Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Нарусова о муже: "пить он не пьет, по бабам не ходит"

Оригинал этого материала
© "Совершенно секретно", 04.02.1997

 Леонид Крутаков

"Я Вам дам поток сознания..."

   Мы не ожидали, что жена бывшего мэра Санкт-Петербурга Людмила Нарусова так быстро согласится на разговор и на наше предложение встретиться в уютной домашней обстановке ответит встречным предложением: "Мы с Анатолием Александровичем приедем к вам в гостиницу".

   Первым приехал Собчак. Осунувшийся и усталый. Его даже не узнала охрана у входа в "Октябрьскую". Говорил торопливо, нервно, поглядывал на часы: опаздывал на концерт Ростроповича.

   Вот содержание нашей беседы с бывшим мэром, а теперь просто доктором права, без купюр.

Анатолий Александрович, вы считаете, что специальная оперативно-следственная бригада Генпрокуратуры РФ для расследования квартирного дела в Санкт-Петербурге была создана с подачи Коржакова?

   - В начале 1996 года или в конце 1995-го была подписана директива. Она была подписана Барсуковым, Куликовым, Скуратовым и Коржаковым, если не ошибаюсь (подписи Коржакова под этим документом нет. - Авт.), о создании следственной группы для проверки фактов по любым меркам не третьестепенного, а десятистепенного дела относительно мелкой строительной фирмы "Ренессанс".

   Идея была одна: в преддверии грядущих выборов убрать Собчака - слишком уж независимо он себя ведет. Родилась она в московских... по доносу. Группа была создана для того, чтобы собрать компромат к выборам.

   - Вас хотели столкнуть с Яковлевым?

   - У нас всегда были нормальные отношения. Я его выдвинул на работу главным инженером жилищно-коммунального хозяйства мэрии, через несколько ступенек, так сказать, подняв его на эту должность.

   Если он проиграет, ему пообещали как минимум должность заместителя министра в Москве.

   Но создать уголовное дело и таким образом отстранить меня от выборов им не удалось. Хотя больше года они держали Евглевскую в Москве и выбивали показания... Я к этому спокойно относился, поскольку знал, что там ничего нет и быть не может.

   - Вас допрашивали?

   - Да. Я допрашивался в качестве свидетеля после того, как проиграл на выборах. До этого ко мне никто не подходил. Я только из газет узнавал очередную порцию слухов...

   - Ваша племянница купила квартиру у фирмы "Ренессанс"?

   - Там ситуация, я вам скажу... Я, естественно, подписывал тысячи документов, и каждый день - сотни. Я, естественно, не мог помнить... С этой дамой (Анной Евглевской. - Авт.) я не был знаком, никогда с ней не встречался. Потом мне показали: вот, изданы подписанные вами распоряжения, там льготы "Ренессансу". Я посмотрел, там есть приложения, согласования. И главное - кто является ответственным исполнителем? Владимир Анатольевич Яковлев! По обоим документам, связанным с фирмой "Ренессанс". Яковлев - это тот ответственный исполнитель, который возбудил, во-первых, это ходатайство, потом это... чтобы распоряжение мэра было издано. Когда ко мне это пришло, я посмотрел - со всеми согласовано. Пожалуйста, я согласился.

   В центре внимания оказалась моя племянница... Мне сейчас трудно сказать, было ли это спровоцировано. Моя племянница еще в 1994 году получает вот такой договор на дарение ей квартиры и одновременно заключает договор о том, что она поступает к ним работать, а заработная плата идет в счет оплаты этой квартиры. Стоимость квартиры 19 миллионов рублей. Особых разговоров и не было бы...

   Я об этом ничего не знал. Мало ли какие сделки заключает племянница. Когда она поступила в институт и не смогла работать, не смогла выполнять обязательства, она пришла ко мне и говорит: "Дядя Толя, со мной заключили вот такой договор". Когда она мне его показала, я глаза открыл и говорю: "Ты что, идиотка? Тебя обманули". Она пришла ко мне, когда появилась первая публикация по этому поводу. Я сказал: немедленно пойдите в нотариальную контору и прекратите действие этого договора.

   - А фирма "АТА" имеет отношение к Яковлеву?

   - Абсолютно точно.

   - На чем базируется ваше утверждение?

   - Турецкая фирма "АТА" и фирма "Инсула", где работают жена и сын Яковлева, учредили ЗАО "Инкур". Это факт установленный, и никто его не опроверг. И до сих пор эта фирма продолжает работать.

   - Вы столько проработали с Яковлевым и не знали о его темных делах?

   - О человеке начинаешь узнавать, когда с ним происходит что-то нестандартное, необычное. Относительно того, что его жена занимается коммерческой деятельностью... Это не запрещено, и я запретить это не мог. О том, что сам Яковлев имел там определенные дела, я не знал. Предупредительные сигналы были. Меня предупреждали о его связях с "тамбовцами".

   - "Тамбовцы" - это преступная группировка?

   - Да. Я давал поручения нашему ФСК проверить. Мне говорили, что там все вроде бы в порядке. Сегодня, правда, и сами "тамбовцы" не скрывают, что они уже во власти и что Яковлев - их человек. В городе, кстати, известно, что начальник службы безопасности фирмы, которую возглавляет жена Яковлева, - это один из руководителей "тамбовской" группировки. Челюскин. К сожалению, ни прокуратура, ни ФСК, ни тот же УБЭП об этом не докладывали раньше.

   - Ходили слухи, что Коржаков дал указание "отсекать" вас от президента.

   - Да, я действительно не мог в течение нескольких месяцев встречаться с президентом и встретился с ним только после 3 июня, когда он приезжал в Санкт-Петербург. И еще один раз в Москве, когда было совещание строителей, Борис Николаевич его открывал. Тогда в комнате президиума я с ним встретился, там были Барсуков и Коржаков.

   - Когда Билл Клинтон гостил в Санкт-Петербурге, вас и от него "отсекали", чтобы вы не могли через него передать Ельцину просьбу о встрече?

   - Они вообще противились, чтобы Клинтон сюда приезжал. Американская сторона настояла. Мне было сказано: по протоколу вы его встречаете, провожаете до резиденции, дальше он идет по своему маршруту, и потом вы его провожаете в аэропорту. Не было намечено никаких встреч, разговоров. Клинтон сам передал через американского посла свое пожелание встретиться со мной за обедом. Была очень полезная встреча. Мы проговорили с ним больше двух часов. И потом я его провожал в аэропорту.

   Попытки "отсечь" были. Это могли делать люди типа Коржакова. Обращаться к американскому президенту с просьбой, чтобы он устроил мне встречу с моим президентом, я никогда не буду в силу моих правил. Я уж нашел бы способ встретиться и переговорить, если бы мне это было крайне необходимо. Необходимость такая, правда, была, но я понимал, что Борису Николаевичу не до меня... Стремление "отсечь" меня было несомненно.

   - А что вы можете сказать по поводу вашей личной квартиры?

   - По поводу моей квартиры никаких проблем особых нет. Дело в том, что жена моя приобрела соседнюю квартиру для своих родителей. Честно говоря, я в подробности приобретения этой квартиры до сих пор не вступал. Я не влезаю в отношения с тещей и тестем, это их проблемы. Частная фирма расселила эту квартиру.

   - Как могло случиться, что на ремонт квартиры Кравцова были потрачены 350 миллионов бюджетных денег?

   - О том, что Кравцов купил квартиру, что там ремонт делает государственная организация, я вообще не знал. Все делал Яковлев. Будучи моим замом, он отвечал за эту службу. Заключал договор и выделял финансирование Клименко - начальник жилищно-коммунального управления мэрии.

   По разговорам с Кравцовым и по моему собственному ощущению, там украли больше половины того, что было потрачено на ремонт. Самое главное - ремонт закончен не был, Кравцов окончательно не рассчитался, акта сверки расчетов, то есть завершающего акта, просто не было. Это дело выеденного яйца не стоит. Когда я узнал об этой ситуации, я его вызвал, мы на эту тему с ним говорили. Конечно, ничего хорошего нет в том, что он привлек государственные организации к ремонту.

   - Что за история с миллионом долларов в кейсе, с которым якобы вас задержали в аэропорту "Хитроу"?

   - Это Беляев, бывший председатель Ленсовета, претендент на пост губернатора, заявил на пресс-конференции. Журналисты спросили: почему вы с 1992 года молчали до 1996-го - и потребовали доказательств. Он ответил, что все документы есть в наших спецслужбах. Когда я подал иск, он стал утверждать, что не то имел в виду.

   - А история с футбольной командой "Зенит"? Якобы вам передали чек на миллион долларов на развитие команды, и кто-то присвоил эти деньги...

   - Вранье!

   Людмила Нарусова подъехала позже. С разрывом в полчаса. Обратила наше внимание на свой загар - только что вернулась из поездки к какому-то морю, посетовала на аллергию - переела киви и манго.

   Почти не вникая в наши вопросы, говорила больше сама. Уверенно, быстро, словно произносила заученный текст.

Покажите-ка ваше удостоверение. Извините, но Александр Глебыч Невзоров, дай Бог ему здоровья, приучил меня к такой бдительности. Я вам верю. Но... Знаете, любовь проходит, а письма остаются. Я столько уже провокаций на себе испытала.

   Вы сначала задайте вопросы, которые там у вас возникли, а потом я дам вам какой-то поток сознания...

   Представьте себе ситуацию. Захотели купить машину, оформили бумаги, а она оказалась ворованной. Вы отказались от покупки, но спустя несколько лет вам предъявляют обвинение по этим оставшимся бумагам. В такую же ситуацию попала племянница мужа. Она пришла к дяде посоветоваться: мол, так и так, мне халявно предлагают квартиру. Он ей говорит: ты что, с ума сошла? А бумаги остались. И на их основании делается вывод, что Собчака купили за квартиру племянницы. Да, твою-то мать, извините. Муж в состоянии купить квартиру племяннице, если бы хотел. А девчонку охмурили.

   Моя версия: уже тогда было ясно, зачем это делается, ясно было, что в этот "Ренессанс" нужно было завлечь племянницу и Собчака в это впутать.

   Это было очередное, как я считаю, ленинградское дело, которое сфабриковали спецслужбы в Москве. Дело Берии живет и побеждает.

   Подготовка этих провокаций велась давно, но не за что было зацепиться. Взяток Собчак не берет - это общеизвестно, пить он не пьет, по бабам не ходит. Не к чему придраться. Дачу строит? Все чеки из американских университетов, где он во время отпуска читал лекции, есть в наличии.

   Поэтому и завязалось вот это с "Ренессансом". И получилось, как в старом анекдоте, когда у жены генерала шубу украли. И не важно оказалось, у его жены украли или он украл, важно, что была какая-то история. Вот по этому принципу и стали действовать... Строптивый характер Собчака был тоже в Москве не ко двору, и это было очевидно. А Петербург - это порт, который остался единственным российским портом на Балтике, это возможность качать нефть через петербургские терминалы, это, наконец, влияние московских банков и все прочее. С чисто экономической точки зрения для определенных людей хорошо было бы иметь здесь управляемого человека, каковым Собчак не являлся.

   У меня, кстати, был по этому поводу в феврале прошлого года разговор с Сосковцом, когда я это уже знала. На одном из собраний НДР я подошла к Сосковцу и спросила его, зачем он ведет такие игры. И Сосковец говорит, глядя на меня прозрачными глазами: да что вы, да мы знаем Яковлеву цену, завхоз завхозом, как можно, такой город... Словом, стал нести обычную демагогию. Но по выражению его глаз я поняла, что попала в яблочко.

   - А что вы можете сказать о вашей личной квартире?

   - Вот решили хотя бы на квартирах поймать. Пока он был мэром, мы проживали в трехкомнатной квартире в обычном доме. Правда, в доме, где хорошие люди живут. На первом этаже Михаил Боярский живет. Собчак - профессор, я - кандидат наук, мы имеем право на дополнительную площадь, но трехкомнатная квартира - это нормально. У нас взрослая дочь имеет свою комнату - 17 метров, гостиная - 30 метров, спальня-кабинет - 23 метра. Телефоны правительственной связи, можете себе представить, стояли на моем туалетном столике рядом с пудрой! Домашнего кабинета у мэра пятимиллионного города не было.

   А мне нужно было перевезти ко мне моих родителей. У меня отец - участник войны, прошел всю войну и закончил ее в Берлине, мать - узница концлагеря. Им по 75 лет. Они живут в Брянске. У отца лейкемия. Мой долг привезти их сюда.

   И здесь я узнаю случайно, что моя близкая знакомая нашла квартиру в соседнем с нами подъезде...

   - Кто эта близкая знакомая?

   - Моя крестная. Кириллова. Она блокадница. Достойный человек. Она меня крестила. Вот, говорит, я куплю квартиру, наверное, рядом с тобой. Сама она живет в аварийном доме, где трещины. У нее есть деньги. Она человек не бедный. Я ее буквально уговорила, что соседнюю квартиру куплю для родителей. Удобно. Стену пробить и жить с ними. По деньгам мне это было доступно.

   - Во сколько вам обошлась квартира?

   - Какая?

   - Соседняя.

   - Там несколько этапов было доплаты. Недешево.

   - Вы можете сумму назвать?

   - Я намеренно не хочу называть сумму.

   Кстати, вот такой эпизод. В 1995 году мать, как узница концлагеря, получила от Гельмута Коля немецкие марки. Так вот эти немецкие марки частично и пошли на оплату покупки квартиры.

   Еще очень трогательная деталь. Мои родители сейчас - бомжи. Выписавшись из Брянска, продав там квартиру, они приехали сюда, сейчас на даче у меня живут, но не могут прописаться.

   Вот это все, как я называю, бериевские методы. Я могу привести несколько примеров бериевских методов работы Генпрокуратуры. Я отвечаю за свои слова. Разве это не сталинские методы, когда того самого несчастного шофера, на которого была оформлена квартира, допрашивают и говорят: мы тебе подстроим автоаварию, подбросим труп, и ты сядешь за убийство, если не дашь нам показания на Нарусову. Когда одного человека, который участвовал в цепочке обмена, вызывают и говорят: мы тебя посадим на 48 часов в камеру, оттрахают тебя уголовники там как следует, может, кто-нибудь из них даже со СПИДом, а потом ты нам скажешь все, что мы от тебя потребуем...

   Все было сделано для того, чтобы создать общественное мнение и как можно больше говна найти на всех наших родственников.

   Во всех яковлевских листовках писалось, что у Собчака аферы с квартирами, а я честный парень. Хотя "честный парень" Яковлев с женой жил в трехкомнатной квартире на улице Жуковского. По соседству (ситуация была такая же, как у нас) освобождалась квартира. Супруга Яковлева для офиса своей фирмы эту соседнюю квартиру купила с грубейшим нарушением, превратив жилое помещение в офис. А потом эта фирма как бы самоликвидировалась, и ее офис стал частью квартиры нового губернатора. Этим Генпрокуратура, естественно, не заинтересовалась.

   - А какая квартира была куплена таким образом?

   - Тоже трехкомнатная. Этим прокуратура не заинтересовалась, как не заинтересовалась и тем, почему все самые выгодные подряды в городе в бытность вице-губернаторства Яковлева получала фирма, которой руководит его жена. Я никогда не завидую людям. Они делают деньги, пусть делают.

   - Вы передавали какие-то компрометирующие документы на Яковлева в Генпрокуратуру?

   - Я лично писала заявление на имя Генпрокурора. И я располагаю некоторыми материалами... (Стук в дверь.) Это не Коржаков?..

   - Анатолий Александрович говорил, что ничего не знал о расширении вашей квартиры?

   - Нет, это была его идея - перевезти из Брянска стариков. Никакого криминала здесь нет.

   - В вашей квартире проводился обыск?

   - Это было 21 марта прошлого года. Я сижу в парикмахерской. Ну, что может испытывать дама в кресле у парикмахера? Я выхожу из парикмахерской в гостинице "Астория" в хорошем настроении. В коридоре встречаю бледную, как полотно, Кириллову. А с ней - два мужика. Они говорят, мы хотим посмотреть соседнюю с вами квартиру, дайте ключ. Это было, когда мы уже прорубили стену, когда уже шел ремонт. Я говорю, это пустая квартира, искать там нечего, никого в нее я не пущу. У меня есть генеральная доверенность. Квартира N 17 уже соединена с моей, я депутат, вы не имеете права. Дала от ворот поворот. Мне было страшно, когда я увидела удостоверение Генпрокуратуры. Судя по всему, Кравцов тоже так перепугался и с обыском к себе в квартиру следователей пустил. А он, как член Совета Федерации РФ, мог бы послать и правильно бы сделал. Я не пустила.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru