Компромат.Ru ®

Весь сор в одной избе

Домой | Форум | Почта

Библиотека компромата

Александр Соловьев не переплыл Каму и Буй

Экс-глава Удмуртии арестован за взятки в 140 млн руб. от дружественных подрядчиков, строивших мосты

Оригинал этого материала
© "Коммерсант", 05.04.2017, Глав регионов сменяют через СИЗО, Фото: ТАСС

Сергей Сергеев, Алексей Соковнин, Евгений Зайнуллин

Compromat.Ru
Александр Соловьев
Басманный райсуд Москвы отправил вчера на два месяца в СИЗО бывшего главу Удмуртии Александра Соловьева, обвиняемого в получении взяток на 140 млн руб. В столицу пожилого еще действующего главу региона доставили самолетом под конвоем из Ижевска в наручниках и с черным мешком на голове. В суде явно шокированный происшедшим господин Соловьев просился под домашний арест, в котором ему было отказано. По данным "Ъ", господина Соловьева, показания на которого дали другие фигуранты расследования, ждет участь экс-главы Коми Вячеслава Гайзера, обвиненного в итоге в организации преступного сообщества.

"Хотел бы просить, чтобы не арестовывали"

С ходатайством об аресте уже бывшего главы Удмуртии Александра Соловьева в Басманный суд обратился следователь ГСУ СКР Роман Мухачев, который совсем недавно закончил расследование уголовного дела о получении взяток экс-губернатором Кировской области Никитой Белых. Господин Мухачев просил отправить Александра Соловьева в СИЗО, так как он обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, может скрыться от следствия и суда, а также оказать давление на свидетелей по делу. Отдельно следователь отметил, что экс-глава региона свою вину не признал, а от дачи показаний отказался, сославшись на 51-ю статью Конституции.

66-летний Александр Соловьев выглядел откровенно плохо и путался в показаниях. Он даже не смог, например, назвать адрес, по которому прописан. Болезненное состояние господина Соловьева объяснялось тем, что некоторое время назад он перенес в Германии операцию по удалению почки, а кроме того, страдает от гипертонии. Правда, следователи подстраховались и на этот счет — привезли с собой врача из Удмуртии, у которого в последнее время наблюдался господин Соловьев. Тот заверил суд, что состояние здоровья обвиняемого не препятствует проведению с ним следственных действий и даже его нахождению под стражей.

В свою очередь, Роман Мухачев уточнил, что, по данным следствия, вина Александра Соловьева подтверждается показаниями свидетелей и фигурантов расследования, в частности, тезкой и однофамильцем экс-главы Удмуртии Александра Соловьева — бывшим замминистра транспорта и дорожного хозяйства республиканского правительства, который был задержан в октябре прошлого года по обвинению в превышении должностных полномочий (ст. 286 УК). Также представитель ГСУ СКР отметил, что все фигуранты дела находятся в Удмуртии и, оставаясь вне СИЗО, господин Соловьев может оказать на них давление или же скрыться за границей (по данным ФСБ, у него есть коттедж в Испании). Кроме того, при задержании у тогда еще действовавшего главы региона изъяли сразу два загранпаспорта — "обычный и дипломатический". Еще одним аргументом в пользу ареста явилась некая "оценка имущества" обвиняемого, хотя конкретная сумма не называлась. Прокурор поддержал ходатайство следователя, сам же Александр Соловьев выступил против СИЗО.

— Хотел бы просить, чтобы не арестовывали,— сказал он, поднявшись со скамьи подсудимых в зарешеченной клетке.

— Чем мотивируете? — поинтересовался в ответ судья Артур Карпов.

— Просто просьба и все. Не буду объяснять, что не убегу. Хотел бы, чтобы меня поместили под домашний арест,— коротко ответил экс-глава Удмуртии.

Его адвокат Галина Гамбург заявила суду, что все подозрения относительно возможности скрыться беспочвенны, а подозрения следствия основаны "на общих фразах и фантазиях". Она также уточнила, что господин Соловьев уже "не является губернатором", а потому у него нет подчиненных и ни на кого оказать давление он уже может, также подчеркнув: в материалах дела нет никаких данных о недвижимости ее подзащитного за рубежом. Адвокат просила оставить подзащитного на свободе или ограничиться в его отношении домашним арестом.

Следователь Мухачев на это заявил, что в СКР уже принято решение об объединении дела экс-главы Удмуртии с рядом других возбужденных в республике уголовных дел коррупционной направленности. Это был очевидный намек на возможную квалификацию действий фигурантов расследования по одной из наиболее тяжких статей УК — 210-й (организация преступного сообщества или участие в нем). Отметим, что именно такое преступление инкриминируется сейчас экс-главе Республики Коми Вячеславу Гайзеру, дело которого недавно завершил коллега господина Мухачева. Экс-главу Удмуртии суд отправил на два месяца в СИЗО.

Дела дорожные, дела семейные

Александр Соловьев был задержан сотрудниками ФСБ в Ижевске в понедельник вечером. А уже вчера утренним самолетом его доставили в Москву. Для еще действующего главы республики не стали заказывать спецрейс. Его отправили на обычном пассажирском самолете, правда приняв определенные меры безопасности. По словам очевидцев, оперативники ФСБ завели главу региона в лайнер, когда все пассажиры уже сидели на местах и ожидали взлета. "К самолету подъехала машина, и сотрудники ФСБ сопроводили на борт мужчину в наручниках и с черным мешком на голове",— сообщил "Ъ" очевидец. По прибытии в столицу чиновника первым вывели из самолета, посадив в бронированную машину, которую подогнали к трапу.

Из аэропорта Александра Соловьева сразу доставили в здание СКР в Техническом переулке, где следователь Мухачев допросил его. Затем чиновнику предъявили обвинение в получении взятки в особо крупном размере лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации (ч. 6 ст. 290 УК РФ). "Факты преступных действий выявлены Следственным комитетом совместно с оперативными службами ФСБ России",— заявила "Ъ" официальный представитель СКР Светлана Петренко.

По версии следствия, в 2014-2016 годах Александр Соловьев получил от представителей организаций, осуществляющих строительство мостовых переходов через реки Каму и Буй у города Камбарка в Удмуртии, взятки на общую сумму 139 млн руб., а также в виде доли участия в коммерческой организации стоимостью 2,7 млн руб. За это, по словам Светланы Петренко, Александр Соловьев должен был обеспечить внеочередную и незамедлительную оплату выполняемых работ из федерального и регионального бюджетов, выделение лицензий для геологического изучения участка недр и на их разведку, а также добычу песка и песчано-гравийной смеси.

[Газета.Ру, 04.04.2017, "Соловьева арестовали по наводке Соловьева": Кроме того, среди обвиняемых есть коммерсанты: гендиректор ООО «СП Мостострой-12» Александр Забарский, соучредитель ООО «СП Фоника» Сергей Полевиков и некий человек по фамилии Валеев. Всем им инкриминируют дачу взятки (ч. 5 ст. 291 УК РФ). В материалах дела также фигурируют несколько юридических лиц — это ООО «РИК», которое является концессионером на строительстве моста через реки Кама и Буй, ООО «Мостострой-12», которое является генеральным подрядчиком, ООО «Удмуртстальмост», ООО «Ресурс-Инвест», ООО «Дом-инвест», ООО «Строй-инвест», которые имели отношение к реализации проекта строительства моста. — Врезка К.ру]

Отметим, что громкому аресту экс-главы Удмуртии предшествовало другое расследование, которое в самой республике назвали "делом дорожников". Началось все с задержания в октябре прошлого года в Ижевске замминистра транспорта и дорожного хозяйства регионального правительства Александра Соловьева, который позже дал показания на своего шефа. По некоторым данным, полный тезка и однофамилец главы республики был с ним не только знаком по службе, но и поддерживал дружеские отношения и с ним, и с членами его семьи. В результате в Удмуртии его часто называли "Соловьев-маленький". Уголовное дело в отношении него за превышение должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ) возбудил следственный отдел республиканского УФСБ. Оперативники пришли за Соловьевым-"маленьким" после торжественного празднования Дня дорожника.

[Life.ru, 04.04.2017, "Золотые мосты. Глава Удмуртии слишком хорошо платил строителям": Стройка началась осенью 2013 года и должна была закончиться в сентябре 2016-го, но к этому времени мосты оказались не готовы. Позже сроки переносили ещё несколько раз — сначала на ноябрь 2016-го, потом на март 2017-го. Теперь мост обещают открыть только 17 июля этого года. […]
Инвестор строительства говорит, что чиновнику мог платить кто угодно.
— Идёт следствие, поэтому я не могу сейчас комментировать, — сообщил Лайфу гендиректор РИК Антон Мануйлов. — [Могу только сказать], что на стройке задействовано 70 компаний, мелких и крупных. […]
Впрочем, срыв сроков — не единственная проблема. В октябре 2016-го выяснилось, что к тому моменту строители полгода не получали зарплату, и на стройке работает всего 110 человек, которые к тому же испытывали недостаток в стройматериалах. Долг перед строителями тогда превысил 80 млн рублей. По состоянию на апрель 2017 года, долги по зарплате, согласно базе СПАРК, снизились до 9 млн рублей.
Как рассказал Лайфу источник в Роструде, "Мостострой-12" шесть раз за 2016–2017 годы уличали в нарушении трудового законодательства. Рабочим задерживали зарплату, а один раз после несчастного случая на производстве пострадавшему монтажнику-высотнику не выплатили компенсацию в полном объёме. А в последний раз на визит трудовых инспекторов вообще наплевали: им просто отказались предоставить документы для проверки.
Кроме того, выяснилось, что мост через Каму был построен с серьёзными нарушениями проектной документации. В частности, в процессе строительства железобетонные конструкции заменили на металлические, также была изменена система антикоррозионного заводского покрытия.
Ростехнадзор ещё в марте 2015-го поручил генподрядчику устранить нарушения, но тот предписание не выполнил и в итоге был оштрафован. Вместе с тем злые языки тогда говорили, что только на замене конструкций строители могли сэкономить чуть ли не миллиард рублей. Правда, о сокращении смет так никто и не заявил. Произошло ровно наоборот.
В ноябре 2016-го смета на строительство выросла почти на 400 млн рублей. Тогда бизнесмены объяснили это изменением экологических нормативов — появлением шумозащитных экранов, которых не было в первоначальном проекте. — Врезка К.ру]


Через месяц, 17 ноября, прошли обыски в офисе бывшего гендиректора ОАО "Автодормостпроект" Захара Милостивенко, который являлся зятем экс-главы Удмуртии — гражданским мужем старшей дочери Александра Соловьева Евгении Сирик. Сейчас господин Милостивенко является членом постоянной комиссии гордумы Ижевска по вопросам развития территории, градостроительства, землеустройства и экологии.

Кроме того, с обысками нагрянули и к депутату Госсовета Удмуртии и гендиректору ООО "Байконур" Александру Мурашову, которого также называют хорошим знакомым экс-главы Удмуртии. 100% акций ОАО "Автодормостпроект" принадлежит именно ООО "Байконур". В республике ходят упорные слухи, что компании господина Мурашова являются главными и едва ли не единственными поставщиками реагентов, в частности технической соли, для дорожного хозяйства региона. Он давно работал в связке с Александром Соловьевым, в том числе был его помощником, когда тот занимал пост сенатора в Совете федераций.

Интересно, что Александр Соловьев-"маленький" работал вместе с младшей дочерью своего друга и тезки Юлией Башковой. Она с 2010 года является замминистра транспорта и дорожного хозяйства. Выпускница Удмуртского госуниверситета по специальности "менеджмент", она начала делать карьеру еще в 19 лет в дорожной отрасли, в которой 24 года отработал будущий глава республики, в течение десяти лет (до 2003 года) возглавляя ее в качестве начальника ГУ "Управтодор Удмуртии". Дочь же в течение восьми лет являлась инструктором по спортивной части управления по изысканиям и проектированию автомобильных дорог и дорожный сооружений "Автодормостпроекта". Позже она стала замдиректора предприятия по экономике, а потом и его гендиректором. По некоторым данным, она, как и старшая сестра Евгения, занималась бизнесом, владея долей в компании, занимающейся разработкой гравийных и песчаных карьеров. Кстати, якобы именно в этой сфере работает и госпожа Сирик. При этом последняя в свое время являлась наряду с Александром Соловьевым-"маленьким" акционером Удмуртского промышленно-строительного банка, который лишился лицензии еще в 2011 году. Господин Соловьев тогда был одновременно и президентом кредитного учреждения. Таким образом, практически на всех руководящих постах предприятий, связанных с дорожным хозяйством республики, оказались родственники экс-главы Удмуртии или его хорошие знакомые.

***

Члены клана Александра Соловьева

Оригинал этого материала
© "МК", 05.04.2017, Глава Удмуртии потерял и мост, и пост, Фото: izvestiaur.ru

Ева Меркачева, Татьяна Антонова

Compromat.Ru
Александр Соловьев
[...] Евгения Сирик — старшая дочь, бизнес-леди. В настоящее время владеет компаниями по производству минеральных вод и продаже продуктов питания (ООО «Родник», «Хоттей» и «Евгеника»). Ранее — с 2012 года — госпожа Сирик была совладелицей ООО «Нерудпром». По данным налоговых органов, в ее руках была 25%-ная доля в уставном капитале компании. Фирма занималась разработкой гравийных и песчаных карьеров. 28 декабря прошлого года компания была ликвидирована.

Захар Милостивенко — гражданский муж Евгении Сирик. В настоящее время он является депутатом регионального парламента. В недавнем прошлом был гендиректором одной из крупнейших дорожных компаний Удмуртии — ОАО «Автодормостпроект». Эта организация является одним из ключевых игроков на рынке дорожных тендеров Удмуртии, занимается созданием проектов дорог и мостов в регионе, инженерными изысканиями, экспертизой проектной документации. За один только 2016 год компания взяла 45 контрактов, став, по сути, монополистом. При этом, как следует из сведений портала госзакупок, в подавляющем большинстве случаев именно эта фирма была единственным участником конкурсной гонки. В результате общая сумма выручки по прошлогодним контрактам составила 166,5 млн рублей. Главным заказчиком в тендерах выступало министерство дорожного хозяйства и транспорта Удмуртии. В настоящее время пост замминистра этого ведомства занимает младшая дочь Соловьева — Юлия Башкова. А в 2007 году она была… гендиректором «Автодормостпроекта».

Еще один дорожный гигант региона — ГУП «Удмуртавтодор», во главе которого стоит Александр Корепанов. Его, по словам ижевских общественников, связывают близкие отношения с Башковой. Ежегодно руководимая им компания выигрывает по 150–200 тендеров, что так же, как и в случае с проектной фирмой депутата Милостивенко, является абсолютным и безоговорочным рекордом. Выручка за 2016 год — 4 млрд 550 млн рублей. Учредителем компании, по данным налоговиков, числится Миндортранс Удмуртской республики. И он же является ключевым заказчиком на услуги фирмы. Участник в тендерах был один. Он же и брал контракт без боя по максимальной цене.

Наконец, третий важный игрок удмуртского дорожного бизнеса — ООО «Байконур». Оно является головной организацией по отношению к проектировщикам-монополистам — «Автодормостпроекту». Сам «Байконур» занимается оптовой торговлей промышленными химикатами. Наиболее ходовой товар — минеральный концентрат «Галит», дорожная соль-реагент. Владеет соляным бизнесом еще одно звено клана — Александр Мурашов. Сейчас он депутат регионального Госсовета, а ранее — помощник Соловьева.

Справка "МК"
[...] За последний год задекларированный доход Александра Соловьева увеличился почти в 2 раза. В 2014 году экс глава республики заработал 4,95 млн рублей, а в 2015 году — 8,69 млн рублей. Он занимает 19-ю строчку в рейтинге самых состоятельных глав регионов. Улучшилось и финансовое положение его супруги. В 2014 году она получила 195,5 тысячи рублей, а в 2015-м — 562,3 тысячи рублей. Однако имущества у семьи Соловьева за это время стало меньше. В 2014 году экс-глава Удмуртии владел 4 земельными участками, к 2015 году осталось только 2 из них, правда, самых больших — на 3710,5 и 2148 м2; а у супруги Соловьева больше нет Mercedes-а S класса. Однако в собственности у Александра Соловьева по-прежнему остается дом площадью 412 м2, машино-место 16 м2, Tyota land cruiser, 3 автоприцепа, катер, снегоход и снегоболотоход. В собственности Соловьевых также четырехкомнатная квартира. Супруга экс-губернатора владеет двумя земельными участками — 350 и 1000 м2.

***

Оригинал этого материала
© ТК "Дождь", 04.04.2017

Сгорел на мосту: как первый в Удмуртии частный дорожный проект закончился арестом губернатора

Анастасия Михайлова, Маргарита Лютова

[...] Соглашение о строительстве мостов через реки Кама и Буй было подписано еще в 2012 году, при прежнем главе республики Александре Волкове. Проект активно продвигали на федеральном уровне — это была первая региональная стройка с привлечением частных инвестиций, а не полностью за государственный счет. Инвестором согласился стать ВТБ, об участии банка в проекте заявлял сам президент группы Андрей Костин.

Соглашение Удмуртия подписала со специально созданной проектной компанией — ООО «Региональная инвестиционная компания» (ООО РИК) — консорциум тюменской строительной компании «Мостострой-12» и поставщика металлоконструкций «Тюменьстальмост». А ВТБ договорился выступить кредитором.

Стоимость строительства мостов и подъездных дорог к ним оценивалась в 15,3 миллиарда рублей. Предполагалось, что государство даст на строительство менее 20% от этой суммы (3,8 млрд), остальное — привлечет инвестор за счет собственных и заемных средств. Проезд по мостам будет платным, инвестор будет собирать деньги за проезд, а если не наберется на заранее оговоренный минимум — разницу доплатит региональный бюджет. [...]

При Соловьеве ООО «РИК» пришлось заново договариваться с ВТБ о финансировании, чтобы стройку можно было продолжить. Тогда могли появиться и новые условия со стороны региона, говорит человек, знакомый с ходом переговоров. Проект получил господдержку на федеральном уровне: Минэкономразвития включило мосты в специальную программу поддержки проектов, по ней ВТБ получил в ЦБ дешевый заем, благодаря которому мог кредитовать стройку на льготных условиях по сравнению с рыночными ставками на тот момент. Тогда же изменилась и структура собственности ООО «РИК».

Ее крупнейшими акционерами, по данным СПАРК на сентябрь 2014 года, остались кипрская Kelsteno Management LTD (51%) и зарегистрированная в Белизе Tusnelda Corporation (21,25%), а новыми совладельцами стала группа ВТБ черед структуру ООО «Оператор скоростных магистралей» (15%) и ОАО «Банк Народный кредит» (12,75%). Последний, правда, еще в октябре 2014 году лишился лицензии, а его руководство проходит по другому делу о хищении средств.

Трудности сохранились и на строительстве в Удмуртии. Ввод мостов в эксплуатацию не раз переносился. Еще в середине прошлого года мосты планировали запустить осенью и даже позвать на открытие президента Владимира Путина. Но сроки перенесли сначала на март 2017 года, потом на июль. ООО «РИК» не платила строителям, указывал глава Минтранса Удмуртии Виктор Вахромеев [...]

Одновременно стало известно о финансовых проблемах подрядчика проекта — компании «Мостострой-12». Как утверждал в комментариях РБК представитель акционеров компании Александр Забарский, сначала «Мостострой-12» по инициативе госзаказчика лишился крупного господряда в ЯНАО, а потом проблемы возникли и на мостах в Удмуртии. Забарский говорил, что бывший гендиректор ООО «РИК» и совладелец «Мостостроя-12» Сергей Полевиков размещал деньги, которые выделялись на строительство, в банке «Пересвет», который впоследствии рухнул.

По словам Забарского, так в «Пересвете» пропали 1,8 миллиарда рублей. В конце прошлого года ВТБ заявил, что теперь «РИК» будет под оперативным контролем банка, а «Мостострой-12» будет заменен на другого подрядчика. На какого именно, банк не раскрывал. Представитель ВТБ оперативно не ответил на вопросы Дождя.

Источник, близкий к одному из участников проекта, считает, что ВТБ, хоть и был кредитором проекта и с конца прошлого года контролирует ООО «РИК», к уголовному делу экс-губернатора Соловьева никакого отношения не имеет. Более того, сам банк мог столкнуться с давлением бывшего главы республики, рассуждает он. [...]

***

Вне конкуренции

Оригинал этого материала
© "Трансперенси Интернешнл — Россия", 05.04.2017, Коррупция в дорожном строительстве Удмуртии: за что задержали главу республики Александра Соловьева

[...] Центр “Трансперенси Интернешнл — Россия” в Екатеринбурге проанализировал все связанные с дорожным строительством контракты Удмуртской Республики за 2016 год. Мы выяснили, что подавляющее большинство контрактов на ремонт и содержание дорог доставались государственному унитарному предприятию «Удмуртавтодор». Руководитель «Трансперенси Интернешнл — Россия» в Екатеринбурге Екатерина Петрова отмечает, что за год во всех тендерах отрасли вообще не было конкуренции: всего один электронный аукцион прошел с двумя участниками, но одного из них, крупного подрядчика, отклонили из-за непредоставления сведений об опыте работы. Победителем в этом тендере стала находящаяся в реестре недобросовестных поставщиков известная компания «Мостострой-11».

Во всех остальных случаях ГУП «Удмуртавтодор» получал контракты с нулевым снижением и 100%-й предоплатой. «Конкуренция на аукционах “убивается” так называемым объединением в один лот, — объясняет Екатерина Петрова. — Например, аукционы на содержание дорог во всем регионе в 2017–2018 годах были разделены на пять крупных лотов, в каждом из них — по несколько районов республики. Это позволяло заказчику установить дополнительные требования к участникам, например, по мощностям и опыту работы. Также значительным становилось обеспечение заявки. Всё это не позволяло более мелким подрядчикам, находящимся ближе к месту проведения работ, заявиться на аукцион. Затем “Удмуртавтодор” заключал договоры на субподряды с более мелкими подрядчиками, а материалы для выполнения работ закупал у дорожных предприятий, предположительно, приближенных к главе республики». [...]

Мы также обратили внимание на компанию ООО «Автодормостпроект». Все контракты на разработку проектов реконструкций, капитального ремонта или строительства новых дорог доставались им вне конкуренции. Критерии оценок в конкурсах составлялись точно под мощности и опыт этого предприятия. Объективно, для проектирования дорог такие требования излишни. У «Автодормостпроекта» был большой опыт работ и соответстующие мощности, потому что до недавних пор это было государственное предприятие, которым руководила дочь главы республики Александра Соловьева.

В 2015 году это предприятие было продано со всеми активами коммерсанту Александру Мурашову, который является депутатом госсовета Удмуртии от партии «Единая Россия». По сведениям СМИ, Мурашов давно дружит с Соловьевым. С 2013 года он был помощником Соловьева, в ту пору сенатора от Удмуртии; а с 2014 года — советником главы республики. С продажей предприятия связано отдельное уголовное дело, по которому в конце прошлого года в офисах фирм депутата Мурашова проходили обыски. Однако это не помешало уже через два месяца заключить с «Автодормостпроектом» контракт на проектирование проспекта Калашникова в столице Удмуртии Ижевске, причем аукцион имел признаки картельного сговора. [...]

 






Наверх

Другие материалы раздела:

Соловьев, взятки и Удмуртия
Семейные активы на 250 млн
Задержание Касимова
Задержание Милостивенко
Припадок вице-спикера Шаталова
Волков и Удмуртия=>

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - перекрестные ссылки между разделами

   




TopList



Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+