Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Андрею Костину насудили зачистку

РКН заблокировал около 1000 интернет-публикаций о главе ВТБ и его отношениях с журналисткой ВГТРК Аскер-заде

Оригинал этого материала
© "Ведомости", 04.04.2019, Роскомнадзор массово блокирует статьи о ВТБ и его президенте, Фото: via ZdavNews.ru

Ксения Болецкая, Екатерина Брызгалова

Compromat.Ru
Андрей Костин и Наиля Аскер-заде
Сервис блогов «Яндекс.Дзен» удалил опубликованное 2 апреля расследование проекта Baza об апартаментах, которыми сначала владел ВТБ, а потом журналист ВГТРК Наиля Аскер-заде. Об удалении материала Baza сообщила в своем Telegram-канале, текст расследования доступен на сайте проекта. «Дзен» получил жалобу на материал, поскольку тот содержит оскорбление или клевету, объяснил представитель сервиса, но не ответил на вопрос, от кого получена жалоба. Также «Дзен» получил уведомление Роскомнадзора, который указал, что материал Baza содержит информацию, распространение которой в России запрещено. Служба сослалась на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по иску ВТБ о защите деловой репутации, вынесенное в ноябре 2018 г. Это решение касалось публикаций, в большинстве из которых были упомянуты ВТБ, президент банка Андрей Костин и Наиля Аскер-заде. Если бы «Дзен» не удалил статью Baza, страница с этой публикацией была бы заблокирована.

Представитель Роскомнадзора подтвердил, что направил такое уведомление «Яндексу». Он не раскрыл, какие именно сведения в материале Baza Роскомнадзор признал запрещенной информацией. На аналогичный вопрос самой Baza сотрудники Роскомнадзора также не ответили, сказал «Ведомостям» сооснователь издания Никита Могутин.

На основании ноябрьского решения суда и аналогичного ему решения, вынесенного тем же судьей Нестеровым в сентябре 2018 г., Роскомнадзор уже заблокировал около 1000 ссылок на интернет-ресурсы, следует из данных общественного проекта «Роскомсвобода». Столь массовая блокировка на основе всего двух судебных решений — прецедент для России, говорит руководитель «Роскомсвободы» Артем Козлюк.

[@bazabazon, 05.04.2019: Аскер-заде, Костин и квартира — эти слова позволят заблокировать любой материал на территории РФ. Юристы ВТБ в конце прошлого года добились уникального решения: суд встал на сторону банка и обязал Роскомнадзор блокировать любые публикации, где есть слова — Наиля Аскер-заде, Андрей Костин и квартира. Их использование в одном материале суд признал информацией — «порочащей честь, достоинство и деловую репутацию истца».
То есть любое издание, которое попытается опубликовать материал, содержащий эти три слова, ждет немедленная блокировка (мы проверили это на себе: подтверждаем — работает).
Взяв решение суда, юристы ВТБ кинулись защищать честь шефа. Как только появляются заветные слова, они стучат в РКН, которому ничего не остается делать, как блокировать всех, кто упомянул то, что нельзя называть.
Теперь, если вы хотите избежать блокировки и что-нибудь рассказать про Костина, Аскер-заде с квартирой, вы можете сделать это, используя "эзопов язык". Например, "Ведущей "России-1" Наиле Ахпер-бизе помог купить APARTMENT за 150 миллионов глава БТВ Андрес Костькин". Наиля Аскер-заде — женщина, способная заблокировать даже Telegram. — Врезка К.ру]

[The Bell, 05.04.2019, "Роскомнадзор массово блокирует статьи о Костине": The Bell нашел и изучил судебные решения по искам ВТБ, на основании которых принимаются решения о блокировках. Банк ВТБ обращался в Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области с требованием удаления материалов с упоминанием Костина и Аскер-заде не меньше четырех раз. Вот вкратце ход этих разбирательств:
Первое заявление поступило 11 апреля 2018 года, после серии материалов, напоминающих заказные. Тогда иск касался только 8 публикаций на сайте ustav.net. В решении говорилось, что установить автора и распространителя информации невозможно, но она содержит утверждения о противоправных действиях, которые не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию банка.
Но публикации в интернете продолжились, и летом 2018 года ВТБ снова обратился в суд с требованием удалить их еще с десятка сайтов вроде newsland.com, rucompromat.com и т.д. — суд объединил эти иски в одно дело, по которому в сентябре 2018 года также принял решение в пользу ВТБ. Большинство этих сайтов, так же как и Ustav, были в итоге удалены полностью, но материалы появились на других ресурсах.
Очередной иск от ВТБ поступил в суд в октябре 2018 года и уже через месяц также был полностью удовлетворен. Как раз на него, как утверждает «Яндекс.Дзен», ссылался Роскомнадзор, когда требовал удалить расследование с канала проекта Baza. В этом решении суда речь шла о публикациях на 14 сайтах (chel.pro, news-sirotin.com, rnbee.ru, kompromat1.net и другие). Сам иск и решение повторяли предыдущие два дела, но в решении не было ни слова о возможной блокировке похожего контента на других ресурсах.
Наконец, в конце 2018 года ВТБ снова обратился в суд. В резолютивной части решения, объявленной 11 февраля 2019 года, также говорится о полном удовлетворении иска: информацию, размещенную уже на 30 сайтах, среди которых оказались даже «Пикабу», соцсеть «Одноклассники» и LiveJournal, признали несоответствующей действительности и порочащей деловую репутацию. При этом достоверность самого контента не разбиралась. В этом иске представитель ВТБ снова ссылался на предыдущие судебные решения по искам банка, на основании которых материалы похожего содержания уже были удалены.
Чем все закончилось. В последнем решении суда сказано, что сведения в спорных публикациях о Костине, ВТБ и Аскер-заде «могут быть подтверждены только соответствующими вступившими в законную силу судебными, административными и внутренними актами организации». Но таких актов нет, так как соответствующие дела в отношении ВТБ или его работников, которые упомянуты в спорных материалах, никогда не рассматривались ни судами, ни правоохранительными органами. На этом основании суд постановил, что «такие факты не имели места в реальности, а потому не соответствуют действительности и носят явно порочащий характер».
Но самое главное — суд запретил «повторное воспроизведение и распространение» на территории РФ указанной на этих сайтах и порочащей репутацию ВТБ информации, а заодно — «на любых иных сайтах путем ее копирования, повторного воспроизведения, либо каким-либо иным образом». — Врезка К.ру]

В расследовании Baza, в частности, со ссылкой на данные Росреестра говорилось о том, что Аскер-заде владеет апартаментами в 1-м Зачатьевском переулке в Москве. Эти апартаменты в 2012 г. приобрел ВТБ, позднее они были проданы иностранному офшору, а в 2014 г. владелицей стала Аскер-заде. Росреестр подтвердил «Ведомостям» эту информацию.

Аскер-заде ранее была корреспондентом «Коммерсанта» и «Ведомостей», с 2011 г. работает на ВГТРК. В 2018 г. она стала лауреатом премии ТЭФИ как лучший интервьюер на российском ТВ. Костин и Аскер-заде не комментируют свои отношения. Аскер-заде и представитель ВТБ не ответили на вопросы «Ведомостей».

ВТБ начал жаловаться на распространение сведений, порочащих его деловую репутацию, летом 2018 г. «Ведомости» обнаружили в картотеке Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области сведения о 10 похожих исках банка. Девять из них были объединены в одно судебное производство, решение по ним было вынесено в сентябре 2018 г.: суд признал опубликованную на 16 новостных ресурсах информацию не соответствующей действительности, порочащей деловую репутацию ВТБ и запрещенной к распространению в России. В ноябре суд вынес практически идентичное решение еще по одному иску ВТБ, оно касалось 14 сайтов.

При этом суд постановил признать запрещенными не сами материалы, размещенные на этих ресурсах, а именно информацию (сведения) в отношении ВТБ и его сотрудников. В решениях судов цитируются абзацы из оспариваемых статей, но какие именно сведения признаются запрещенными, не конкретизируется.

Управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко называет массовые блокировки по иску ВТБ «правовым нигилизмом». Суд при вынесении решений нарушил сразу несколько правовых норм, уверен он. В частности, при установлении, соответствуют ли опубликованные сведения действительности или нет, суду необходим ответчик, указывает Кравченко, а суд даже не пытался привлечь администраторов сайтов к процессу. Также суд не указал в решении, какие именно сведения, по мнению истца, не соответствуют действительности и носят порочащий характер, говорит юрист. Наконец, нормам права противоречит применение данных решений для блокировки других сайтов, уверен Кравченко: «Невозможно автоматически применять решение по сведениям в конкретном тексте или текстах к любому другому тексту. Суд обязан каждый раз заново оценивать каждый текст. И у автора должно быть право доказать суду, что изложенная им информация верна».

Представитель Роскомнадзора подтвердил «Ведомостям», что после решений судов служба требовала удаления материалов о ВТБ, опубликованных не только на перечисленных в решениях суда ресурсах, но и на других сайтах. На каких основаниях служба признает тот или иной материал о банке и его сотрудниках запрещенным к распространению, представитель Роскомнадзора не сказал.

Могутин из Baza полагает, что Роскомнадзор вычищает материалы под «одну гребенку»: «В статье есть ВТБ, Костин и Аскер-заде? Значит, блокируем».

Сам «Дзен» уже не впервые удаляет посты после жалоб бизнесменов и компаний на оскорбление и клевету. Так, в середине марта по жалобе банка «Тинькофф» сервис заблокировал пост в канале «Адские бабки», который ведет журналист Александра Баязитова.

Руководитель правозащитной группы «Агора» Павел Чиков называет происходящее «цензурой рунета в интересах отдельных лиц». Он также уверен в противоправности использования таких схем блокировки без решения суда по каждой конкретной публикации.

Drudge Report Рейтинг@Mail.ru

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru