Оригинал этого материала, 09.10.2000
О ситуации в АПК России (по состоянию на конец августа 2000 года)
За последнее десятилетие
государственная поддержка АПК снизилась в
несколько раз. Страна оказалась под угрозой
продовольственной (и, как следствие,
политической) зависимости от крупных
производителей и продавцов продовольствия.
Причем речь идет не только об иностранных,
но и об отечественных участниках аграрного
сектора. Продовольствие по всей стране
стало эквивалентом денег, выступает как
залог и дает неоспоримые преимущества его
держателям.
Государство самоустранилось от аграрных
проблем. В Администрации Президента нет
управления по АПК, не занимается этим
напрямую и Совет Безопасности. Минсельхоз
РФ лишился слова "продовольствие" в
своем наименовании. Из контролирующих
органов только Счетная палата обладает
почти всей информацией о происходящем в АПК.
МВД, ФСБ и Прокуратура работают, в основном,
только по ее представлениям.
Неосведомленность руководства государства
в вопросах АПК позволяет искусственно
поддерживать напряженную ситуацию в
отрасли и заниматься политическим и
экономическим шантажом. В этом же причина
сдерживания принятия Закона "О
продовольственной безопасности". Он в
работе уже 5 лет.
О просчетах в вопросах кадровой политики
Анализ ситуации, сложившейся в
Министерстве сельского хозяйства РФ
позволяет сделать следующие выводы:
- сохранена преемственность в назначениях
на высокие посты в аграрном секторе,
положенная в 1998 году Березовским-Смоленским,
пролоббировавшими приход в Правительство
РФ Г.Кулика и В.Семенова. Назначением своего
личного друга, начальника Департамента
экономики Минсельхозпрода А.Гордеева
заместителем Министра, Семенов
гарантировал реализацию интересов СБС-АГРО
и близких к ней финансовых групп в случае
своего ухода с поста. Вероятно с этим
связана нетребовательность в отношении
возврата огромных сумм бюджетных средств
отдельными коммерческими партнерами
Минсельхоза нынешним Министром.
- несмотря на неоднозначность оценки
кандидатур, А.Гордеев провел на посты
заместителей Министра С.Данкверта (личный
друг) и А.Антонца( вице-президент АЛЬФА-БАНКА),
которые в случае оставления Гордеевым
поста Зампреда Правительства РФ будут
продолжать политику группы.
Этому способствует назначененный на
должность начальника Департамента
развития АПК Аппарата Правительства РФ
Сажинов Георгий Юрьевич, руководитель
Департамента пищевой и перерабатывающей
промышленности Минсельхоза, в кабинете
которого недавно Прокуратурой были
проведены обыски в рамках расследуемого
уголовного дела о нарушениях в сфере
производства ликеро-водочной продукции и
детского питания.
(Программа "Дети России" - единственная
из более - менее финансируемых
правительственных программ. Она дает
большую власть ее координаторам, но в тоже
время и уязвимость. По злоупотреблениям в
ходе ее реализации заведено большое
количество уголовных дел в разных регионах
страны. Деньги оказались вложенными в
виртуальные проекты или по принципу
пирамиды.)
В различном качестве руководители АПК
являются фигурантами уголовных дел в
производстве органов Прокуратуры, МВД и ФСБ.
безвозвратное финансирование отдельных
заемщиков со всеми вытекающими отсюда
последствиями;
- Искусственно затягиваются рассмотрение
принципиальных для развития сх вопросов.
До сих пор не рассмотрен законопроект о
финансовом оздоровлении АПК (регламентирующий
решение проблемы закредитованности
сельскохозяйственных предприятий) На него
даже не поступило заключение Правительства.
Правительственный вариант законопроекта в
Думу не поступил. Более того, в
Правительстве, похоже, еще не сложилась
единая позиция относительно судьбы
различных компонентов кредиторской
задолженности. Так, Министр объявил (а
Премьер его опроверг) о предстоящем
списании пеней и штрафов(75 млрд.руб) и
реструктуризации задолженности
сельхозтоваропроизводителей перед
государством (45 млрд.руб) и естественными
монополиями(свыше 50 млрд.руб). Между тем,
руководство отрасли неоднократно заявляло
о том, что процесс реструктуризации
задолженности на селе уже начался. Таким
образом, не выполнено соответствующее
распоряжение Президента, данное им на
февральском совещании в Краснодаре. Список
широко продекларированных, но не
исполненных обещаний можно было бы
продолжить.
Вообще, судя по публичным выступлениям
руководителей аграрного блока
Правительства, политика в этой сфере
переходит в область агитации и пропаганды,
призванных завуалировать бездействие и
создать видимость крупных достижений в АПК.
Это происходит в ситуации, когда отрасль
все более уходит в серый сектор экономики,
проблемы, ждущие оперативного разрешения,
все более обостряются, а декларируемые
успехи достигаются часто не благодаря, а
вопреки действиям отдельных чиновников.
Процессы развития и реформирования АПК, по
сути, пущены на самотек, имеет место
сознательная дезинформация руководства
страны и общества о ситуации в отрасли,
конкретная работа подменяется пышными
реляциями с одной единственной целью: как
можно дольше усидеть в руководящем кресле,
не заботясь о том, что же будет на столе у
россиян.
Отсутствие у главных представителей
государства в аграрном секторе
макроэкономического мышления,
неэффективность управления,
попустительство крупным хищениям, явные
просчеты с урожаем, неспособность в течение
последних лет подготовить согласованную с
учеными и политиками программу развития
отрасли, которая отвечала бы интересам
страны и ее продовольственной безопасности,
приведет к запланированному вытеснению
государства из этого сектора экономики.
В конечном счете перераспределение
бюджетных денег на поддержку АПК будет
производиться через отраслевые союзы, что
планируют Гордеев и Семенов, а это поставит
в зависимость от них
сельхозтоваропроизводителей и стоящих за
ними глав администраций аграрных
территорий и политиков-аграриев.
Аграрная (на 30%) страна ставится в
зависимость от сиюминутных тактических и
кадровых интересов, с желанием известной
группы полностью "застолбить" место в
АПК накануне неизбежных проблем в ранее
занятых отраслях.
Об элементах государственного регулирования АПК
Относительно благоприятные
погодные условия текущего года, а также
стабильная конъюнктура зернового рынка,
позволившая привлечь в отрасль частные
средства, являясь реальными причинами
неплохого урожая (который, впрочем, не
является для Российской Федерации высоким
и с учетом статистических погрешностей
вполне сопоставим с урожаем прошлого года),
не позволяют решить наиболее сложные и
глубинные проблемы АПК: крайнюю
изношенность основных средств,
неразвитость рыночной инфраструктуры,
отсутствие адекватной финансово-кредитной
системы, деградацию почв, нерешенность
земельного вопроса и т.д. Имеющиеся
объективные трудности угнетающе действуют
на состояние растениеводства,
животноводства и других подотраслей. Для
преодоления ситуации необходимо принятие
ряда серьезных мер. В настоящее время
разработаны общие предложения по отдельным
элементам государственного регулирования
в АПК, которые могли бы заметно оздоровить
обстановку в отрасли, но они не реализованы.
В частности:
1. Новая государственная система кредитно-финансового
обслуживания АПК в части предоставления
налоговых и иных льгот инвесторам в
инфраструктуру сельского хозяйства -
производство сельхозтехники, удобрений,
совершенствование условий хранения зерна и
т.п... До настоящего времени еще не начата
разработка соответствующих механизмов;
2. Введение новых правил льготирования
процентной кредитной ставки при
предоставлении заемщикам денежных
кредитов любым российским банком, а не
только банком-агентом, взамен выделения "дешевых"
кредитов из бюджета (порочность этой
практики выразилась в массовых невозвратах
госсредств) Несмотря на то, что
Постановление Правительства подписано и
село испытывает огромный дефицит финансов
в период уборочных работ, широкомасштабное
кредитование еще не начато, не определены
до конца его механизмы.
3. Обещание выделить бюджетную ссуду в 1 млрд.руб.
на льготных условиях для закупки горюче-смазочных
материалов и запчастей для завершения
уборочной так во многом и осталось
обещанием;
4. "Россельхозбанк" до сих пор не начал
работать, несмотря на многочисленные
заявления. Соответствующий законопроект,
который должен был быть в соответствии с
поручением Президента разработан и внесен
в Думу в мае, до сих пор не внесен. В
отсутствие надлежащей легитимной базы,
банк не сможет исполнять декларируемые
функции. В таких условиях, при дальнейшем
стихийном развитии механизм его работы
может состоять в том, что, пользуясь своим
положением полугосударственного банка, он
будет осуществлять практически.