Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

"Яндекс" удовлетворяет власти на 84%

Компания за половину 2020 года получила от госорганов РФ более 15 тыс. запросов, в основном про пользователей "Яндекс.Почты" и "Яндекс.Такси"

Оригинал этого материала
© Газета "РБК", 27.10.2020, "Яндекс" отчитался по международным стандартам лояльности, Фото: TJournal, Иллюстрация: via Sostav.ru

Владислав Гордеев, Анастасия Скрынникова

Аркадий Волож
Аркадий Волож
«Яндекс» впервые раскрыл число запросов госорганов о раскрытии пользовательских данных: в первом полугодии компания отказала в 16% случаев. Google, опубликовавшая такие данные во втором полугодии 2019-го, отказала по 77% запросов

За первое полугодие 2020 года «Яндекс» получил от органов государственной власти более 15 тыс. запросов на раскрытие пользовательских данных. В большинстве случаев они были удовлетворены, количество отказов составило 2468, или 16%, сообщается на сайте компании. Как пояснил представитель компании, это первый подобный отчет, в дальнейшем он будет выходить каждые полгода.

Meduza, 26.10.2020, ""Яндекс" впервые рассказал, как выдавал данные россиян по запросам властей": За первое полугодие 2020 года государственные структуры направили в компанию более 15 тысяч обращений, и 84% из них компания удовлетворила. [...] В первой половине 2020 года «Яндекс» получил от российских органов государственной власти 15,3 тысячи запросов на раскрытие данных пользователей сервисов компании. По 12,9 тысячи запросов компания предоставила информацию властям, а в оставшихся 2,4 тысячи случаев отказалась это делать. [...]

Больше всего запросов на выдачу данных поступило в отношении пользователей сервисов «Яндекс.Паспорт» и «Яндекс.Почта»: за полгода компания получила 8,8 тысячи обращений от госорганов и по 7,7 тысячи из них передала информацию.

«Яндекс.Паспорт» — это ключевой сервис для управления аккаунтом в «Яндексе», в нем хранятся все основные регистрационные данные пользователя: имя и фамилия, номер телефона, сведения о привязанных банковских картах, история входов в аккаунт и сведения об устройствах, с которых их совершали, привязанные аккаунты в соцсетях и ряд других сведений. «Очень часто запросы к тому или иному сервису сводятся к предоставлению данных из „Яндекс.Паспорта“. Например, это может быть запрос о пользователе, который использовал один из сервисов „Яндекса“ для мошенничества», — сообщили «Медузе» в компании. Что касается «Яндекс.Почты», то доступ к переписке пользователя компания предоставляет только по судебному решению, ограничивающему право человека на тайну переписки, подчеркивают в компании. «Без соответствующего решения суда такие сведения не могут быть выданы», — утверждают в «Яндексе». По данным судебного департамента при Верховном суде России, за 2019 год в российские суды поступило 514,7 тысячи запросов от правоохранительных органов на ограничение тайны переписки и телефонных переговоров, из которых 514,1 тысячи были удовлетворены. — Врезка К.ру

Речь идет об органах власти не только России, но и других стран, в которых работает «Яндекс».

«В ответ на запрос компания предоставляет ровно столько информации, сколько необходимо для ответа. А если запрос не соответствует требованиям закона, «Яндекс» его отклоняет. Запросы, пришедшие по неофициальным каналам, например по электронной почте или по телефону, не получают ответа и не учитываются в статистике», — сообщили в компании.

В «Яндексе» также пояснили, что законы стран, в которых работает компания, позволяют госорганам запрашивать данные пользователей. В России это имеют право делать МВД, Следственный комитет, прокуратура, ФАС, ФТС, суды и некоторые другие органы.

Compromat.Ru: 68422
Количество запросов за январь-июнь 2020 г.
«Яндекс» обязан отвечать на все запросы, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства. Если запрос приходит на бумаге, он должен быть оформлен на официальном бланке ведомства, содержать контакты и собственноручную подпись уполномоченного лица, а в ряде случаев еще и должен быть заверен оригинальным оттиском печати. Запрос в электронной форме считается обязательным для предоставления ответа только в том случае, если он заверен усиленной квалифицированной электронной подписью», — говорится в сообщении.

Наибольшее количество запросов приходит по пользователям сервиса «Яндекс.Паспорт», поскольку в нем хранятся основные регистрационные данные пользователей. Сервис получил 8,8 тыс. запросов за полгода. «Яндекс.Такси» получил 5280 запросов, «Яндекс.Драйв» — 706.

Газета.Ру, 26.10.2020, ""Яндекс" рассказал об интересе властей к пользователям": Вместе с отчетом за первое полугодие 2020 года «Яндекс» также опубликовал статистику за второе полугодие прошлого года. Всего за тот отчетный период было получено 14 638 запросов, из которых было отклонено 2 410. Лидерами среди сервисов по количеству полученных запросов также являются «Почта» и «Паспорт», а также «Такси» и «Драйв». — Врезка К.ру

"Коммерсантъ FM", 26.10.2020, "Яндекс" поделился запросами силовиков": Что же пытаются узнать уполномоченные органы и насколько их интерес связан с противодействием преступности? Об этом “Ъ FM” спросил бывшего сотрудника прокуратуры, советника практики информационных технологий юридической компании «Томашевская и партнеры» Романа Янковского: «Эти сервисы могут дать дополнительную информацию для вычисления нахождения человека. Я работал в прокуратуре, когда мы работали с сотовыми операторами, это был стандартный вариант отрабатывать мобильные телефоны, находящиеся в том районе, потом искать, где этот человек и в какое время находился, потом искать каких-то свидетелей или записи, чтобы вычислить конкретного человека. Мне кажется, это также может работать и с “Яндекс.Такси” тем же самым». [...]

Для чего же «Яндекс» первым из крупных игроков IT-рынка вынес этот сор из избы? Может, чтобы повысить лояльность пользователей в условиях конкуренции с другими экосистемами? Или компания ощущает чрезмерное давление силовиков и таким образом пытается защититься? Начальник отдела информационной безопасности компании SearchInform Алексей Дрозд склоняется ко второй версии. В западном бизнесе не так давно возникло такое явление, как «свидетельство канарейки», и, похоже, «Яндекс» пошел по этому пути.

«Некоторые компании, особенно на Западе, помечают свои пользовательские соглашения, какое-то предложение, допустим: мы никогда не отдаем силовикам данные наших пользователей. И вдруг в какой-то год это сообщение исчезает, и люди это замечают. По сути, “Яндекс” сделал такой шаг. Во-первых, мы интересны силовикам, во-вторых, очень интересны силовикам. Публикация такого отчета позволяет сбить спесь с органов, которые запрашивают»,— считает Дрозд. — Врезка К.ру

Какие данные раскрывает Google

Один из основных конкурентов «Яндекса» в направлении поиска, электронной почты и ряда других сервисов в России — компания Google — уже несколько лет регулярно выпускает отчет под названием Transparency Report, в котором раскрывает количество запросов от властей разных стран и сколько из них было удовлетворено. Google пока не публиковала статистику о запросах пользовательских данных в России в первом полугодии 2020 года. Но с июля по декабрь 2019-го компания получила 258 запросов на раскрытие пользовательских данных от органов государственной власти страны. Из них только в 23% случаев Google предоставила «некоторые данные» государственным органам.

Кроме личной информации госорганы отправляют Google запросы на удаление контента. За истекшее первое полугодие компания получила 12,7 тыс. запросов от органов власти на удаление данных. Из них 44% было связано с нарушением авторских прав, 18% касалось вопросов национальной безопасности, 13% — товаров и услуг, подпадающих под действие специальных законов. При этом около 16% от всех запросов Google отклонила. В частности, компания может отказать в удалении данных, если запрос не содержит точной информации, что именно государственные органы требуют удалить (например, может быть не указан URL), не все распоряжения суда, которые присылаются в запросах, требуют от Google конкретных действий и т.д., отмечается в отчете.

Кроме того, Google рассказывает о запросах государственных органов, которые вызывают общественный интерес. Так, в первой половине 2020 года Роскомнадзор потребовал, чтобы Google удалила из результатов поиска четыре ссылки, где пользователям предлагалось купить пропуск для выхода из дома во время режима самоизоляции. Компания частично удалила запрос: исключила три ссылки из поиска в России. По четвертой ссылке меры не приняли — она не индексировалась в поисковой системе Google.

Представитель «Яндекса» сообщил, что компания не планирует публиковать отчеты о запросах властей на удаление контента.

Как с "Яндекса" спрашивают о данных пользователей
В 2017 году Служба безопасности Украины обвинила «Яндекс» в передаче данных украинских пользователей российским спецслужбам, в подразделениях компании в Киеве и Одессе прошли обыски. В компании тогда заявили, что не передавали персональные данные своих украинских пользователей на обработку спецслужбам России.
«Ни у сотрудников «Яндекс.Украина», ни у руководства украинского подразделения не было доступа к персональным данным пользователей «Яндекса». Защита персональных данных наших пользователей во всех странах, где мы предоставляем сервисы, является наивысшим приоритетом. В частности, для обеспечения этого данные о пользователях обезличены и анонимны», — ответили в компании.
В «Яндексе» тогда уточнили, что для раскрытия тех или иных данных о пользователях правоохранительным органам разработчику необходимо убедиться в обоснованности такого требования со стороны властей, а также получить соответствующее решение суда.
Тогда же, в мае 2017 года, президент Украины Петр Порошенко подписал указ, который запретил работу в стране «Яндекса», а также социальных сетей «Одноклассники», «ВКонтакте» и ряда других российских сервисов.

"Компания", 26.10.2020, "Осторожно: "Яндекс" открывается": Экс-советника президента по Интернету Германа Клименко удивляет, что опубликованная «Яндексом» информация вызвала такой широкий резонанс. При том что, по его оценкам, на фоне аналогичных запросов, отправленных в банки, «результаты» «Яндекса» очень скромные.

«Ничего необычного в том, что "Яндекс" опубликовал результаты сотрудничества с правоохранительными органами, нет, — подчеркивает Герман Клименко. — Российская IT-компания давно обещала привести цифры, так же как она публикует статистику "забвения". В целом они ожидаемые. Я знаком с материалами стандартных уголовных дел по наркотикам, в которых фигурируют сервисы "Яндекс.Кошелька" как средства оплаты, "Почты" — для переписки с дилерами. Точно такие же запросы и статистику по ним публикует Telegram».

Поскольку нет единого реестра по этим обращениям ни у Роскомнадзора, ни у МВД, нет и разбивки по уголовным статьям. В условиях отсутствия детализированной статистики по уголовным статьям как причинам обращения в «Яндекс» общество подозревает, что поводом для этого становится желание властей установить слежку за законопослушными гражданами. — Врезка К.ру

Drudge Report Рейтинг@Mail.ru

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru