Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© Новая Газета, 20.03.2000

В президентской гонке выигрывают олигархи-«выборщики»

Как и кем финансировалась кампания Ельцина и по каким схемам финансируется кампания Путина

Как это было в 1996 году

       Документальные свидетельства, попавшие в «Новую газету», насчитывают 37 страниц и содержат подробный список олигархов и подвластных им коммерческих структур, которые щедро оплатили шоу под названием «Избирательная кампания Ельцина» и получили солидный барыш с затеянного спектакля. С подачи генерала Коржакова принято считать, что на предыдущую президентскую гонку десять банкиров поставили по 50 млн долларов, выиграли заезд и сорвали куш в виде жирного куска из бюджета, распиленного на части — по кусочку на каждого игрока в беспроигрышный тотализатор
       
       Однако банкиров было побольше, а «кусочки» были потолще, чем их представляли себе даже в самых смелых оценках самые въедливые журналисты. Почему-то большинство из них зациклились на Национальном резервном банке (НРБ), «Газпроме» и коробке из-под ксерокса с пятьюстами тысячами долларов, которые, по их версии, являлись вкладом НРБ. На самом деле «коробочка» была паевая, да и сумма в ней тянула всего на 380 тыс. долларов. И вообще злосчастная «проколовшаяся» картонная кубышка — пустячок по сравнению с теми миллиардами, которыми расплатились со «штабистами» ельцинской избирательной кампании из федерального бюджета деньгами налогоплательщиков.

       «Бенефициарами» были почти все олигархи и примкнувшие. В дележке бюджетного пирога участвовали: «Менатеп», ОНЭКСИМ-банк, Альфа-банк, Столичный банк сбережений, Московский национальный банк, Национальный резервный банк. По особым статьям производилась оплата услуг Абрамовича, Березовского, Юмашева, Мамута — хозяина Компании по проектному финансированию (КОПФ) и совладельца ряда других коммерческих структур. Кстати, совершенно незаслуженно в тени прочих громких имен тогда оказался «скромный» Саша Мамут, который в ту пору считался недорослем, но в действительности был и остается разработчиком самых гениальных схем по выдаиванию денег из бюджета. Изначально идея операций с облигациями внешнего валютного займа (ОВВЗ, или вэбовки), на основе махинаций с которыми строилась избирательная кампания Ельцина, принадлежит именно Мамуту. Он приступил к использованию вэбовок как средства обогащения из бюджета еще в 1993 году, скупая облигации по стоимости значительно ниже номинала, но получая за них от Минфина при предъявлении к оплате сполна. В то время в Минфине уже царствовал Михаил Касьянов, который безропотно платил по долгам Мамуту. Впоследствии лавры Мамута как разработчика схемы финансирования ельцинской избирательной кампании некоторые журналисты несправедливо отдали тогдашнему замминистра финансов Андрею Вавилову. Но он, как и глава НРБ Александр Лебедев (к слову, бывший однокашник и одновременно ученик Мамута), был лишь исполнителем.

       В основу финансирования выборов-96 был положен принцип «ты мне — я тебе». Олигархи действительно сбросились в общую копилку штаба — сумма составила более 500 миллионов долларов. Но это была лишь небольшая часть доходов, полученных ими до и после выборов. Причем реально олигархи не потратили на кампанию ни копейки собственных денег.

       Откуда же взялись все эти баснословные суммы и пресловутые коробки, набитые «зеленью»? Отчасти из долгов. Вернее, из государственных долговых обязательств в виде ценных бумаг. Но по сути и в конечном итоге денежки были изъяты из бюджета. Для этого была придумана следующая простенькая, как все гениальное, схема.

       Ее суть в следующем. Для начала крупным корпорациям разрешается платить налоги в бюджет не живыми деньгами, а ценными бумагами — вэбовками, векселями и прочими заменителями. Под это издается соответствующий указ президента: «кабы я, матушка, был царем, то запретил бы всем платить налоги деньгами». Под это послабление олигархов принуждают раскошелиться на выборы, но дают им одновременно возможность погреть руки на госказне и на кредитовании бюджетников.

       Один из вариантов реализации этой схемы широко известен на примере придуманных Мамутом операций Национального резервного банка с ОВВЗ 5-й, 6-й и 7-й серий. Воскресим их в памяти, напомнив, что 6-я и 7-я серии были выпущены Минфином в 1996 году специально для неофициального финансирования выборов.

       Последовательность событий такова. 6 апреля 1996 года «Газпром» заключил договор с Минфином о продаже ему (министерству) ОВВЗ 5-й серии на сумму 100 млн долларов. Согласно документу «Газпром» обязался выкупить у Минфина через 180 дней облигации ровно на ту же сумму. Агентом сделки назначался НРБ.

       На первый взгляд, какая-то бессмысленная операция. В чистом виде — да. Но в реальности она выглядела несколько иначе. НРБ внес в Минфин бумаги 5-го транша на 100 млн долларов по номиналу. Взамен он получил на эту сумму из бюджета казначейские налоговые освобождения (КНО) для «Газпрома», который заплатил за КНО 70 млн долларов, а сдал их в бюджет вместо налогов «живыми» деньгами опять-таки по номиналу — на 100 миллионов. На полученные от «Газпрома» деньги НРБ закупил новые облигации — уже 7-й серии. На тот момент эти бумаги стоили 15—20% от номинала. В результате сделки Минфин засчитал уплату «Газпромом» налогов на 100 млн долларов. При этом «Газпром» заплатил всего 70 млн. А Нацрезерву облигации 7-й серии, которые он затем вновь выменял на более ликвидную 5-ю серию, обошлись всего в 15—20 миллионов. В результате бюджет не получил ничего, вернее — отдал 100 млн долларов, а на счетах НРБ осело более 50 млн. И лишь 20—25 миллионов пошло на выборы-96. Однако все это мелочи. Затасканный сюжет с НРБ просто лежит на поверхности.

       Основные деньги «штабисты», финансировавшие выборы-96, делали за счет предоставляемых им в награду разного рода льгот, прежде всего права кредитовать бюджетников. В этом причина хронической невыплаты зарплат, невыполнения федеральных программ, отсутствия необходимых средств у многих государственных организаций и предприятий.

       Эта схема поощрения олигархов-«выборщиков» совсем проста. Она была запущена в 1995 году, когда из-за плохой собираемости налогов у Минфина якобы возникли трудности с финансированием текущих расходов регионов, федеральных министерств и ведомств. Надо было изыскать дополнительные источники. И тогда правительство разрешило в исключительных случаях привлекать к финансированию текущих расходов коммерческие банки. Для этой цели спецкомиссия отобрала самые «надежные» — то есть те, которые выказали лояльность и составили предвыборную пульку. Есть основания утверждать, что она от начала до конца была разработана скромным гением Александра Мамута при участии Михаила Касьянова.

       Механизм кредитования бюджетников избранными коммерческими банками сводился к следующему. Допустим, Минфин обязан отдать из бюджета причитающиеся бюджетной организации 50 млн долларов, но денег у него нет. Тогда этой организации указывается конкретный банк, который предоставит ей кредит на соответствующую сумму. Права самостоятельного выбора кредитора ведомство или регион не имеют. Строго определенный банк, который уже внес деньги в предвыборную кассу, выдает бюджетнику кредит, а через два месяца получает от Минфина, то есть из бюджета, 50 млн плюс определенный процент за предоставление кредита.

       В принципе нормальная схема. Но на деле она заработала не так, как задумывалось. Во-первых, «исключительные случаи» превратились в регулярное кредитование. С 1995 по 1997 год банки под поручительства Минфина выдали более восьмисот кредитов. Причем часто кредиты выдавались либо не полностью (явное недофинансирование), либо векселями со сроком погашения через месяц-два, а на деле — много больше. И пока получатель такого кредита слезно выбивал деньги из кредитора, коммерческий банк по нескольку раз прокручивал их, вкладывая в те же ГКО-ОФЗ. Основные барыши олигархи-«выборщики» получали именно на подобных «кредитных операциях». По данным Счетной палаты, до 90% всех кредитов были выданы «Менатепом», ОНЭКСИМ-банком, Альфа-банком, Московским национальным банком, Национальным резервным банком. В итоге из 67 триллионов рублей (старый масштаб цен), выделенных из бюджета на кредитование бюджетников через коммерческие банки в 1995—1997 годах, недофинансирование бюджетополучателей составило 36 триллионов рублей. Эти деньги осели в коммерческих банках. Если их для наглядности конвертировать в доллары по курсу апреля 1997 года, то сумма составит 6,3 млрд долларов. Так что, сами видите, «коробка из-под ксерокса» — действительно пустячок.

       Интересно, какими доходами обернется для олигархов нынешняя предвыборная кампания? Она уже «финансируется» полным ходом с конца прошлого года, хотя, возможно, Владимир Путин об этом и не догадывается.

 

Как это делается в 2000 году

       По имеющимся у «Новой газеты» данным, выборы-2000 «финансируются» с еще большим размахом. Растут аппетиты. Содержание избирательного штаба В. Путина требует десятков миллионов долларов, предвыборная кампания — сотен. Надо платить региональным элитам, имиджмейкерам. Куча расходов. Но при этом 70% собираемых средств разворовывается застрельщиками кампании — все теми же олигархами-»выборщиками». Их списочный состав почти не изменился — за вычетом «павших» в результате августовской катастрофы 1998 года СБС-Агро и ОНЭКСИМ-банка. Остальные — без изменений. Лишь «разорившийся» хитрый хозяин КОПФа Мамут тихо перетек в МДМ-банк.

       Изобрели ли олигархи что-нибудь новенькое для выкачивания денег из бюджета? И да, и нет. Многие схемы базируются на предшествующем опыте. Познакомимся с ними

Схема 1. Погашение внутреннего долга

       Несколько умников в правительстве с чьей-то подсказки (угадывается почерк Мамута) наконец-то обнаружили, что существует внутренний валютный долг, оцениваемый в 13 млрд долларов. Он образовался из задолженности предприятий перед бюджетом по кредитам, предоставленным для закупки импортного оборудования, и делится на советскую и российскую части.

       Как поступить с этим долгом? Самое естественное и правильное — выбивать его из должников. Тем более что многие богатые компании могут погасить задолженность. Но это слишком простое решение вопроса, хотя и сопряженное с хлопотами. И тут вкрадчивый голос подсказывает соломоново решение. Давайте-ка разрешим предприятиям гасить долг не деньгами, а ценными бумагами. Вам это не напоминает ельцинский указ об уплате налогов вэбовками и векселями? Плагиат, да и только. Но компиляция у самих себя не предосудительна.

       И вот в октябре 1999 года выпускается некое секретное распоряжение правительства (номер имеется в редакции). Корпорациям олигархов-«выборщиков-2000", уже «вошедших в долю», разрешается погашать кредиты из расчета на 100 единиц долга — 120 единиц ценных бумаг по номиналу. Государству вроде бы выгодна такая пропорция. Однако рыночная стоимость российских ценных бумаг от номинала составляет нынче 10, 20, от силы 30 процентов. Старая арифметика. Самый незатейливый ум легко исчислит выгоду. Если присоединишься к общему котлу, то кредиты возвращать деньгами не будешь, а пойдешь прямиком в «уполномоченный» Х-банк и отдашь 50% от кредита. В бюджет же пойдут бумаги, которые купит Х-банк, истратив на это всего 25%.

       Возьмем такой пример. АвтоВАЗ должен бюджету более 500 млн долларов, ЛУКОЙЛ — более 300 млн долларов, Новолипецкий металлургический комбинат — более 150 млн долларов и т. д. Это долги за поставки оборудования, по которым выданы госгарантии. Заметим, что речь идет о преуспевающих компаниях, для которых вовремя рассчитаться с бюджетом — пустяк. Им же вместо 2 млрд долларов кредитов предлагают вернуть только 1 млрд долларов, который следует сдать в «уполномоченный» банк. Избранный банк приобретает государственные ценные бумаги номиналом в 1 млрд долларов по рыночной цене и платит за них из полученных денег лишь 250 млн долларов. Остальные 250 млн — «на выборы». Задолженность по кредиту погашается ценными бумагами по номиналу. Разница при совершении сделки и составляет 250 млн долларов. Часть этой суммы (30%) идет на выборы-2000, а другую ее часть (более значительную — 70%) олигархи-«выборщики» «пилят» между собой и облагодетельствованными компаниями.

       По имеющимся данным, за последние полгода таким образом уже было списано от 1,5 до 2 млрд долларов внутреннего валютного долга. Бюджет недосчитался 3/4 этой суммы, ведь полученные бумаги по рыночной цене стоят лишь ее четвертую часть.

       Как видим, и эти выборы «штаб-2000» финансирует из государственного кармана, набивая при этом собственную мошну. Как вы думаете, Путин посвящен в эти хитроумные операции или пребывает в неведении?

Схема 2. Как мы еще раз обманули иностранцев

       После отказа правительства РФ платить по ГКО в августе 1998 года у иностранных банков на специальных счетах типа «С» в Центральном банке было заморожено несколько десятков миллиардов долларов в рублевом эквиваленте на момент «заморозки». Иностранцам невыгодно было покупать что-либо в России на эти рубли. Между тем рубль обесценивался в результате девальвации и инфляции. И тогда догадливые олигархи-«штабисты» выборов-2000 предложили иностранным банкам выкупить у них эти рубли за границей за доллары, но со скидкой 30%. Условием оплаты в валюте была продажа принадлежащей иностранному банку коммерческой структуры (оффшорной компании), которая владеет счетом типа «С». Что делать бедному иностранцу в безвыходной ситуации? Пришлось соглашаться. Хитроумный олигарх заработал 30%.

       Но надо еще и оживить рубли на счетах типа «С». Здесь без ЦБ не обойтись. Надавили — и по указанию олигархов Центробанк разрешает покупать со счетов типа «С» ценные бумаги, сначала валютные, а затем и рублевые. Под это дело несколько крупных корпораций, в частности ЛУКОЙЛ и ТНК, наладили выпуск специальных рублевых облигаций. Так «выборщики-2000» заработали еще несколько сотен миллиардов долларов, из которых лишь малая толика была внесена в предвыборную копилку. Пойдя навстречу олигархам, Виктор Геращенко продемонстрировал лояльность штабу и. о. президента и получил индульгенцию.

       Еще раз зададимся вопросом: знает ли Путин, что его именем спекулируют в столь грандиозных масштабах для осуществления столь неприглядных закулисных сделок? И вообще уполномочивал ли он в чем-либо своих заботливых выборщиков?

Схема 3. ВПК и выборы

       Да будет вам известно, что все без исключения поставщики вооружений на внешний рынок, имеющие экспортную выручку, оцениваемую в совокупности в несколько миллиардов долларов, обязаны по принуждению олигархов финансировать выборы-2000. Схема проста, как и в 1996 году. Экспортеры, несмотря на то, что валюта от поставок вооружений уже получена и находится в «уполномоченных» банках, финансирующих выборы-2000, привлекают ненужные им кредиты. Кредиты привлекаются под векселя, которые погашаются (учитываются) со скидкой. Та же схема, что и при погашении внутреннего валютного долга. Таким образом часть валютной выручки от экспорта сдается на выборы. А далее происходит дележка разницы по описанной выше схеме.

       Изумимся, вопросив: зачем все это Путину, когда за него и так проголосуют? Не хочется думать, что он во всем этом участвует.

Схема 4. Совсем простая

       Все доходные государственные организации — таможня, Минатом, «Росвооружение» — должны держать свободные средства в «уполномоченных» банках, чтобы было больше ресурсов для реализации всех описанных схем «финансирования» кампании-2000.

       Кроме того, этим они демонстрируют солидарность и лояльность «штабистам». Иначе можно лишиться удобных кресел.

Постскриптум, или Особая участь «Газпрома»

       «Газпром», вероятно, ждет особая участь из-за нелояльности «штабу» в недавнем прошлом, которая выразилась в поддержке ОВР.

       Поэтому, надо полагать, произойдет примерно то же, что и в конце 1999 года, когда долги «Газпрома» перед бюджетом были учтены за его долговые требования к Украине, а те, в свою очередь, обменены на ненужные России ржавые стратегические бомбардировщики (отметим, что в результате этой операции волшебным образом была профинансирована предвыборная кампания «Единства»). Думается, что оставшиеся требования к Украине на сумму 2 млрд долларов также перейдут российскому правительству, и бюджет недосчитается налогов на соответствующую сумму. Затем правительство поменяет долговые обязательства Киева на акции украинских предприятий, которые интересуют олигархов-«выборщиков». Это и будет окончательным расчетом с олигархами, взявшими на себя заботу о предвыборной кампании и. о. президента.

       Так знает ли все-таки Путин о той «заботе», которой его окружили (как написала бы газета «Завтра») мамуты, авены, фридманы, березовские, абрамовичи, лебедевы, дьяченко, юмашевы, огаревы и иже с ними?

 

Другие материалы раздела:
Президент РФ - липовый
Схемы финансирования выборов
ЦИК о приписках голосов
Не был избран в первом туре
Голос за бутылку

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru