Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Тролли за смирение и духовность

Оригинал этого материала
© Slon.Ru, 19.05.2016, Фото: "Жэньминь Жибао"

488 млн постов в год. Как работает гигантская машина интернет-пропаганды Китая

Анастасия Зырянова

Compromat.Ru

17 мая ученые из Гарварда во главе с профессором Гэри Кингом, специалистом в области применения эмпирических методов в социальных исследованиях, опубликовали доклад под названием «Как власти Китая фабрикуют посты в социальных сетях с целью отвлечения пользователей без разжигания споров». Ученые проанализировали архив электронных писем, который в 2014 году выложил в Сеть китайский анонимный блогер Xiaolan. Этот массив содержит более 2300 писем, которые отправляли в 2013 и 2014 годах в Управление интернет-пропаганды области Цхангонг провинции Цзянси представители так называемой «50-центовой партии» (неофициальное объединение интернет-пользователей, распространяющих в интернете проправительственные идеи, то есть никакой политической партией оно, разумеется, не является).

По разным оценкам, численность китайской армии правительственных троллей может составлять от 250 тысяч до 2 млн человек (точных доказательств этих цифр не существует, предупреждают ученые). Кинг и его коллеги — первые, кому удалось досконально исследовать весь архив и более 43 тысяч упомянутых в нем постов членов «50-центовой партии» области Цхангонг. Экстраполировав эти цифры на весь Китай, исследователи насчитали, что в год машина пропаганды генерировала порядка 488 млн постов в интернете. Slon Magazine рассказывает, что еще удалось раскопать ученым.

В архиве, опубликованным Xiaolan, есть письма, содержащие, помимо текста, еще и различные скриншоты, документы Word, Excel и Powerpoint. Из-за их размера и подробности архива ученые почти полностью уверены, что он не является фальсификацией. «Нет никаких признаков, что он был образован каким-то автоматизированным способом, а создавать его вручную было бы громадной работой», — пишут ученые в своем исследовании. К тому же все данные пользователей из архива, которые подверглись проверке в ходе исследования, полностью подтвердились. Ученым удалось раскопать личные данные троллей — их имена, контакты, во многих случаях и фотографии, но они не имеют прав их публиковать.

В электронных письмах из архива ученые нашли отчеты о деятельности членов «партии» и доказательства их ответственности за выполнение заданий, полученных сверху. Название этой условной партии — «50-центовая» — происходит от слухов, что за каждый пост эти люди получают 50 центов (0,5 юаня, около 5 рублей). Однако ученые не обнаружили ни одного подтверждения того, что троллям вообще платят за эту работу — ни 50 центов, ни какую-либо другую сумму. 99,3% исследованных Кингом постов в интернете были инициированы более чем 200 правительственными организациями. Ученые предполагают, что раз тролли были госслужащими, судя по всему, такая служба являлась дополнением к их основным обязанностям. Возможно, это хотя бы влияло на их репутацию на работе. Но в целом исследователи не решаются заявлять, что это повсеместная в Китае практика.

Более половины исследованных постов представителей «50-центовой партии» были оставлены на правительственных сайтах (остальная часть — в соцсетях). При этом ученые обнаружили у них общую и совершенно удивительную особенность: тролли практически никогда не ввязывались в споры, не разжигали их и не писали оскорблений в адрес других стран. Их посты, как правило, носят воодушевляющий характер (порядка 80%) или являются неаргументированными предположениями (около 13%). Вот один из примеров такого комментария: «Глубокое уважение всем тем, кто внес большой вклад в процветание и успех китайской цивилизации! Народные герои бессмертны».

«Они не пытаются защитить правительство, его политику и лидеров от критики, даже самой резкой; они действительно стараются полностью избегать спорных вопросов. Вместо этого большинство их постов имеют воодушевляющий характер и являются позитивными обсуждениями общих ценностей. Это, как мы предполагаем, определенная стратегия, направленная на активное отвлечение внимания пользователей от бесконечной критики, жалоб и возможных массовых действий», — резюмируют ученые. По их мнению, китайские власти видят главную угрозу для себя не во внешнем враге, а в восстании собственного народа.

Команда Кинга вышла дальше за пределы архива Xiaolan. На основе его данных они разработали алгоритм, с помощью которого вычислили пользователей крупнейшей китайской соцсети Weibo, предположительно являющихся правительственными троллями. Под масками фальшивых аккаунтов с ними связывались, чтобы выяснить, действительно ли те работают по заказу властей, и задавали подобные, мягко сформулированные вопросы: «Я видел твой комментарий, он меня очень вдохновил. Я хотел поинтересоваться, сформирована ли твоя позиция в онлайн-пространстве чьими-либо инструкциями?» Разумеется, принимать за чистую монету ответы этих людей было сложно, ведь их работой является врать, объясняют исследователи. Однако 59% пользователей из тех, кому они написали, признались в том, что работают на правительство.

***

Как работает интернет-цензура в Китае

Оригинал этого материала
© Газета.Ру, 22.08.2014, Китай истребляет пятую колонну

Владимир Корягин

На фоне интернет-запретов в России «Газета.Ru» решила рассказать о том, как цензурируют Всемирную паутину в Китае, где вне закона не только Facebook и Twitter, но и некоторые словосочетания. Разобраться в китайской интернет-цензуре попробовали и исследователи из Гарварда.

«Великий китайский файрвол», появлением аналога которого в России пользователей пугают на протяжении последних лет, на деле является верхушкой айсберга интернет-цензуры в Китае. За порядком в китайском сегменте мировой паутины следят 2 млн специально обученных сотрудников местных правоохранительных органов, которые заняты мониторингом социальных сетей и расшариваемого контента. Их прозвали «большими мамочками». Имеются и провокаторы, скользкая работа которых оплачивается из государственного бюджета. Кроме того, существует и каста комментаторов, оставляющих под различными постами сообщения, восхваляющие деятельность Коммунистической партии Китая. По слухам, за каждый из таких комментариев они получают около $0,5, за что их в шутку называют «полтинными членами партии».

В целом китайская система по контролю интернета — квинтэссенция современных технологий и точечно используемых человеческих кадров.

В хитроумных сплетениях китайской системы интернет-цензуры попытались разобраться исследователи из Гарвардского университета. В частности, они пробовали понять, чего больше всего боятся власти КНР. Чтобы узнать, как работает китайская интернет-цензура, вооруженные знанием китайского языка ученые отправились прямиком «в тыл врага». А уже на месте они и вовсе «оторвались» в блогах, микроблогах и на разнородных форумах, популярных среди рядовых китайцев. О том, что из этого получилось, рассказывает статья, опубликованная в ночь на пятницу в авторитетном научном журнале Science.

Для того чтобы социальные сети было удобнее мониторить, власти Китая предельно ограничивают число доступных пользователям социальных сетей, площадок для дискуссий и расшаривания контента. Общеизвестно, что в стране находятся под запретом Facebook, Twitter и YouTube, а единственная доступная версия Google — гонконгская. Все эти запреты легко можно обойти с помощью VPN-сервисов, однако рядовым китайцам подобные технологии не известны, да и не нужны.

Последняя волна цензуры достигла и доморощенных мобильных мессенджеров: теперь в пользовательском соглашении появится пункт, согласно которому юзеру придется пообещать, что он будет «соблюдать законы КНР и защищать социалистический строй».

Поэтому простор для исследования у ученых все же остался, благо в 2011 году они уже проводили похожие изыскания, итогом которых явилась статья в журнале American Political Science Review. Тогда они выкачивали с китайских 1300 форумов сообщения за январь — июль и следили за дальнейшей судьбой порядка 170 тыс. постов.

Как оказалось, больше всего власти в Китае боятся обсуждения массовых протестов и любых других форм коллективного взаимодействия граждан. Тогда исследователи даже сравнили китайскую цензуру со слоном, пытающимся ходить на цыпочках.

Сообщения, которые пользователи оставляли на площадках, где не используется премодерация, удалялись в день размещения. Но удивительно другое: местные цензоры оказались не настолько привередливыми и суровыми, какими их малевали ученые. Сообщения на темы, которые исследователи заранее классифицировали как особо чувствительные, удалялись всего лишь в 24% случаев. В этом исследовании ученым не удалось рассмотреть целый сегмент сообщений, которые попросту не прошли особый фильтр, реагирующий на определенные слова и словосочетания, и не попали на сайты.

Ученые отдельно рассмотрели случаи, когда сообщения писались пользователями по следам неких горячих событий, которые могли бы спровоцировать массовые протесты.

Оказалось, что, когда такие события происходят, цензоры трут все сообщения без разбора, невзирая на градус патриотизма и иные признаки. Таким образом, они пытаются полностью обезопасить власти страны от массовых выступлений.

Теперь же исследователи вместе со своими помощниками создали около 200 аккаунтов на 100 популярных китайских площадках и разместили там 1,2 тыс. сообщений, в которых так или иначе «раскачивали лодку»: призывали к массовым выступлениям, когда происходили резонансные события, и обвиняли отдельных чиновников в коррупции, когда для этого появлялся повод. В каждом случае исследователи оставляли с разных аккаунтов как проправительственные, так и антиправительственные комментарии.

Ученым удалось установить, что сообщения, содержащие призывы к массовым выступлениям, подвергались цензуре на 20–40% чаще, чем остальные. Также выяснилось, что ключевые слова и словосочетания, на которые реагируют автоматические интернет-фильтры, варьируются от провинции к провинции. Так, некоторые темы, находящиеся под запретом в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, вполне могут обсуждаться в Шанхае.

В то же время сообщения, критикующие коррупцию среди китайских чиновников, удалялись крайне редко. Порой цензоры игнорировали даже те случаи, когда чинуш называли по именам.

Затем ученые создали электронную доску объявлений, являющуюся одним из самых популярных в Китае форматов интернет-общения. На ней они спросили, как избежать неприятностей, связанных с китайским правительством, и получили конкретный ответ: помимо автоматической системы фильтрации и цензуры, нужно использовать живого модератора, который точно удалит все то, что пропустила бездушная машина.

Исследование китайской цензуры осложняется смещенным медийным ландшафтом — в разных областях и провинциях в почете различные мессенджеры и площадки, полностью охватить которые пока невозможно. Ближайшая цель ученых — изучение аудитории мессенджера WeChat, китайского приложения, совмещающего в себе многие функции WhatsApp и Facebook. Число пользователей этого мессенджера с элементами соцсети уже превышает 400 млн человек.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru