Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Инфоликс", 25.07.2019, Фото: Forbes.ru, chernovetskiy

"Золотой рейд" Сергея Янчукова

Как зять киевского экс-мэра организует преследование конкурентов и наваривается на сиротах, прикрываясь благотворительностью

Сергей Антипов

Сергей Янчуков
Сергей Янчуков
Среди самых знаменитых неудачников в истории встречались и цари, и богачи, усыпанные золотом в прямом смысле. Ну вот скажем, фригийский царь Мидас. Не жилось ему спокойно на царстве в своем дворце, жадность обуяла — попросил у бога плодородия, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Исполнилось. Мидас чуть не помер от голода и жажды, потому что и хлеб, и вино, и вода — все обращалось в золото…

Там, где золото встречается с беспредельной алчностью, дело всегда заканчивается крахом. Вот и скандально известный одесский мажор, украинско-российский рейдер Сергей Янчуков так сильно хочет прибрать к рукам чужое золото, что оно как сквозь пальцы просачивается, а вместо золотых гор вокруг вырастают уголовные дела, суды да криминальные разборки.

Напомним кратко историю «золотых» злоключений Янчукова. Зять бывшего мэра Киева Черновецкого (по кличке Леня-Космос) развернул бизнес на средства украинского олигархического клана, но потерпев неудачи в нефтепромысле, ударился в золотодобычу. Решил добыть себе золотой прииск рейдерским способом. Принадлежащая Янчукову группа компаний «Мангазея», получив авансом операционный контроль над стратегическим для России Итакинским месторождением (более 50 тонн золота по закону о недрах), затем отказалась платить. Владелец лицензии Виктор Литуев обратился в Арбитражный суд г. Москвы и потребовал вернуть актив и выплатить неустойку. Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал. Но апелляционная инстанция восстановила справедливость: решением суда золотой актив стоимостью $100 млн должен быть возвращен Литуеву. Янчукову присудили выплатить неустойку в размере почти полумиллиарда рублей. Заседание кассационной инстанции 9 июля отменило решение судов двух первых инстанций и назначило повторное рассмотрение.

Казалось бы, рейдер Янчуков сдулся: начал проигрывать в судах. Видимо, судьи понимали, что захват стратегического месторождения человеком, который работает на деньги украинского олигархата — угроза для национальных интересов России.

Все изменилось в одночасье. Тихо, без объявления причин, вдруг были сняты санкции с Леонида Черновецкого и его сына Степана — «мозга украинской мафии», которого арестовывали в Испании. Указ о снятии санкций выглядел как тайный: никаких комментариев не последовало. Слухи ходили разные. Одни говорили, что это Янчуков замолвил слова за Черновецкого. Хотя не тот у него масштаб… Но занести, кому надо, наверное, может…Деньги-то не свои, семейные.

Леонид Черновецкий (слева) с сыном Степаном
Леонид Черновецкий (слева) с сыном Степаном
Ходила еще версия о том, что Янчукова хотят использовать для переговоров с Украиной. А может, сам Янчуков «надувал» таким образом свой ресурс.

Как бы там ни было, но после странного и не объясненного стране решения о снятии санкций с Черновецких у Янчукова снова «пошла масть». И тут он вконец отморозился. Действовать начал без оглядки на старые и новые грехи, которых накопилось немало.

Могочинский заложник

К оппоненту Янчукова по корпоративному спору вокруг золотого месторождения Егору Литуеву (сын владельца лицензии Виктора Литуева, генеральный директор ПАО «Ксеньевский прииск») в 7 утра 27 июня домой нагрянули силовики. Провели показательный обыск в присутствии малолетних детей. Затем оперативно увезли в Забайкальский край, в город Читу в качестве подозреваемого, потом сразу — в далекую Могочу, вотчину янчуковской Мангазеи, за 700 км от административного центра. Вопреки всем разумным основаниям, Литуева повезли в Могочинский районный суд для избрания меры пресечения. «В соответствии с нормами, регулирующими уголовной процесс в РФ, избрание меры пресечения производится по месту производства предварительного расследования — г. Чита, либо месту задержания подозреваемого, т.е. в Москве, — говорит адвокат Литуева Сергей Малюкин. — Следователь по собственному усмотрению, без законных на то оснований, принял решение о направлении ходатайства об избрании меры пресечения именно в Могочинский районный суд.» Понятно почему — ведь Могоча — территория принадлежащей Янчукову компании «Мангазея»

Оказалось — за обысками и задержанием стоит все тот же Сергей Янчуков. Именно он написал заявление на Егора Литуева и инициировал Дело о растрате и хищении, возбужденное СЧ СУ УМВД России по Забайкальскому краю (ст. 160 УК РФ). Янчуков выступил в заявлении как генеральный директор ООО «Верхнеамурские промыслы», которое с 24 апреля уже не является акционером прииска, поскольку суд постановил передать акции прииска Виктору Литуеву. То есть, по закону Янчуков не имел никаких полномочий подавать это заявление.

«О заказном характере дела говорит тот факт, что на Литуева заранее был выписан „one way ticket“ — билет в одну сторону. После двух дней дороги уже было предъявлено обвинение. Непонятно, когда следствие успело проанализировать изъятые документы и исследовать доказательства. Были проведены лишь дежурные допросы», — продолжает адвокат Сергей Малюкин.

Но так как по ст. 160 УК РФ запрещено сажать предпринимателей, для надежности добавили еще пару статей. Внимание — о незаконной вырубке леса! Статья 260 УК РФ. Дело возбуждено в апреле 2019 г. — в отношении неопределенного круга лиц, так как кто именно вырубил интересующий следствие лес, не известно до сих пор, однако для утяжеления ст. 160 УК РФ данный факт подошел как нельзя лучше. Несмотря на то, что ни генеральный директор, ни сам прииск лес не вырубал, это делала подрядная организация, — никто не стал даже заслушивать настоящих «рубщиков». К тому же, лес вырубался не для коммерческой продажи, а в рамках отработки лицензии по добыче россыпного золота. Это абсолютно нормальная практика, но из-за пробелов в законодательстве происходит неправильная оценка деятельности по рубке леса. К тому же, при гендиректоре Литуеве прииск рекультивировал 600 га леса. Того самого, в вырубке которого его обвинили. Янчукову всегда и все хорошо было известно о работе «Ксеньевского прииска», поскольку это публичное акционерное общество, и отчёт о его деятельности публикуется в открытых источниках.

«К часу ночи Литуева доставили в изолятор временного содержания г. Могоча, а в 9 утра уже было назначено рассмотрение ходатайства следователя об аресте, причем, время для рассмотрения ходатайства у суда было до вечера субботы, однако суд приступил к рассмотрению именно утром. После того как суд узнал, что Литуев является подозреваемым и ему не предъявлено обвинение, суд объявил перерыв до обеда и по странному стечению обстоятельств следовательно «на коленке» предъявила обвинение и заседание продолжилось с новым статусом Егора в качестве обвиняемого», — детализирует адвокат. Так, Могочинский райсуд быстренько переквалифицировал Литуева-младшего из подозреваемого в обвиняемого и избрал арест в качестве меры пресечения.

Отец задержанного Виктор Литуев в интервью РБК заявил, что считает задержание сына «наездом, осуществленным руками правоохранителей». По его словам, сына используют в качестве «заложника» в преддверии судов о судьбе Итакинского месторождения.

Ностальгия по 90-м

Cпор хозяйствующих субъектов вокруг стратегического актива продолжается. Но укроолигарха, прославившегося скандалами во всех своих бизнес-партнерствах, цивилизованный формат выяснения отношений не устраивает. Янчуков решил реанимировать старую схему из лихих 90-х: замена гендиректора и захват предприятия. Литуева-младшего держат под арестом до 18 августа, а Янчуков инициирует заявление в налоговую службу о смене генерального директора компании «Ксеньевский прииск». При этом, он игнорирует не только устав общества, но и законодательство РФ, согласно которому для такого действия необходимо согласовапние с общим собранием участников, в том числе согласие второго акционера, а именно — Литуева-старшего.

Опять не свезло. Бумажное маски-шоу не прокатило. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по г.Чите отказалась менять гендиректора прииска. Мало того, Арбитражный суд Забайкальского края запретил инспекции ФНС вносить изменения и производить регистрацию изменений в сведения Единого государственного реестра юрлиц о смене Литуева.

Видимо, Янчуков не всех судей и силовиков в Забайкальском крае успел купить на деньги клана Черновецких…

Кривое зеркало Янчукова

Накатать донос на партнера, чтобы отнять бизнес — фирменный стиль Янчукова. Точно так же когда-то он поступил с бывшим партнером по компании White Tiger Gold (WTG), обладавшей лицензиями на добычу золота в Забайкалье и Магаданской области Максимом Финским. Янчуков накатал на него заявление в правоохранительные органы, обвинив в мошенничестве.

При этом, хорошо известно, что сам Янчуков сидел в СИЗО элементарно за невыплату зарплат собственным рабочим. Когда дело касается Янчукова, даже «хорошими делами» можно прославиться в плохом смысле.

История с внешней «благотворительностью» Янчукова традиционно обросла громкими скандалами. Так, Янчуков на правах рекламы публиковал материалы о том, что его компания «Мангазея» больше 6 лет помогала школе-интернату им. Преподобного Сергия в деревне Топорково Московской области, учредителем которой является Троице-Сергиева лавра. При этом, даже сотрудники интерната были в курсе, что помощь эта оказывалась на деньги украинского клана — фонда Chernovetskyi Investment Group, управляемого братом-мафиози супруги Янчукова. Сама дочь экс-мэра Киева Кристина Черновецкая возглавила попечительский совет школы. Во-вторых, с самого начала «невиданной щедрости» кривой почерк рейдера-неудачника оставлял в благотворительных делах грязные кляксы. Взять хотя бы тот же полиграф. Янчуков привык мерять людей по себе, во всех и каждом видеть подвох и не доверять никому. Хорошо известно, как в его компании «Мангазея» сотрудники при приеме на работу проходили проверку на детекторе лжи. Ровно такую же проверку пришлось проходить и преподавателям православного интерната для детей-сирот.

Один из сотрудников интерната, преподаватель биологии и химии Алексей Сивухин написал об этом Открытое письмо Партриарху Всея Руси Его Святейшеству Кириллу. «У Троице-Сергиевой Лавры нет денег для финансирования интерната… И вот пришли люди из большого бизнеса. Появился спонсор — Кристина Леонидовна Черновецкая, дочь бывшего мэра города Киев. И она устанавливает свои правила и порядки в интернате…. Для меня является неприемлемым прохождение такой процедуры как детектор лжи (а это обязательное условие работы в интернате, выдвинутое Кристиной Леонидовной), альтернативой которому служит увольнение с работы. Сотрудники, вынужденные идти на эту унизительную процедуру, боятся потерять работу, даже при том, что им уменьшают зарплату, боятся потерять крышу над головой, в связи с тем, что многие живут в отдельном корпусе на территории интерната. Чему тем самым хочет научить Кристина Леонидовна и формальные руководители интерната детей — сирот, воспитанников учреждения? Да и самих детей в первую очередь проверили на наркотики… И проверка на детекторе лжи — это далеко не все, что сейчас происходит в стенах интерната».

Полиграф — самая невинная «шалость» укроолигарха в игре в «доброго дядю». Просто дополнительный штрих к портрету. На фоне саморекламных и самохвальных статей Янчукова в СМИ появилась информация о том, что Янчуков и его супруга Черновецкая внезапно решили прекратить финансировать подопечный интернат для детей-сирот. Сообщил об этом информационный ресурс altgazeta.ru, победитель в номинации «Лучший сайт печатного издания», конкурса медиа-сайтов Московской области «Точка.РУ», организаторами которого выступили Союз журналистов Московской области и Главное управление по информационной политике правительства Московской области. Оказалось, ничего внезапного тут нет, а все вполне объяснимо.

Снять маску благотворителя Янчукова вынудил громкий скандал вокруг церковных бюджетов, разразившийся ровно год назад. Говорят, многомиллиардный церковный бизнес решили «прошерстить» силовые структуры, с участием ФСБ. Начали проверки среди подрядчиков РПЦ, после которого последовала громкая отставка директора «Софрино».

Аудит прошел и в знаменитой Троице-Сергиевой Лавре. Команда оперативников выяснила, что наместник Лавры Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност допустил к церковному бизнесу сомнительных людей, которые совершенно нецелевым образом расходуют средства, выделяемые на проекты Лавры. Проанализировав расходы с 2014 по 2017 год, оперативники установили, что около 30% финансовых потоков Лавры прошло через структуры Сергея Янчукова, в том числе, через его компанию «Мангазея». В числе прочих, была выявлена хитрая схема, благодаря которой бюджет Троице-Сергиевой Лавры ежегодно «сливался» в качестве спонсорской помощи Янчукова и его «Мангазеи» Сергиево-Посадской Школе-интернату им. Преподобного Сергия. Миллиарды, выделенные на реставрационные работы в Лавре, также по большей части прокручивались через компании Янчукова и клана Черновецких.

Вскоре после этих разоблачений, а именно — в конце февраля 2019 года последовала внезапная отставка наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста. Наблюдатели связывают это внезапное отстранение от церковной должности именно с темными «благотворительными» делами укроолигарха Янчукова и его некровной родни…

Про детей в этой битве за золото церкви, конечно, тут же забыли. Сейчас их раскидывают по другим детским домам. «На данный момент ситуация в интернате напряжённая, — рассказывают преподаватели, — Взрослые заигрались, и на первый план вышли не судьбы детей, а деньги».

Янчуков, конечно, по большому счету — лузер-мажор, но не совсем такой, как царь Мидас. Потому что если в руках у первого все превращалось в золото, то у Янчукова — в пепел уголовных дел и разбитых судеб.

Окученный регион

Янчуков, видимо, хорошо поработал на земле, в труднодоступном для справедливости Забайкальском крае. Но, как показывает пример местного ФНС, купить можно не всех и не каждого.

Потому что логика подсказывает: судьба будущего Итак — это вопрос федеральный. В условиях, когда государство слишком много поставило на золото, вряд ли федеральный центр потерпит, чтобы на российских стратегических запасах наживались укроолигархи. И неважно, под санкциями они или нет. Их суть от этого не изменилась.

Весь мир знает, что рейдерство сегодня — огромная проблема для Украины. Украинские регистраторы легко могут переписать недвижимость, землю или целый бизнес на нового собственника. Причем, прежний владелец может даже ничего об этом не знать. Экономика страны на этом теряет миллиарды. Ведь именно из-за угрозы рейдерского захвата на украинский рынок не заходит иностранный бизнес.

Пытаясь с помощью доносов, поклепов, подкупов и наездов овладеть стратегическим месторождением золотых запасов России, Янчуков и его украинский клан хотят накрыть нашу экономику непроглядным железным занавесом. В этой ситуации хочется поинтересоваться у забайкальских силовиков — они в курсе, кто именно заказывает музыку?

Другие материалы раздела:
Дорогой мэр Черновецкий
Израильское гражданство мэра
Арест сына в Испании
Дочь в Париже ограбили на $6млн
Золотая лихорадка Янчукова
"Золотой рейд" Янчукова

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru