© "КоммерсантЪ-Власть" ,18.05.2000
Электроэнергетика-2000
Кому принадлежит Россия
Ирина Рыбальченко
Энергетической системе России
сегодня не хватает около $5 млрд ежегодных
инвестиций. Стареющие электростанции не
могут обеспечить энергией и теплом всех
потребителей, а на строительство новых "ЕЭС
России" может тратить только $500 млн в год.
Так что отрасль ждут изменения, которые
должны будут сделать ее привлекательной
для инвесторов.
Впервые о структурной
перестройке в энергетической отрасли
заговорили в 1997 году. Тогда Борис Ельцин
подписал указ № 426 "Об основных
положениях структурной реформы в сферах
естественных монополий", определив меры
по повышению эффективности предприятий
электроэнергетики и инвестиционной
привлекательности энергосистем. Однако
четкая концепция реформирования отрасли
появилась только в этом году. Одобренная
советом директоров РАО "ЕЭС России"
концепция предусматривает выделение из
единой энергосистемы генерирующих и
сбытовых предприятий с целью их продажи.
При этом сетевые предприятия (трансформаторные
станции и ЛЭП, которые и составляют основу
единой энергосистемы) планируется по-прежнему
оставить под контролем государства. РАО еще
в прошлом году утвердило перечень
предприятий, которые реформа затронет в
первую очередь. Это "Самараэнерго", "Свердловэнерго",
"Омскэнерго", "Оренбургэнерго",
"Хакасэнерго", "Кузбассэнерго",
"Чувашэнерго", "Калмыкэнерго", "Янтарьэнерго"
и "Карелэнерго". Чубайс утверждает, что
продажа генерирующих и сбытовых компаний
будет проходить на конкурсной основе с
привлечением посредников и финансовых
консультантов для организации
предпродажной подготовки. Акционерами и
инвесторами смогут стать все
заинтересованные лица, в том числе местные
власти. В дальнейшем будут сформированы
вертикально интегрированные
энергопотребительские компании, которые
производят высоколиквидную продукцию.
Первой такой компанией станет АО "Энергометаллургическое
объединение" (ЭМО). В его состав войдут
Саяно-Шушенская ГЭС и Саянский алюминиевый
завод, принадлежащий группе "Сибирский
алюминий". Подобные объединения выгодны
в первую очередь предприятиям
металлургической промышленности, ведь
внутри альянса не будут возникать
конфликты, связанные с тарифной политикой (отметим,что
при производстве первичного алюминия
стоимость электроэнергии составляет около
30% себестоимости металла).
По расчетам энергетиков, бюджету подобные
объединения тоже пойдут на пользу. Если
создание ЭМО пойдет по намеченному графику,
то уже в 2000 году можно будет добиться
двукратного увеличения налоговых платежей
в бюджеты. А ожидаемая в этом году прибыль
от объединения составляет более $150 млн.
Подлежит реформированию и Федеральный
оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ).
Первым шагом в этом направлении стало
создание в декабре прошлого года Центра
договоров и расчетов ФОРЭМ (он координирует
организацию договорных отношений между
субъектами рынка). Сегодня разрабатываются
предложения, касающиеся изменений в
постановление правительства "О
федеральном (общероссийском) оптовом рынке
электрической энергии (мощности)", а
также новых правил работы ФОРЭМ.
Предполагается, что участниками рынка
смогут стать абсолютно все генерирующие
подразделения, даже не входящие в структуру
РАО "ЕЭС России" (как, например, "Иркутскэнерго"),
а покупать энергию смогут непосредственно
потребители, а не региональные АО-энерго,как
сейчас. Сами знергокомпании по-разному
относятся к реформированию РАО "ЕЭС
России". Так, генеральный директор "Самараэнерго"
Владимир Аветисян считает, что выделение
"отдельных бизнесов" с последующей
продажей основных средств возможно только
тогда, когда уже ясна эффективность этого
шага. "Самараэнерго" предложила РАО
альтернативную схему: не делить АО-знерго, а
создать на их базе дочерние компании, в
которые выделяются генерирующие, сетевые и
сбытовые мощности. Акционеры АО-энерго
опасаются, что при выделении "отдельных
бизнесов" будут сильно размыты их пакеты
акций.
"Свердловэнерго" и "Омскэнерго"
пока тоже не имеют четкого представления о
том, к чему может привести предложенная
реструктуризация. По мнению их
руководителей, программу еще предстоит
дорабатывать. Гендиректор независимой от
РАО "ЕЭС России" энергокомпании "Иркутскэнерго"
Виктор Боровский считает, что, хотя
реструктуризация необходима, в ее
обсуждении должны принимать участие как
можно больше профессионалов. Боровский
убежден, что в результате реструктуризации
РАО сможет погасить долг перед "Иркутскэнерго"
в размере 800 млн рублей.
Окончательный проект концепции
реформирования отрасли должен быть
представлен к годовому собранию акционеров
РАО "ЕЭС России", которое намечено на
июнь 2000 года. Приступить к реструктуризации
планируется не ранее весны 2001 года.
АЭС против ЕЭС
Концепция реструктуризации энергосистемы не коснется атомных электростанций (их деятельность контролирует концерн "Росэнерго-атом"). Однако на всех девяти АЭС в ближайшее время будет пересмотрена тарифная политика (тарифы повысятся минимум на 1,9%). Для повышения эффективности АЭС глава Минатома Евгений Адамов предложил разработать порядок открытия и функционирования транзитных счетов АО-энерго в территориальных управлениях Казначейства России. Это гарантирует автоматическое распределения сумм, поступающих на эти счета от получателей средств федерального бюджета в уплату за потребленные тепло и электроэнергию. Отношения атомщиков и энергетиков складываются не лучшим образом. В прошлом году потребление электроэнергии в России увеличилось на 2,3% и достигло 817,4 млрд кВт'ч, При этом ее производство на теплоэлектростанциях снизилось на 0,1 %. Компенсировать потери пришлось за счет увеличения производства энергии на АЭС. При этом АЭС получили от потребителей в два раза меньше денег, чем другие электростанции. Атомщики обвиняют в этом РАО "ЕЭС России". Между тем атомной энергетике сейчас требуется около $470 млн для продолжения строительства трех энергоблоков на Ростовской, Курской и Калининской атомных станциях.