Ладен называет свою родную Саудовскую Аравию, где, начиная с Войны в Заливе в 1991 году, был размещен 5-тысячный американский контингент. "Два святых места" - это мусульманские святыни в Мекке и Медине.
В 1998 году он расширил толкование указа, включив в него требование убивать "американцев и их союзников, гражданских жителей и военных... в любой стране, в которой возможно сделать это".
Хотя первые нападения, непосредственно связанные с бен Ладеном, имели место в Саудовской Аравии, Сомали, Восточной Африке и Йемене, он в то же время ясно давал понять, что планировал перенести свою войну в Америку. Сражение "неизбежно переместится... на американскую почву, " - сказал он репортеру ABC News Джону Миллеру в мае 1998 года, вскоре после выхода второго указа.
Взамен на присоединение к джихаду против Америки бен Ладен обещает своим последователям почетное место в раю - в соответствии со словами Корана о том, что "привилегии мученика гарантируются Аллахом". Настоящая исламская молодежь, говорил бен Ладен в заявлении 1996 года, знает, что награда за войну с Соединенными Штатами будет "двойной" по сравнению с наградой за борьбу с другими странами. "Их единственная цель в жизни, - говорил он американцам, - войти в рай, убивая вас".
Против присутствия США
Точка отсчета в явлении бен Ладена как
заклятого врага Соединенных Штатов - 1991 год,
год Войны в Заливе. Сын неправдоподобно
богатого саудовского строительного
магната, он только что возвратился домой в
Саудовскую Аравию после десяти лет,
проведенных в борьбе плечом к плечу с
афганскими моджахедами в восстании против
советской армии, финансируемом ЦРУ. Он был
раздражен, когда увидел, что "американские
крестоносцы" "оккупировали" его
родину.
С американской точки зрения, войска США
находились в Саудовской Аравии, чтобы
освободить Кувейт, который был захвачен
армиями иракского лидера Саддама Хуссейна.
После того, как Война в Заливе закончилась,
американские отряды, которых до этого не
было в Саудовской Аравии, остались там на
полупостоянной основе для обучения
персонала саудовских ВВС и полиции, а также
для защиты королевства в случае новой
иракской угрозы.
Бен Ладен и постоянно растущая саудовская
оппозиция видели дело совершенно иначе. На
их взгляд, присутствие иностранных сил было
недопустимым оскорблением 1400-летней
исламской традиции, восходящей к словам
пророка Мухаммеда о том, что "не должно
быть двух религий в Аравии". Они
утверждали, что ответственность за защиту
королевства должно взять на себя
правительство страны, и так тратившее
миллиарды долларов на армию, а не западные
"крестоносцы".
Несмотря на контроль над 11 процентами
мирового производства нефти, Саудовская
Аравия начинала ощущать эффекты все более и
более серьезного экономического кризиса,
вызванного падающими ценами на нефть и
широко распространенной коррупцией. Бен
Ладен связывал все это с присутствием
иностранных войск и "необоснованно
большими расходами правительства на
содержание этих войск". "Силы
крестоносцев стали главной причиной нашего
бедственного положения", - писал он в 1996
году в своем призыве к джихаду.
Двумя годами позже, в декрете 1998 года,
который профессор-арабист принстонского
университета Бернард Льюис называет "великолепным
образцом красноречивой, местами даже
поэтической арабской прозы", бен Ладен
заявил, что американцы на самом деле
объявили войну мусульманам: "В течение
более чем семи лет Соединенные Штаты
оккупируют земли ислама на святейшей из его
территорий - Аравии, разграбляя ее
богатство, подавляя ее правителей,
оскорбляя ее народ, угрожая ее соседям и
используя ее базы на полуострове для борьбы
против соседних исламских народов".
В войне, которую ведет бен Ладен, цель
изгнания "иудео-христианского врага"
со священных земель ислама должна была быть
достигнута сначала на Аравийском
полуострове. Следующий приоритет - Ирак, на
территории которого в течение 500 лет
существовало наиболее мощное арабское
государство - халифат. Более далекая
перспектива - Палестина, земля мечети Аль-Акса
в Иерусалиме, откуда, как верят мусульмане,
вознесся на небеса пророк Мухаммед.
Взгляд бен Ладена на Америку - почти
зеркальное отражение взгляда Америки на
него. По его мнению, он и его сторонники
всего лишь ведут войну против
американского "терроризма".
Террористические действия, совершенные
американцами, согласно бен Ладену: "оккупация"
Саудовской Аравии, "убийство" миллиона
иракских детей, умерших от голода из-за
санкций ООН, разоружение боснийских
мусульман в их войне против христиан-сербов
и атомная бомбардировка Японии в конце
Второй мировой войны.
Терроризм, сказал бен Ладен в интервью ABC News
в 1998 году, может быть как "предосудительным",
так и "похвальным". "В сегодняшних
войнах, - сказал он, - нет морали. [Американцы]
лишают нас нашего богатства, наших ресурсов
и нашей нефти. Наша религия находится под
угрозой. Они убивают наших братьев. Они
ставят под угрозу нашу честь и наше
достоинство, а если мы смеем произнести
хоть слово протеста против
несправедливости, нас называют
террористами".
Декларации бен Ладена отражают радикальную
интерпретацию ислама, которую не разделяет
большинство мусульман. В средние века
исламские юристы расходились в вопросе о
моральной допустимости использования
отравленных стрел и отравления вражеских
водоемов, которые профессор Льюис называет
"ракетами и химической войной
Средневековья". Но никогда, писал Льюис в
статье для Foreign Affairs в 1998 году,
основополагающие исламские тексты даже не
допускали возможности "случайного
убийства невинных людей".
По традиции ответственность за объявление
джихада берет на себя сообщество ученых и
богословов, известных как улемы. Но,
согласно Халеду Абу эль Фадлу, эксперту в
области исламского права университета UCLA,
крах централизованной власти в исламском
мире привел "к моральному и
политическому вакууму", в котором
фактически любой мусульманин может
объявлять джихад. Эль Фадл добавляет,
однако, что согласно исламской традиции
религиозный декрет или фетва, подобный
выпущенному бен Ладеном, необязательны для
исполнения остальными верующими.
"Миф о Сверхдержаве"
То, что американцы рассматривают как
манию величия бен Ладена - его убеждение,
что он и относительно небольшая банда его
сторонников могут нанести поражение
сверхдержаве, - имеет корни в унижении
советской сверхдержавы в горах Афганистана.
В интервью CNN в 1997 году бен Ладен сказал, что
"миф о сверхдержаве был разрушен не
только в моем представлении, но также и в
умах всех мусульман" в результате
поражения советской армии в Афганистане от
рук моджахедов.
Но презрение, которое бен Ладен испытывает
к Америке, кажется даже большим, чем то,
которое он испытывает к Советскому Союзу.
"Российский солдат более храбр и
терпелив, чем американский солдат, - сказал
он 1996 году лондонской арабской газете al-Quds
al-Arabi. - Наша битва с Соединенными Штатами
много легче по сравнению с битвами, которые
нам приходилось вести в Афганистане".
Примеры предполагаемой американской
трусости, которые часто приводит бен Ладен:
уход из Ливана после взрыва
заминированного грузовика в казармах
морских пехотинцев в Бейруте в 1983 году и
эвакуация из Сомали после убийств
американских солдат в Могадишо.
Бен Ладен также уделяет большое внимание
символизму своих целей. В видео, которое
было широко известно в арабском мире в
начале этого года, он хвастал атакой, когда
в октябре 2000 года американский эсминец Cole
был подорван в Аденской гавани лодкой,
наполненной взрывчатыми веществами. "Разрушитель
(destroyer (англ.) - и "эсминец", и "разрушитель".
- Полит.Ру) строил иллюзии, что может что-то
разрушить, но сам был разрушен крошечной
лодкой", - говорил бен Ладен.
"Разрушитель" олицетворял Запад, а
маленькая лодка - пророка Мухаммеда,
хвастал бен Ладен, согласно расшифровке
стенограммы видео, сделанной Питером
Бергеном, автором "Holy War Inc", вышедшей
вскоре книги о бен Ладене.