Компромат.Ru ®

Весь сор в одной избе

Домой | Форум | Почта

Библиотека компромата

"Выбор у него был — или сесть, или сделать, что требуют"

Гендира РБК Молибога "взяли за яйца, чтобы его руками зачистить редакцию"

Оригинал этого материала
© "Новая газета", 16.05.2016, "Теперь каждый сам за себя", Фото: "Коммерсант"

Павел Каныгин

Compromat.Ru
Николай Молибог
В день, когда издатель уволил редакционных топов РБК, журналисты устроили прощальную пирушку. Скинулись по 500 рублей на вино и колбасу. Собрались в зале для планерок. Кто вел последний пятничный номер — приходили выпить и уходили. Вслед за отправленными в отставку шеф-редактором и главными редакторами Осетинской, Солюсом и Баданиным о своем уходе вчера сообщили также еще около десяти редакторов холдинга. Остальные сотрудники объявили, что продолжат работать как минимум до 30 июня, когда в объединенное издание назначат новое руководство. В отделе политики рассказали, что будут работать «до первой снятой заметки».

Отставка Осетинской, Баданина и Солюса стала неожиданностью для редакции. Большинство сотрудников узнало об этом утром в пятницу. Замглавного редактора газеты РБК Петр Мироненко сказал, что «такой развязки можно было бы ожидать, но все равно все надеялись, что обойдется».

На планерке Елизавета Осетинская сообщила, что уходить вслед за ней никого из сотрудников не призывает: «Каждый теперь пусть решает сам за себя».

Тучи вокруг РБК и его руководства стали сгущаться несколько месяцев назад. Недавно открытое уголовное дело, фигурантами которого могут стать топ-менеджеры холдинга Дерк Сауэр и Николай Молибог, в коллективе РБК расценили как начало атаки. Впрочем, атакованный Николай Молибог объявил накануне, что разошелся во взглядах на будущее холдинга с Осетинской и поэтому та должна уйти. Как выразился один из сотрудников газеты, «Молибога взяли за яйца, чтобы его руками зачистить редакцию». Впрочем, как сказали мне на прощальной вечеринке, к такому выбору коллектив отнесся с пониманием: «Выбор у него был — или сесть, или сделать, что требуют».

По словам сотрудников, вариантов того, как может разрешиться ситуация, тем не менее было множество. Один из них — уход Осетинской летом в академический отпуск — устраивал до недавнего времени стороны переговоров. Власти готовы были потерпеть. Впрочем, как говорят в редакции, все изменилось после публикации заметки о выращивании устриц напротив одной из «дач Путина» в Геленджике. Именно этот материал и стал последней каплей, уверены в газете.

***

Кремлевский чиновник: "В РБК доигрались, отморозились со статьями про офшоры"

Оригинал этого материала
© "Ведомости", 16.05.2016, Фото: ТАСС

РБК не одобрен в чтении

Ксения Болецкая

Compromat.Ru
Михаил Прохоров и Владимир Путин
В начале 2014 г. в РБК была создана объединенная редакция, теперь она фактически развалена. Это решение акционера РБК Михаила Прохорова, принятое под давлением чиновников, утверждают источники «Ведомостей» в холдинге.

Пятница, 13 мая, стала последним рабочим днем для шеф-редактора объединенной редакции РБК Елизаветы Осетинской, главного редактора сайта РБК Романа Баданина и главного редактора газеты РБК Максима Солюса. Больше десятка других сотрудников (главный редактор журнала РБК Валерий Игуменов, заместители главных редакторов и редактора отделов, а также специальные корреспонденты) в тот же день сообщили, что из солидарности покидают холдинг и работают только до 30 июня. До этой даты управлять объединенной редакцией остается Ирина Малкова, заместительница Баданина, затем она также уйдет. Формально врио шеф-редактора Малкова назначена не будет, заверил гендиректор РБК Николай Молибог.

Официально Молибог заявил, что смена редакторов РБК была его решением: «Гендиректор и редакция не смогли прийти к единому мнению по части важных вопросов». Подробностей он не сообщил.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что уход редакционного руководства РБК не связан с давлением властей. Прежде он отрицал, что Кремль вмешивается в редакционную политику СМИ, и уверял, что РБК это прекрасно известно.

Замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин заявил, что в смене команды РБК нет политической подоплеки, это экономический вопрос: «Менеджеры холдинга генерировали убытки, а не прибыль». Почему акционер меняет редакцию, а не генерального или коммерческого директора, Волин не объяснил.

В 2015 г. выручка РБК выросла на 3% и составила 5,1 млрд руб. В 2014 г. у РБК был операционный убыток, в 2015 г. бизнес стал операционно прибылен (13 млн руб.), а аудитория холдинга выросла — за счет мобильных пользователей (см. диаграмму). Но за счет давнего долга, унаследованного от предыдущих акционеров холдинга, чистый убыток РБК составил 4,7 млрд руб. Контрольным пакетом РБК с июля 2010 г. владеет Прохоров, остальные акции находятся в свободном обращении на Московской бирже. В ноябре 2012 г. бизнесом стал управлять Дерк Сауэр, основатель издательского дома Sanoma Independent Media, куда прежде входили «Ведомости». Сауэр пригласил в РБК Осетинскую, которую знал по «Ведомостям».

Осетинская сменила значительную часть журналистов на сайте, в газете и журнале: в РБК пришли работать бывшие сотрудники «Ведомостей», журнала Forbes, «Коммерсанта» и т. д. Помимо бизнес-новостей РБК стал выпускать все больше общественно-политических, особой популярностью пользовались антикоррупционные расследования РБК, в частности про людей, близких к президенту России Владимиру Путину: его предполагаемую дочь Катерину Тихонову, ее предполагаемого мужа Кирилла Шамалова и т. д.

Именно эти расследования, а также освещение украинского вопроса вызывали сильное раздражение чиновников, прежде всего сотрудников администрации президента России, утверждают собеседники «Ведомостей» в РБК и «Онэксиме», а также в правительстве России. Фигуранты расследований часто жаловались на РБК в администрацию, прежде всего первому заместителю руководителя администрации президента Вячеславу Володину. Молибог, Сауэр, сотрудники «Онэксима» и сам Прохоров получали звонки из администрации с требованием сменить редакционную политику РБК, утверждают собеседники «Ведомостей».

Посредником между акционерами и топ-менеджерами с одной стороны и редакцией — с другой выступал Сауэр. Он рассказывал редакции о недовольстве чиновников, но никогда не просил отказаться от каких-то расследований, утверждают сотрудники РБК: «Он всегда был на нашей стороне, мы как журналисты просто делаем свою работу».

Сауэр и стал первой жертвой. 22 июня 2015 г. РБК выпустил колонку директора Центра исследований индустриального общества Вячеслава Иноземцева, который нашел признаки нарождающегося фашизма в российском государственном строе. У здания РБК стали собираться манифестанты с лозунгами «Сауэр — агент НАТО», вспоминают сотрудники РБК. Отставки Сауэра потребовал председатель ЛДПР Владимир Жириновский. Сауэр ушел с поста председателя совета директоров РБК и стал вице-президентом «Онэксима», но неофициально продолжил работать с РБК. Он подтверждал «Ведомостям», что ушел из-за давления властей. В пятницу и выходные Сауэр не отвечал на звонки.

[Forbes.ru, 13.05.2016, "Из РБК уволились ключевые руководители": Разговоры о давлении на Михаила Прохорова, которого якобы вынуждают продать принадлежащий ему медиахолдинг, начались в середине апреля, после того как в офис принадлежащего ему фонда «Онэксим», а также в офисы ряда контролируемых фондом компаний, в том числе инвестбанка «Ренессанс Капитал», страховой компании «Ренессанс Страхование», энергетической компании «Квадра» пришли проверяющие Федеральной налоговой службы в сопровождении сотрудников ФСБ.
Тогда представитель «Онэксима» говорил, что визит был связан с проверкой налоговыми органами компаний группы. Однако реальной причиной визита, скорее всего, было давление на Прохорова, которого власти пытаются заставить продать РБК, рассказывали телеканалу «Дождь» два источника в самом медиахолдинге. При этом в редакцию РБК с проверками никто не приходил. Источник Forbes, близкий к правоохранительным органам, говорил тогда, что операция будет очень масштабной и затронет не только компании «Онэксима», но и лично Прохорова. — Врезка К.ру]


Еще несколько публикаций РБК вызывали бурную реакцию чиновников, но обострение произошло в начале апреля из-за статьи о панамских офшорах, рассказали в редакции. РБК не участвовал в расследовании, но после его публикации другими СМИ выпустил текст на первой странице газеты и сопроводил его фотографией Путина. Прохоров получил несколько звонков от разъяренных сотрудников администрации президента, рассказали сотрудники РБК.

[Газета.Ру, 13.05.2016, "Рано или поздно все равно бы взорвалось": Один из источников рассказывал, что негатив также вызвала фотография президента к статье о панамских офшорах, опубликованной в газете РБК. Претензии, по словам источника, заключались в том, что «ни к одной из офшорных компаний российский президент отношения не имеет», но, несмотря на это, в газете было опубликовано именно его фото. […]
Показатель EBITDA РБК за отчетный период вырос на 59% и составил 426 млн руб. Согласно неаудированным результатам, выручка РБК в первом квартале 2016 года выросла на 16% и составила 1,151 млрд руб. по сравнению с показателем за аналогичный период прошедшего года. Показатель EBITDA составил 68 млн руб. против убытка в 79 млн руб. годом ранее.
Акции медиахолдинга РБК подорожали более чем на 7% в ходе торгов на Московской бирже на фоне увольнения руководства в холдинге.
Прохоров приобрел 51,1% акций медиахолдинга РБК (тогда он носил название ЗАО «РБК-ТВ Москва») в 2010 году за $80 млн в ходе допэмиссии (около 2,56 млрд руб. по курсу того времени). Сейчас капитализация всего медиахолдинга оценивается в 2,1 млрд руб. (данные торгов на бирже за 13 мая). Источник, близкий к РБК и ОНЭКСИМу, ранее говорил «Газете.Ru», что в настоящее время долг холдинга составляет около $220 млн. На начало весны, по его словам, РБК был близок к договоренности с большинством держателей кредитных нот о конвертации долга в акционерный капитал. «Такая конвертация приведет к полному оздоровлению компании. По предварительным расчетам, после конвертации ОНЭКСИМ сохранит контрольный пакет акций РБК», — говорил собеседник «Газеты.Ru». По его словам, главная задача собственников — это «прибыльный холдинг в текущей деятельности и почти полностью освобожденный от долга». «А уж что ОНЭКСИМ дальше собирается делать с «очищенным» холдингом, загадка для меня, и это мало связано с политикой. Только бизнес», — подчеркивал источник. — Врезка К.ру]


В РБК доигрались, отморозились со статьями про офшоры, говорит высокопоставленный чиновник: в Кремле убеждены, что это была продуманная схема, что английский текст расследования был составлен так, что юридически не придраться, но расчет был, что его подхватят российские СМИ, неверно и грубо будут трактовать, добавят эмоции, устроят шумиху. РБК невольно участвовал в этой провокации — за это должны отвечать, объясняет чиновник: «Это война. Как вы хотели?»

У многих вызвало удивление, как РБК включился в освещение офшорного скандала: в те дни сайт РБК был похож на сводки из сайта оппозиции, рассказывает другой чиновник. РБК хотел быть впереди планеты всей, понятно, ради трафика, но чиновникам это не объяснишь, продолжает он: во всем видят конспирологию и политическую подоплеку. Другие СМИ так активно не участвовали, даже Reuters было более взвешенным, их интересовал не только Путин, заключает чиновник.

По словам бывшего замначальника управления внутренней политики администрации президента Алексея Чеснакова, одной из важнейших причин отставки руководства стало то, что РБК перестал быть системным ресурсом в глазах других игроков медиарынка. Невозможно быть бизнес-изданием, заниматься резонансными политическими расследованиями и надеяться на спокойное отношение конкурентов, объясняет Чеснаков: «Почему РБК дозволяется такое, а нам нет? Прохоров — он же не чужой человек для системы? Или запретите всем, или разрешите. Кремль должен создавать равные условия? Вот Кремль их и создает. Ничего личного.».

В середине апреля полиция, ФСБ и ФНС провели обыски и выемки документов в головном офисе «Онэксима» и подконтрольных ему компаниях — но не в РБК — в связи с возможным уклонением от уплаты налогов.

Еще до этих обысков Осетинская сообщила, что с осени станет учиться в Стэнфордском университете в США. Коллективу она объявила, что управляет редакцией до августа, но после обысков стало известно, что она передаст управление уже в мае.

А после майских праздников стало известно, что Главным следственным управлением ГУ МВД по Москве заведено уголовное дело по факту хищения 25% акций «Байт-телекома», бывшей дочерней компании РБК. Молибог заявил, что сделка полностью законна.

На следующий день после новости об уголовном деле, 12 мая, в газете РБК вышел текст, что напротив так называемого дворца Путина в Геленджике будут разводить устриц. Последовали новые звонки от акционеров, рассказывают сотрудники РБК, и вечером того же дня Молибог сообщил, что увольняет главного редактора газеты РБК Солюса. Осетинская и Баданин тут же заявили, что тоже уходят, большая часть редакторов тоже решила уйти. По просьбе Молибога, поддержанной уходящими главными редакторами, эти сотрудники останутся до 30 июня, чтобы РБК продолжал жить. Работать они обещают по тем же принципам, что и прежде.

«Михаил Дмитриевич [Прохоров] — человек достаточно самостоятельный, но, может, решил, что ему хватит головных болей», — сказал «Ведомостям» собеседник в Кремле.

«Руководство РБК неоднократно предупреждали, и вроде бы все начало успокаиваться, но статья про устриц вывела кого-то из себя, поэтому в Кремле реагировали быстро и жестко, — объясняет близкий к Кремлю человек. — Из альтернативы переждать и не публиковать расследования или принципиально не обращать внимания на то, о чем вели переговоры в администрации президента, там, видимо, предпочли второе, и власть должна была реагировать неожиданно и жестко».

Два собеседника, близких к РБК, говорят, что первым в отставку отправили именно Солюса — чиновники привыкли смотреть телеканал и читать бумажную газету, а не сайт. Еще несколько собеседников сообщили, что текст про устриц был лишь поводом для увольнения. Солюс также убежден, что его увольнение связано с проблемами Прохорова из-за редакционной политики РБК. «Эта политика и, в частности, мое пребывание в должности главного редактора газеты РБК снижают шансы на благополучный исход «спора хозяйствующих субъектов» для всего бизнеса Прохорова», — написал он в своем Facebook.

Баданин присоединился к заявлению Молибога о расхождении во взглядах на редакционную политику. Осетинская заметила, что благодарна акционеру, Сауэру и Молибогу за возможность 2,5 года делать честную журналистику и что гордится командой.

В подготовке статьи участвовали Петр Козлов, Маргарита Папченкова и Александра Терентьева

 






Наверх

Другие материалы раздела:

"РБК" обвиняют в плагиате
Звезда в созвездии Козерога
Прохоров прощается с РБК
Березкин взял РБК
РБК под следствием
Зачистка в РБК
"Двойная сплошная" для РБК
Пузырь, который украли
РБК кинул кредиторов +
РБК выводит активы
Арест счетов РБК
Разбитая звезда РБК
РБК ворует у "Ведомостей" +
Откуда РБК ворует новости
РБК подчищает ленту
РБК хочет купить Анекдот.Ру
Хакеры размещают на РБК
Вышли из Интернета.А зачем?
В РБК - задержки зарплат
Суд наказал РБК
РБК накручивал счетчики Mail.Ru
РБК накручивает Турист.Ru
Манипуляции с акциями РБК
Каплун атакует "Армаду"

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - перекрестные ссылки между разделами

   




TopList



Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+