Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

"Темная лошадка" мирового рынка минеральных удобрений Алекс Ровт

© "Наша Версия", 10.10.2011, Фото: "Коммерсант"

Химический спрут

Aлександр Вознесенский

Compromat.Ru
Алекс Ровт
В российском обществе давно уже прочно закрепилась устойчивая связь между понятиями "олигарх" и "влиятельный человек". Имена бизнесменов, входящих в различные рейтинги миллиардеров, у всех на слуху, и они действительно кажутся всесильными. Но всемогущи не только герои газетных статей. Значительное влияние на мировую экономику оказывают и "тёмные лошадки", которые, предпочитая оставаться в тени, способны вершить судьбы и политиков, и предпринимателей, и целых стран, используя их как марионеток. Зачастую их интересам подчинены целые отрасли.

Одну из них — мировой рынок минеральных удобрений, оценивающийся в сотни миллиардов долларов, — отчасти контролирует некий Алекс Ровт, американский миллиардер, родом с Украины. На Западе Ровт известен как предприниматель, мягко говоря, не пренебрегающий самыми разными способами ведения бизнеса, зачастую граничащими с банальным рейдерством. Он родился в 1952 году в украинском местечке Мукачево в Закарпатской области. Тогда его звали Александр Киселёв. Окончив Львовский торгово-экономический институт по специальности "товароведение", он стал перспективным специалистом в области товарно-денежных отношений. Но поскольку в Советском Союзе по-настоящему проявить свои деловые качества Киселёву не удалось, в 1970-х годах он эмигрировал в Венгрию. Там, прежде чем утвердиться в должности руководителя государственной компании, торгующей овощами и фруктами, будущему Алексу Ровту пришлось поработать и заведующим продуктовым магазином, и простым продавцом, и даже грузчиком. Но полный простор для применения "особых талантов" Ровту дала, конечно, госслужба. В Венгрии он быстро стал фигурантом коррупционного скандала.

По данным украинских СМИ, в начале 1980-х Ровт работал в венгерской государственной овощной компании Zoldert, документы которой однажды таинственно исчезли. Что ещё исчезло вместе с бумагами, история умалчивает, но почти сразу после этого, в 1985 году, Ровт эмигрировал в США, где позиционировал себя как бизнесмена с весьма внушительным стартовым капиталом. В Америке он вплотную занялся химическим бизнесом, начало которому было положено ещё в Венгрии, где он учредил торговую фирму IBE Trade Corp.

В 2008 году, по данным Международной ассоциации производителей минеральных удобрений, IBE Trade контролировала 13% продаж мирового (!) рынка аммиака и более 7% аммиачной селитры. Миллиарды Алексу Ровту принёс исключительно трейдинг. Производственным бизнесом он занялся довольно своеобразно, начав аккумулировать акции различных химических предприятий, которые, как правило, доставались совсем не по рыночной цене, для того чтобы держать под контролем сбыт их продукции.

Сейчас он американский гражданин и президент корпорации IBE Trade Corporation, по версии журнала Forbes, вошёл в список 400 самых богатых людей США — его капитал был оценён в 1,6 млрд долларов. Стоит отметить, что Ровт был тогда назван первым "русским" американцем в этом списке.

Путь Ровта к большим деньгам начался со знакомства в конце 80-х с экс-министром по производству минеральных удобрений СССР, депутатом Государственной думы РФ, а ныне сенатором от Воронежской области, членом Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Николаем Ольшанским. Время тогда в разваливающемся Советском Союзе было крайне неспокойное, но благодатное для пронырливых дельцов, как мы считаем, чем не преминул воспользоваться и Алекс Ровт. Знакомство с Ольшанским, кстати, тоже уроженцем Украины, открыло Ровту большие возможности, которые впоследствии сделали его одним из самых богатых людей на планете. Бывший министр познакомил украинско-венгеро-американского трейдера с руководителями предприятий по производству минеральных удобрений на всём постсоветском пространстве. Дешёвые аммиак и азот начали стремительно улетучиваться за границу, где жизненно необходимая тамошним аграриям продукция продавалась уже по вполне рыночной цене. Там же оседала значительная часть налогов от продаж, а в карманах посредников Ровта — вся маржа.

Эта дружба пошла впрок обоим, поскольку вскоре, когда большая часть российских и украинских химических предприятий была приватизирована, их владельцы предпочли продавать свою продукцию самостоятельно, всё чаще отказываясь от услуг IBE Trade. Как мы считаем, с помощью административного ресурса Ольшанского, который в 1996 году создал корпорацию "Агрохим", куда поначалу были загнаны многие агрохимические предприятия России, и денег Ровта они сомнительными методами начали прибирать к рукам химические активы. Так, в их совместной собственности оказались россошанские "Минудобрения", расположенные в Воронежской области. Через полтора десятка лет, в августе этого года, завод был продан структурам Аркадия Ротенберга.

В стиле Ровта

Об Алексе Ровте можно найти крайне скудные упоминания в СМИ стран СНГ. Между тем Ровт крепко наследил в бывших союзных республиках. Например, через полгода после того, как IBE Trade пришла на рудники казахстанского Каратау, там начались голодные бунты. Украинская химическая промышленность и вовсе считается дойной коровой для Ровта. До недавнего времени он был собственником практически ключевых предприятий нефтехимии Украины. Ровт владел Северодонецким "Азотом", был бенефициаром концерна "Стирол", с которым создал СП "IBE-Стирол".

О методах Ровта красноречиво говорит история Северодонецкого "Азота" — одного из крупнейших в Европе производителей минудобрений. Предприятие приглянулось американскому бизнесмену семь лет назад. Одна из компаний IBE TradeCorp. — Worldwide Chemical LLC — "зашла" на завод в разгар "оранжевой революции" в 2004 году. По договорённости с украинским правительством фирма Ровта, чтобы получить 60% акций "Азота", должна была инвестировать в его развитие больше 100 млн долларов, но приватизация предприятия прошла в стиле "как обычно" — зачем платить, если можно взять даром? Уже через год Генпрокуратура Украины проверяла приватизацию "Азота" на соответствие законодательству, а тогдашний губернатор Луганской области Алексей Данилов сообщил, что приватизации "Азота" вообще не было, а "было создано искусственное банкротство и государство не получило за это предприятие ни одной копейки". Будучи премьер-министром Украины, Юлия Тимошенко попыталась от имени государства оспорить эту странную сделку. Но, какой бы сильной женщиной и дальновидным политиком она ни была, Тимошенко не смогла пробить живую баррикаду, умело выстроенную Ровтом из рабочих завода. Он не только обвинил Украину в рейдерстве, но и привлёк на свою сторону ни много ни мало конгресс США. "Для своей выгоды Worldwide Chemical специально поднимают людей на политическое неповиновение и переводят этот вопрос в политическую плоскость", — заявляли в разгар конфликта украинские власти. В итоге конгресс "продавил" Виктора Ющенко, правительство Тимошенко было вынуждено отступить, а 60% "Азота" перешли в собственность Ровта.

Затем американскому миллиардеру, любителю роскошной жизни, обладателю не менее десятка объектов недвижимости только в Нью-Йорке (самый скромный среди них — особняк на Манхэттене за 33 млн долларов), удалось получить у Фонда государственного имущества Украины оставшиеся 40% акций "Азота". Этому предшествовали долгие уверения Ровта в том, что он готов инвестировать в модернизацию предприятия и развивать его производство. На деле бизнесмен, собрав 100% "Азота", практически сразу избавился от него. Северодонецкий комбинат, как и все остальные свои украинские активы — 5% "Стирола" и 50% СП "IBE-Стирол" — Ровт продал Дмитрию Фирташу.

Причём, когда украинские СМИ напрямую спрашивали Ровта, стоит ли за консолидацией комбината кто-то из местных бизнесменов (до продажи, естественно), он отвечал так: "Это информационная утка, которую даже нет смысла обсуждать".

Таким образом, Алекс Ровт, как между собой иногда говорят бизнесмены, "вышел в кэш". По нашему мнению, ещё два проекта, на которых желает погреть руки миллиардер из Мукачево, остаются пока открытыми. Это приватизация Одесского припортового завода, через который, в частности, идёт перекачка аммиака в танкеры из аммиакопровода Тольятти — Горловка — Одесса. По нему транспортируется продукция и россошанских "Минудобрений", и концерна "Стирол". Ротенберг и Фирташ уже договорились о порядке эксплуатации трубопровода, украинская часть которого находится в эксплуатации у "Стирола". Нет сомнений в том, что бизнесмены обговорили условия отгрузки-погрузки своей продукции и с Ровтом, как с будущим владельцем Одесского припортового завода. Очевидно также, что IBE Trade будет принимать активное участие в сбытовой политике обеих компаний, то есть, сидя в порту, просто взимать тариф за перекачку.

Ровт, Пак и Галантай

Алекс Ровт никогда не действует в одиночку. В его команде не только давние бизнес-партнёры, друзья, но и родственники. К примеру, двоюродный брат Георгий Галантай возглавляет ирландскую фирму Ровта Eurotoaz Limited, а вплоть до декабря 2000 года Галантай был одним из директоров компании Holiday Trading KFT, зарегистрированной в Будапеште по тому же адресу, что и представительство IBE Trade с 2000 по 2004 год. Этот адрес, как выяснилось, хорошо знаком бывшему основному владельцу концерна "Стирол" Николаю Янковскому, а сын последнего, Игорь, и по сей день трудится в нескольких компаниях Галантая. Ещё одним руководителем HolidayTrading KFT являлся некий Имре Пак, который (вот так совпадение!) оказался земляком Алекса Ровта, уроженцем Мукачево. Пак считается соучредителем IBE Trade Corp. Похоже, что Алекс Ровт обязан своими обширными европейскими и американскими связями именно Имре Паку, жена которого, американка, была вице-президентом Bank of New York, где держали счета аффилированные с IBE Trade компании.

До 2009 года у Пака и Галантая был даже отдельный общий бизнес — компания IRM Magyarorszag KFT, которая занималась продвижением лечения стволовыми клетками. Лечение стволовыми клетками, видимо, серьёзное увлечение Имре Пака, в 2005 году заявлявшего, что он воспринимает это как бизнес будущего. На Барбадосе предприниматель держал одно время специализированную клинику, где, как он сам признавался, клиентами были политики, звёзды Голливуда и бизнесмены. Но в декабре 2006 года ВВС и газета Daily Mail предположили, что эта больница могла получать стволовые клетки с Украины и что для этого умерщвлялись младенцы. Из-за пристального внимания прессы клиника была закрыта.

Очередное частное медучреждение Пак и Галантай открыли уже в Венгрии для местных знаменитостей. Но просуществовала оно недолго — в 2009 году полиция начала расследование по подозрению в нелегальном использовании стволовых клеток. Ключевые сотрудники фирмы были арестованы. Правоохранители выяснили, что пациенты платили по 25 тыс. долларов за лечение, которое не прошло тестирование на людях.

О "всеядности" Алекса Ровта и Ко можно судить не только по сомнительному бизнесу на стволовых клетках. В стремлении заработать как можно больше команда шла на многое. Так, например, Ровт, Пак и Галантай когда-то были деловыми партнёрами нынешнего депутата венгерского парламента, председателя комитета по культуре и прессе Ласло Шимона, который в его бытность в начале 2000-х годов чиновником местного Минсельхоза, обвинялся в коррупции. У Шимона в те же годы компаньоном была и некая Николетт Коромпай. Она возглавляла одну из компаний минсельхоза, отвечавшую за госзакупки избытков зерна у фермеров. Дама была арестована по обвинению в спекуляции зерном по демпинговым ценам через фирмы-посредники, одна из которых была прописана по тому же будапештскому адресу, что и многие структуры Ровта и Пака, и принадлежала компании, финансируемой небезызвестным авторитетным бизнесменом Семёном Могилевичем. С ним у Ровта был общий бизнес.

Что же касается Ласло Шимона, то роль "зиц-председателя Фунта" была ему уготована его же закадычными друзьями — Паком и Йожефом Тордьяном — министром земледелия Венгрии в 1998-2001 годах. Торгян назначил Шимона руководителем одной из консалтинговых компаний, принадлежащих венгерскому минсельхозу. В то же время Шимон являлся главой другой, частной консалтинговой фирмы, и она, как позже выяснит полиция, оказала фиктивные услуги государственной компании на миллионы форинтов. Пак тоже получал от этого "бизнеса" прибыль, но когда его уличили в причастности к коррупционному скандалу, он сообщил, что Тордьян — всего лишь старинный друг семьи Паков. Венгерские СМИ действительно много писали, что Шимон, Тордьян и Пак регулярно отдыхают вместе за границей, причём на деньги Пака, а связи Пака и Тордьяна одно время были предметом дебатов в венгерском парламенте. Депутат социалистов Ласло Келлер даже заявил, что Пак является "мафиози" от Hungaristia (крайне правое фашистское движение в Венгрии), с русско-украинскими связями, что представляет угрозу национальной безопасности Венгрии.

Судя по всему, Алекса Ровта и Ко следует опасаться не одной Венгрии. Сегодня на Ровта, который пока остаётся тёмной личностью во всех смыслах этого слова, работают экономики нескольких государств. И надеяться, что завтра для международного "воротилы" будет иным, пока что не приходится.

Другие материалы раздела:
Химический спрут Ровт
Ровт vs "Тольяттиазот"

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru