Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Шаманов отдал область на кормление "Семье" Никиты Михалкова

© "Московские новости", 04.09.2001, "Девять месяцев «нового курса» ульяновской администрации: вопросов пока больше, чем ответов"

Симбирские цирюльники

Девять месяцев назад Ульяновская область возложила все надежды на генерала Владимира Шаманова. Жесткие методы, которыми отличался новый губернатор в Чечне, пока не дают результата в гражданской жизни: Ульяновская область уверенно входит в тройку наименее подготовленных к зиме российских регионов

Хотите, я покажу вам триумфальное шествие Советской власти? — предложила дама и повернула рычажок.

Россия начала загораться рубином — тем самым, который шел на кремлевские звезды: Москва, Питер, средняя полоса, Кавказ, Приморье... Вспыхнул и Симбирск. «Взятие Симбирска — лучшая повязка на мои раны» — читалось поверх огромной карты (бронза, рубиновое стекло, электромеханика), установленной в мемориальном центре В. И. Ульянова-Ленина, Ульяновск, много советских лет назад.
Советская повязка в виде Ульяновска и области продержалась на России долго — вплоть до декабря 2000 года, когда четырнадцать лет управлявший родиной Ильича «красный губернатор» Юрий Горячев проиграл выборы генерал-лейтенанту Владимиру Шаманову. Под повязкой оказались долги области — десять миллиардов рублей с хвостом, падающее производство, неразбериха в ТЭК...

С тех пор прошло девять месяцев — малый, но срок, за который можно что-то понять в новом курсе. Оказалось, что незажившую ленинскую рану штатская команда генерала Шаманова решила обрабатывать методом военно-полевой хирургии — отрезать все ненужное. Или наоборот — дать нужное тем, кто отрезает. Большинство моих собеседников, знакомых со времен предвыборной кампании-2000 («Край непуганых мажордомов», № 44, 2000 г.), по большей части видят в действиях новой администрации второе — и им не хочется, чтобы резали их. А страх порождает анонимность — даже у мажордомов.

Горячев и другие

Если брать ситуацию упрощенно, то дело обстояло так. Прежним губернатором в Ульяновске были недовольны многие: и цены низкие в ущерб промышленности держит, и инвестиции в область не пускает, и бюджет обескровлен... Но оппозиция Горячеву Юрию Фроловичу (ударение на второе «о») была разрозненна и вечно, в лучших традициях демократического разночинства, ссорилась-мирилась между собой с разбегом в неделю.

— Сегодня один говорит другому «ты пидор». «Это ты пидор», — отвечает тот. А завтра, глядишь, ходят в обнимку — как два пидора, — брутально, но четко объяснил ситуацию один из местных оппозиционеров.

Так жить было нельзя, и ульяновские бизнесмены во главе с директором УАЗа Павлом Лежанкиным решили поставить над собой кого-ни будь еще. Конфиденциальные предложения на участие в губернских выборах делались многим известным людям — Владимиру Шумейко, экс-министру труда Сергею Калашникову, главе «Меркаты» Виктору Стол-повских. «Результат был один и тот же: нам заявляли: «Ульяновская? Ошиблись, мы не камикадзе», — вспоминает один из посредников.

Затем, с год назад, на симбирском горизонте появился Шаманов. Ему обрадовались, Шаманов победил.

Верьте нам, люди!

В выборах генералу очень помог Никита Михалков: привез ульянов-цам «Сибирского цирюльника», называл Шаманова «вторым Ермоловым» и «усмирителем Чечни». После инаугурации Михалков в области не появлялся, зато по местам в администрации Шаманова уселись люди, так или иначе связанные с ним. Зять Михалкова, Альберт Баков, получил пост представителя области в правительстве РФ. Сергей Ильинский — некогда владелец продскладов, ЧОПа, магазинов и телекомпании «ACT» в подмосковном Клину — стал замом Шаманова по продовольствию. С Никитой Михалковым Ильинский многократно беседовал на своем канале — в основном о высоком. Однако репутация самого Сергея Владимировича впервые попала под вопрос осенью прошлого года, когда он баллотировался в депутаты Клинского райсовета: газеты опубликовали постановление о возбуждении против него уголовного дела от 18 августа 2000 года. Речь шла о вымогательстве и незаконном хранении автоматического оружия на подчиненных клинскому магнату предприятиях. После кампании дело затихло — но в суд за клевету Ильинский подавать не стал.

Дмитрий Пиорунский (в центре): "Я помогу вам решить проблемы"

Наконец, Дмитрий Пиорунский — некогда правая рука Михалкова по Союзу кинематографистов и Фонду культуры — обрел при Шаманове должность экономического советника на общественных началах. После того как в «МН» появился материал «Очарованный странник», посвященный первым шагам Пиорунского в области, Дмитрий Александрович ответил одной из местных газет развернутым интервью «В Ульяновске мне интересней, чем в Каннах» — где убеждал людей в полном своем альтруизме: «Если я какие-то проблемы решил для себя и могу помочь решить их для других, я должен это сделать». Экономсоветник еще принял участие в открытии казино, первого в области. И даже выиграл в блэк-джек; Пиорунский любит «очко».

Среди других дел соратников по «режиссерскому блоку» в начале августа на всеобщее обозрение попала история с одним из ключевых для области элеваторов — Якушкинским в Новомалыклинском районе. Шаманов устроил советнику Пиорунско-му и заму Ильинскому разнос за то, что объект был передан в аренду некой московской фирме «Агро-Эстейт» (уставный капитал — 8400 руб.) за 16189 руб. в месяц — меньше, чем по рублю за квадратный метр площади с годовым оборотом в многие десятки миллионов. Кто с кем не поделился — покрыто мраком, во всяком случае сам губернатор историю с элеватором в беседе со мной предпочел отринуть как класс. О менее явных случаях воплощения той же схемы с областной «продоволкой» — «Симбирскмукой», Цильненским сахарным заводом и прочими объектами — разговора с Шамановым тем более не вышло.

— Отпапуасили шамановцы область, — сокрушаются влиятельные и уважаемые ульяновцы, обойденные губернатором. — Будто бы они конквистадоры, а мы — папуасы. Все командиры пришлые, даже курями управлять в области человека не нашли...

Насчет курей они, впрочем, погорячились. Предводитель «Птицепрома» Юрий Шевченко, один из десятков «иногородних» в Ульяновске, славен в области не только введением института офицеров — счетчиков яиц на птицефермах, — но и закупкой тридцати восьми комбайнов «Дон-1500», которые он лизинговал администрации. На сегодняшний день, однако, эта покупка считается одним из самых удачных деяний новой администрации на ниве хозяйствования в области.

«Перед Вами — Инвестиционный атлас Ульяновской области. Надеемся, что эти материалы привлекут Ваше внимание», — гласит основная страница сайта обладминистрации. Подпись — губернатор Шаманов.

Атлас велик: больше 30 проектов. Обладминистрация поддерживает три — полиэтилен, кирпич, вполне благополучная нефть. Еще на шесть подписались районы; насчет дальнейшего — молчание.

Операция "Заклание»?

В Чечне шамановские подразделения, кроме повышенного внимания к идеалам прав человека и гражданского общества, отличались тем, что никуда не совались без многократной обработки зоны наступления с воздуха и из пушек. Симбирскую же землю десант Владимира Шаманова занял, что называется, с неприкрытым тылом: дополнительные силы и — что поглавнее — снабжение в область из центра посылать никто не торопится. А между тем группировки местной оппозиции — как красной, так и империалистической — кучкуются под знаменами своих полевых командиров. Так, пивной король области, владелец компании «Витязь» Анатолий Литвинов недавно открытым текстом заявил Шаманову: «Владимир Анатольевич, мы выбрали вас в 2000 году от безысходности, но будет и 2004 год». Главный энергопоставщик — самарская «СМУЭК» — ведет беспокоящий огонь рубильником, причем не только по районам-неплательщикам (Инза, Барыш, Вешкайма), но и по задолжавшей столице. Попутно ведется информационная война: газеты пестрят заголовками «N дней отделяют ульяновскую энергосистему от полной остановки»...

Пока Шаманову и его людям ни отстреливаться, ни расплачиваться особо нечем, из чего — по уму — следуют два варианта развития ситуации. Первый — малокровный, оправданный как историей региона, так и нынешней тенденцией к региональному укрупнению: обанкротившаяся Ульяновская область вливается в состав гораздо более благополучной Самарской — как при Советской власти, когда из Куйбышева некоторое время командовали родиной Ильича. Экономические предпосылки налицо: энергетика уже в самарских руках, газовую магистраль собираются тянуть от Тольятти, а капитал из области Константина Титова готов — при определенных условиях, продиктованных уж точно не командой Шаманова — пролиться на ульяновские предприятия.

Второй — пожестче и понеприятнее для всех. Зимой 2001 — 2002 гг. область замерзает, ибо на сегодняшний день не замерзнуть ей нет никакой возможности. И тогда, как Бог из машины, появляется президент с указом о снятии провинившегося начальника. Возможность такая у Владимира Путина имеется, и он ею еще ни разу не воспользовался. А случай показать собственную беспристрастность, взирая лишь на хозяйственную деятельность подопытного, а не на регалии Шаманова (Героя России, усмирителя Чечни и прочая), — самый благоприятный. Добавим, что ульяновский губернатор — чуть ли не единственный, не удостоившийся пока аудиенции в главном кремлевском кабинете, с его-то проблемами...

И все было бы правильно, если бы не полтора миллиона заложников, ввязанных в эти варианты операции «Заклание»: под восемьсот тысяч — в самом Ульяновске и почти столько же — в области. Поэтому, скорее всего, при Шаманове все останется по-прежнему, по-горячевски: долги увеличатся, кредиты со скрипом, но пойдут. Как было, так будет. Потому что так — спокойнее.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru