Обзор деяний Южанова дает картину поистине странную
Оригинал
этого материала
© "Новая
газета", 20.09.2001
Монополия МАП
Леонид Букатин, Алексей Кузнецов
![]() |
Илья Южанов |
Министерство по
антимонопольной политике (МАП) оказалось
единственным и довольно слабым воином в
естественно монопольном окружении. В
ситуации вечного спора славян между собой о
том, чья монополия монопольнее, МАП
постепенно приобрело привычки и
характерные черты того, с чем, собственно,
боролось. Его ресурс стал орудием, но не для
ковровых бомбардировок российских
монополистов, охвативших не только
поверхность, но и недра, а для точечных
ударов в процессе конкурентной борьбы. «Новая
газета» не раз обращалась к деятельности
антимонопольного министерства, но,
поскольку в последнее время старания
антимонополистов вызывают все больше
нареканий, мы решили провести более
подробное исследование этого загадочного и
противоречивого предмета.
Обзор достославных
деяний МАП дает картину поистине странную.
Даже если учитывать, что борьба с какой-либо
одной монополией в море других (исключительно
потому, что до других пока не доходят руки)
тут же вызывает обвинения в предвзятости,
министерству удалось прослыть редкостным
дышлом. Возможно, не по злому умыслу его
чиновников, а в силу отсутствия четкой
программы антимонопольной кампании. Битва,
в которой смысл каждого следующего удара
непонятен не только тем, кого бьют, но и
сторонним наблюдателям, обречена
именоваться дракой на бытовой почве. И в
этой драке довольно сложно разобрать, кто
прав и кто виноват. А если разобрать нельзя
и обвинения сыпятся в любом случае, у
чиновников появляется сильное искушение
добавить к государственным интересам
немного личной заинтересованности, ведь в
хаосе этого никто не заметит. Вот лишь
несколько наиболее заметных историй,
леденящих кровь.
Цветмет
В области цветной
металлургии чиновники МАП действовали по
меньшей мере непоследовательно. Неизвестно,
что именно произошло с их антимонопольной
совестью, но в прошлом году министр Южанов
одобрил сделку по консолидации активов
предприятий под вывеской «Русского
алюминия» (г-н Дерипаска). Таким образом,
один-единственный холдинг получил под свое
крыло 80 процентов (!) алюминиевых активов
страны. Это ли не монополия? Тем не менее в
МАП такую консолидацию молча проглотили.
Когда же г-н Махмудов
(Уральская горно-металлургическая компания)
попытался консолидировать 25 процентов
активов предприятий в своем УГМК, в
министерстве его одернули. И возможно,
одернули вполне справедливо. Непонятно
только, в чем принципиальные, сущностные
различия между Махмудовым и Дерипаской,
которые так заметны чиновникам МАП, но
совершенно непонятны всему остальному, не
менее прогрессивному человечеству.
Впрочем, как нам
стало известно, недоумение царило и в
кулуарах министерства. Некоторые
руководящие сотрудники МАП поговаривали о
том, что министр слишком слаб «для борьбы на
высшем уровне» и не столько подвержен
влияниям, сколько неспособен противостоять
тяжеловесам отечественного бизнеса.
Нефть и газ
Известна
официальная позиция МАП относительно
главной российской беды (последствия
непродуманного налогового
законодательства) — продажи нефти не через
биржи, как во всем цивилизованном мире, а
через подставные компании по внутренним «договорным»
ценам. Компании, в свою очередь, торгуют
нефтью по мировым. Разница грандиозна, но в
России не ощущается, поскольку основные
суммы оседают в офшорах.
МАП как будто
настаивает на продаже нефти через биржи, но
никто не видел живую компанию, на которую
министерству удалось бы оказать хотя бы
минимальное влияние. Единственное «нефтяное»
дело — антимонопольное расследование,
которое удалось довести до ума, состоялось
пару лет назад в Санкт-Петербурге. Там
пресекли картельные игры, которые привели к
необоснованному повышению цен на бензин.
Состоялся суд, и «картель», по оценкам
экспертов, заплатил удивительно смешную
сумму.
Охота на мелкую дичь
иногда завершалась успешно, но гиганты МАП
не по зубам, что, собственно, подтверждает
мнение сотрудников министерства о
собственном руководителе. И действительно,
«Газпром», к примеру, не услышал от министра
Южанова ни одного худого слова, даже когда
приобрел газохимического монстра «Сибур»,
который контролирует примерно 60 процентов
нефтехимического рынка России. Как шепнули
нам в министерстве, разрешение на покупку
было получено исключительно легко. И не
вызвало в МАП, как, впрочем, и у отдельных
его чиновников, абсолютно никаких
внутренних терзаний.
Пути сообщения
Министерство путей
сообщения (МПС) — монополия, напоминающая
крепость, примерно столь же прозрачную в
финансовом отношении, как кирпичная стена.
МАП неоднократно выходило с советом как-нибудь
реформировать эту монолитную структуру.
Предлагалось, в частности, акционировать
департаменты МПС, контролирующие различные
направления деятельности этого
министерства.
После того как
намеки разной степени тяжести были
исчерпаны и проигнорированы,
антимонополисты приступили к конкретным
действиям. Но все суды проиграли. А ведь
пытались разобраться с министерством,
монопольность которого ясна даже младенцу.
Что тут говорить о других — более гибких
структурах.
Страхование
Раздвоение
личности — классический признак
шизофрении, с которым обычно
госпитализируют. Госпитализировать целое
ведомство физически невозможно, хотя
диагноз вполне очевиден и подтверждается
вполне конкретными примерами.
После того как
Министерство культуры, желая страховать
вывозимые за рубеж ценности, заключило
соглашения с несколькими компаниями, среди
которых выделялись «Ингосстрахи» («Ингосстрах-Санкт-Петербург»,
«Ингосстрах-Россия» и собственно «Ингосстрах»),
МАП вполне обоснованно выставило свои
претензии, поскольку никакого конкурса в
деле привлечения страховых компаний не
наблюдалось.
Впрочем, конкурс
отсутствовал и в Министерстве по атомной
энергии, когда к сотрудничеству привлекали
«МАКС» (Московскую акционерную страховую
компанию), и соответствующие документы в
редакции имеются. Минатом богаче
Минкультуры. Преференции «МАКСа» были
значительнее, чем преимущества пула
компаний. Однако чиновники МАП скромно
промолчали.
МАП и москвичи
Совсем неприличная
история случилась у МАП с Банком Москвы.
Крупнейшая банковская монополия страны —
Сбербанк — использовала антимонопольное
министерство в борьбе с конкурентом на
столичном финансовом рынке.
Как известно, более
60% акций Банка Москвы принадлежат мэрии.
Неудивительно, что банку было поручено
обслуживать бюджетные счета, — так
надежнее и выгоднее. Ведь комиссионные от
операций с деньгами попадут в конечном
счете в городскую казну. Поэтому
департамент государственного и
муниципального имущества, комитеты
социальной защиты населения и образования,
исходя из здравого смысла, а не по чьему-либо
приказу закрыли свои счета в коммерческих
банках (все помнят, как они лопаются в
одночасье) и стали работать только с Банком
Москвы. Речь идет о миллиардах рублей. У
Сбербанка, понятно, были свои виды на эти
деньги, как, впрочем, говорят, и у других
банков: в московской прессе прошла
информация о заинтересованности в этих
денежных потоках и МДМ-банка.
В логике чиновники
МАП оказались несильны. Аргументы
Сбербанка перевесили доводы разума. В
начале сентября МАП удовлетворило иск
Сбербанка и признало правительство Москвы
нарушителем антимонопольного
законодательства. Столичные власти, как
уверены в ведомстве господина Южанова,
растоптали статьи 12 и 13 закона «О защите
конкуренции на рынке финансовых услуг» и
совершили действия, направленные на «создание
благоприятных условий для отдельных
финансовых организаций». Столичной мэрии
предписано отменить решение Юрия Лужкова о
передаче бюджетных счетов Банку Москвы.
Можно предположить,
что это не последняя мера в истреблении
монополий на одной седьмой части суши.
Следующим шагом, следуя логике МАП, должен
стать запрет гражданам хранить деньги в
кошельках. Право распоряжаться собственной
зарплатой нужно будет выиграть на конкурсе.
В честной конкурентной борьбе. И чтобы
никаких преференций для жены или
родственников.
В то же время
южанинское министерство активно
поддерживало значительное повышение
абонентской платы крупнейшего телефонного
монополиста — МГТС, чьи руководители были
замешаны в крупном скандале, связанном с
переводом на их счета за рубежом крупных
денежных средств несколькими подставными
фирмами. В тот раз МАП проявило
однозначность и солидарность с
руководством компании, которая, по идее,
должна была быть первой мишенью для наезда
антимонополистов.
«Светофор» и лебединая песня Южанова
Самым одиозным
деянием МАП, по мнению представителей СМИ,
стал скандал, разразившийся в феврале этого
года. Тогда в 13 ведущих федеральных изданий
обратились представители никому не
известной PR-компании Promaco, желающие
разместить откровенно рекламные тексты об
открытии несуществующего магазина «Светофор»
на правах информационного материала.
Подобная «джинса»
явилась явным нарушением закона о рекламе,
за соблюдением которого, по идее, должно
было неустанно следить МАП. Но, как ни
странно, антимонополисты быстротой реакции
в тот раз не отличились, и руководство
московских газет вздохнуло с облегчением.
Спустя пару месяцев их спокойствие
нарушили чиновники МАП, которые мягко
намекнули, что для спуска дела на тормозах
неплохо было бы разместить на правах
редакционных материалов несколько текстов,
заранее подготовленных пресс-службой
антимонопольного министерства, то есть еще
раз нарушить закон. Естественно, бесплатно.
В противном случае маповцы грозились «вспомнить»
«светофорную» историю, возбудить дела и
наложить крупные штрафы.
Газетчики предпочли
подчиниться, поскольку ссориться с
министерством никто не хотел. Но по меньшей
мере странно выглядит в этом скандале роль
главного борца с недобросовестной
конкуренцией — министра Южанова. Вряд ли у
маповцев через два месяца после шумного
февральского скандала вдруг резко
открылись глаза и они начали предпринимать
решительные действия. Скорее всего, высшее
руководство министерства, в то время
готовившееся к отставке, решило провести
собственную PR-кампанию, чтобы изменить свой
имидж в глазах президента в лучшую сторону.
Создать агентство-однодневку
Promaco особого труда не составляет.
Разместить «джинсу»-провокацию в прессе
при достаточном уровне финансирования —
тоже. Задержку с приходом в офисы изданий
людей в штатском тоже можно легко объяснить:
приди они к редакторам на пике скандала —
требовать еще «джинсы» было бы опасно,
поскольку внимание общественности в то
время было приковано к ситуации со «Светофором».
А так, опоздав на пару месяцев, блюстители
чистоты конкуренции получали уникальную
возможность развернуть бесплатную
кампанию по улучшению собственного имиджа.
Монополия антимонополистов
Цивилизованный мир
привык к тому, что все крупные сделки по
смене собственников или продаже крупных
пакетов компаний всегда контролируются
антимонопольными властями: в свое время
антимонополисты США даже пытались настоять
на разделе такого гиганта, как «Майкрософт».
Однако там все подобные дела решались
исключительно в судебном порядке. У нас же
зачастую все зависит от слова крупного
чиновника. Сказал: сделке быть — все
нормально. Запретил — хоть кол на голове
теши, все равно ничего не изменишь. А еще
российские маповцы — люди настроения.
Сегодня говорят одно, а завтра могут
передумать. Именно так и случилось весной
прошлого года, когда шли основные баталии
по уничтожению холдинга TWG, принадлежащего
Льву Черному.
В феврале Черной
продал контрольные пакеты акций «БрАЗа» и «КрАЗа»
компании «Сибнефть». Но многим это не
понравилось, и по чьему-то наущению
министерство Южанова взялось за дело. После
разбирательства, проведенного экспертами,
министр публично заявил, что там «все по
закону». Потом сказал, что, если обнаружится,
что в одних руках оказалось более чем 20%
акций, сделку пересмотрят. А затем снова
сказал, что все отлично. Лев Черной,
безусловно, не ангел. И вопросов к нему
может быть великое множество. Но в данном
случае, как и во многих других,
антимонопольные чиновники ясно дали понять,
что у них семь пятниц на неделе.
Описывать политику
двойных стандартов можно до бесконечности.
Вспомнить Сбербанк, к которому МАП так и не
сформулировало внятных претензий (хотя они
велики), банковскую реформу по схеме
бизнесмена Мамута, которую отстаивали
почему-то чиновники МАП, хотя она
предусматривала картельное соглашение
между 10—15 банками, а остальные должны были
тихо умереть, значительно уменьшив жар
конкурентной борьбы. Все это заставляет
задуматься, стоит ли аппарат МАП тех денег,
которые на него тратят, и не является ли его
политика инструментом в руках
высокопоставленных госчиновников и
ассоциированных с ними бизнесменов.
Вопрос этот особенно
актуален сейчас, когда министерство взяло
на себя роль тарификатора, а также главного
врага санитарных врачей, Сбербанка,
московской мэрии и всех естественных
монополий. Борясь с монополистами, МАП само
стало монополистом. Монополистом рычагов в
бюрократической машине России. Именно оно
решает, кому работать, а кому нет. Кому
проводить слияния, а кому поумерить свой
пыл. Причем решения МАП зачастую бывают
неадекватными и откровенно нелогичными.
Единственным
объяснением некоторых разрешений и
запретов (ведь министр Южанов все же не
капризный ребенок) можно считать отношения
высших чиновников министерства с той или
иной бизнес-группировкой. Своим — зеленый
коридор. А врагам своим, как, например, было
в 1999 году, когда Южанов «не успел
рассмотреть» документы группы «Интеррос»,
из-за чего та не смогла принять участие в
продаже «Тюменской нефтяной компании», —
море бюрократических проблем и запретов.
Отсюда выходит еще один вопрос: а нужно ли
нам Министерство по антимонопольной
политике, которое защищает «своих»
монополистов и нападает на «чужих»?
Ответ очевиден:
необходима реформа министерства, которую
должен провести руководитель, имеющий
политический вес и авторитет среди
представителей крупного бизнеса. Кроме
того, за Министерством по антимонопольной
политике нужно осуществлять жесткий
контроль, который бы не позволил чиновникам
проводить в жизнь свои частные взгляды на
экономические процессы. А для этого
необходимы не только внятная
государственная программа, но и постоянный
отчет перед обществом, который должен
объяснять и обосновывать «антимонопольные»
действия министерства.