Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© The Moscow Post, 30.04.2010

Миллионы Аллеса

Заместитель начальника УВД Омской области Виктора Камерцеля арестован за взятку

Станислав Ступичный

Compromat.RuCompromat.Ru
Виктор Камерцель
Владимир Аллес
«Труднее всего заработать первый миллион долларов» — утверждал греческий миллиардер Аристотель Онассис. Вероятно, с ним не согласится начальник УФМС по Омской области Владимир Аллес, арестованный оперативниками регионального УФСБ по подозрению в получении взятки. При обыске одной из квартир, принадлежащих высокопоставленному милиционеру, была обнаружена крупная сумма наличных средств, эквивалентная пресловутому миллиону долларов. Естественно, что такое количество денег было собрано не в одночасье, но, как гласит народная пословица: «с миру по нитке — голому рубаха». Размер зафиксированной и, видимо, последней взятки составил 425 тысяч рублей, за это полковник милиции обещал помочь определенным коммерческим структурам избежать ответственности за использование труда китайцев-нелегалов. В рамках борьбы с незаконной иммиграцией были предприняты меры на законодательном уровне, и штрафы за подобные нарушения могут достигать 800 тысяч рублей, что, видимо, только на руку коррупционерам.

Омская миграционная служба давно известна своей неоднозначной репутацией, все крупные диаспоры уже установили «деловые» контакты с представителями регионального управления ФМС. Общины вроде китайской, корейской, казахской, таджикской, узбекской и т.д. выплачивают ежемесячную «дань» за покровительство от 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Гораздо больше приходится выплачивать чеченцам и другим выходцам с Кавказа — им услуги оказываются единовременно, уж больно много проблем с ними. Неоднократно с разных концов России приходили весточки о преступлениях, совершаемыми плохо говорящими по-русски «детьми гор», но имеющими при себе новенькие паспорта граждан РФ, выданные именно в Омске.

Нельзя сказать, что подобные сигналы оставались без внимания компетентных органов, но, руководивший в то время УФСБ, Расим Гирфанов не спешил реализовывать поступавшую информацию в отношении сотрудников УВД, как и чиновников областного правительства и мэрии. Хорошие отношения с губернатором Леонидом Полежаевым позволили ему не только сохранять свой пост в течение восьми лет, но и после выхода в отставку предоставили возможность занять специально созданную должность заместителя председателя правительства Омской области, курирующего вопросы взаимодействия с силовыми структурами. Занявший кресло начальника управления ФСБ Игорь Бондарев настроен более решительно, чем его предшественник, и реализовал первый же полностью документированный эпизод получения взятки Владимиром Аллесом.

Такое «взаимодействие» с представителями китайской диаспоры вряд ли можно назвать случайностью и единичным случаем. Количество гостей из «поднебесной» прирастает с такой скоростью, словно их сплавляют нам с верховьев реки Иртыш, и проблемы с ними возникают регулярно. Одним из «официальных» представителей в органах внутренних дел является известная бизнес-вумен китайского происхождения Ван Ин. Любительница роскошных дорогих вещей, в том числе и автомобилей Toyota Camry, Toyota Land Сruiser, Audi A6, работает не покладая рук. Сфера ее интересов сконцентрирована в сфере обслуживания — кафе «Шанхай» на территории рынка «Торговый город», ресторан «Тихий океан» на Ленинском рынке, ресторан «Харбин», КДЦ «Новый век». Работающие на нее китайские собратья готовы демонстрировать не только «чудеса» кулинарного искусства — если необходимо, то они готовы надеть каски, взять в руки мастерок и отправиться на стройку. В частности, они приложили руки к строительству элитного жилого комплекса «Старгород», хотя практически бесплатный труд мигрантов высоким качеством не отличался. В 2006 году на стройке «Старгорода» возникла серьезная проблема, когда в бетономешалке погиб один из горе-строителей и по факту было возбуждено уголовное дело. Китаец был приписан к ООО «Тихий океан», владелицей которого и являлась Ван Ин, у которой могли возникнуть серьезные неприятности. Закрыл проблему основной инвестор проекта «Старгород» — Яков Камерцель, сын начальника УВД Омской области. Движение скрытых рычагов внутри машины государственной власти превратило уголовное дело в фарс, закончившееся испугом китайских строителей, которые поняли, что всех их могут похоронить заживо на стройке, и никто за это отвечать не будет.

Покровительство высоких милицейских чинов является залогом безбедного существования Ван Ин, поэтому ее дружба с Раисой Аллес, женой начальника УФМС не выглядит чем-то необычным. Сам Владимир Аллес благоволил предприимчивой китаянке, поэтому с такой легкостью согласился помочь в возникшей проблеме с двенадцатью незаконными мигрантами, не подозревая, что находится под «колпаком» ФСБ. Трудно упрекнуть его в неосмотрительности, ведь деньги он предполагал получить через жену, да еще и частями. Главная медсестра госпиталя УВД Раиса Аллес была задержана после получения очередной части денег от китаянки Ван Ин, практически сразу же был задержан и Владимир Аллес. Проведение обысков в его служебном кабинете и месте проживания позволили не просто найти пресловутую сумму в миллион долларов, но выявить среди этой денежной массы помеченные специальным образом купюры. Они ранее передавались сотрудникам миграционной службы в качестве взяток и, что стало очевидно, поступали «наверх». Таким образом, начальник УФМС оказался причастен, как минимум, к трем различным эпизодам совершения коррупционных действий.

Практически сразу после задержания Владимира Аллеса его непосредственный начальник Виктор Камерцель начал прилагать все возможные усилия, чтобы исключить возможность возбуждения уголовного дела. Для решения вопроса были подключены все связи в Москве, вопрос решался на уровне центральных аппаратов МВД и ФСБ. По слухам, в столицу даже вылетел курьер с дипломатом наличных, который должен был помочь спустить все «на тормозах».

Аппаратная борьба продолжалась около трех суток, и все это время начальник УФМС был задержан, откровенно говоря, без необходимых на то оснований и держался, все еще надеясь на помощь своего почти всемогущего начальника. Однако в этот раз Виктор Камерцель проиграл, уголовное дело было возбуждено и, под давлением обстоятельств, изнуренный таким марафоном, Владимир Аллес дал первые показания, после чего был отпущен и только спустя сутки суд избрал меру пресечения, арестовав обвиняемого.

По одной из версий, широко обсуждаемой в Омске, во время дачи показаний Владимир Аллес сообщил о том, что большая часть изъятого миллиона долларов предназначалась его непосредственному начальнику — Виктору Камерцелю. Наиболее вероятно, что эту информацию преднамеренно распространили оперативные сотрудники ФСБ, преследуя какие-то свои цели. Тем не менее, через несколько часов представителям средств массовой информации была «слита» весть от «источника близкого к УВД» о самоубийстве начальника УФМС в следственном изоляторе. Информация о суициде не подтвердилась, но переданный «сигнал» слишком прозрачен, чтобы его проигнорировать — Владимир Аллес был вывезен в Москву, где следователям было гораздо проще убедить его дать признательные показания.

Фактически начальник УВД Омской области Виктор Камерцель растерян, не ожидал он такого развития событий, и вмиг растаяли все надежды установить «дружеские» контакты с новым руководителем «серого дома». Используемые ранее хитрости и уловки, вряд ли будут так же эффективны, и есть прямая угроза, что в качестве обвиняемого может оказаться не только сам Виктор Камерцель, но и его наследник.

Серьезными последствиями могло закончиться задержание в 2000 году Ивана Лаутеншлегера вместе с известным наркоторговцем «Яшей», имеющаяся у них с собой крупная партия героина тянула на серьезный срок. Но «Яшу» успешно выводят из дела, а Иван Лаутеншлегер, отпущенный под подписку о невыезде (?!), фантастическим образом пересекает границу с Казахстаном и с новыми документами отправляется на ПМЖ в Германию. В 2008 году были задержаны известные братья-наркоторговцы Мазанкины, которые были готовы рассказать все о деятельности «Яши», но и дать показания. Их дело стало объектом пристального внимания со стороны начальника УВД и вскоре было передано из нелояльного наркоконтроля в омское управление ФСБ, где подчиненные Расима Гирфанова, очень дружного с Виктором Камерцелем, не придали серьезного значения показаниям Мазанкиных, да и сами показания вскоре изменились.

Вряд ли подобное могло бы случиться после вступления в должность Игоря Бондарева, благодаря которому и возникло дело «Аллеса», изрядно подмочившее и без того запятнанную репутацию Виктора Яковлевича. Примерно в это же время возбуждено уголовное дело в отношении начальника ОБЭП Омского района Виталия Кузьменко и его подчиненного Константина Крицкого, под следствием и оперативники ОБЭП по Кировскому округу. Обвиняются они все так же в получении взяток, разработки велись сотрудниками УФСБ и были в результате успешно реализованы. Уже даже сам Валерий Калганов, бывший начальник УБОП, а теперь возглавляющий уголовный розыск, был вынужден обратиться к журналистам. К тем самым, которых еще несколько лет учил с помощью своих подчиненных, как и что следует писать про милицию. Сейчас он рассказывает о провокациях в отношении своей скромной персоны, о негодяях, пытающихся всучить ему взятку в размере 500 тысяч рублей. Похоже, им тоже серьезно занялись сотрудники УФСБ, и он явно чувствует себя не в своей тарелке, раз уж начал просить помощи у средств массовой информации.

Неприятным будет для Виктора Яковлевича и последующее продолжение нашумевшего прошлогоднего судебного процесса о получении взятки начальником второго отдела ОРЧ УНП Анатолия Бычкова и его подчиненного Максима Прохорова, приговоренных к семи и четырем годам соответственно. Во время судебного заседания отдельно разбирался вопрос, являлись ли подсудимые в момент задержания сотрудниками милиции. По версии защиты они уже не работали в органах внутренних дел, обвинение же настаивало на том, что увольнение было проведено задним числом. По ходу судебного процесса был допрошен начальник УНП Ринат Нургалиев, который дал свидетельские показания, что его подчиненные на момент задержания уже были уволены: «В УВД Омской области соблюдаются все законодательные процедуры. Приказ об увольнении никогда не смог бы родиться задним числом...». Судья Валерий Липинский, рассмотрев все обстоятельства дела, признал фиктивность приказов об увольнении, подписанных именно задним числом. Теперь Рината Нургалиева собираются привлечь к ответственности за дачу ложных показаний в суде, несмотря на все попытки замять и это дело.

Попытки сделать хорошую мину при плохой игре чрезвычайно характерны для Виктора Камерцеля, будь то увольнение собственных сотрудников задним числом или разгон акций протеста студентов, требовавших его отставки. Одна из последних выходок выглядит вообще фарсом — дело в том, что ряд высокопоставленных должностных лиц УВД даже обращались в суд с иском, где в качестве ответчика выступал председатель Общественной палаты Омской области Владимир Козлов. Причиной тому послужила инициатива председателя Общественной палаты, который, решив проверить достоверность циркулирующих в сети Интернет сведений о коррупции в рядах омской милиции, оформил всю собранную информацию в виде запросов и отправил в администрацию Президента России, Государственную Думу, Совет Федераций и, конечно же, министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву. Упомянутые в запросах Алексей Тарасов, Александр Чупик, Валерий Калганов, Юрий Виноградов, Бахытжан Косетов, Евгений Ортман во главе со своим начальником Виктором Камерцелем решили, что были нарушены их права и подали коллективный иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Направление запросов в высшие органы государственной власти было расценено истцами как распространение порочащей и недостоверной информации.

Здесь необходимо пояснить неискушенному читателю, что по сложившейся практике все подобные «телеги» направляются для проверки обратно в регион, по линии того ведомства, которое изначально получило запрос. Результаты проверок, инициируемых таких образом, можно предсказать, особо не утруждая себя размышлениями. Пока губернатор Леонид Полежаев «прикрывал» свояка — Виктора Камерцеля, тот мог ни о чем не беспокоиться. Все органы исполнительной власти исправно сообщали в столицу, что проверяемые сведения не нашли подтверждения и никакой информации компрометирующего характера в отношении руководства омской милиции не имеется.

Высокопоставленным милиционерам этого показалось мало, и они направились в суд в надежде «заткнуть рот» Владимиру Козлову. Несмотря на отсутствие перспективы в этом деле, своей целью «униженные и оскорбленные» надеялись получить судебное решение в свою пользу, которое собирались демонстрировать всякий раз, когда могли прозвучать обвинения в коррупции. Сразу всплывает в памяти булгаковский Николай Иванович, требовавший справку о том, что был на бале у Сатаны и получивший такой документ, пусть и с нелепым оттиском печати «уплочено». Проиграй Владимир Козлов в судебных баталиях, то и на решение суда мысленно можно было поставить такой же оттиск печати. Документ выглядел бы смешно даже с точки зрения юриспруденции, а уж про соответствие действительности даже говорить не нужно. В результате после шестимесячного разбирательства суд отказал милиционерам в удовлетворении иска и вот, спустя месяц, заместитель начальника УВД Владимир Аллес арестован за получение взятки в особо крупном размере!

Куда в очередной раз смотрел начальник УСБ омской милиции Аркадий Бодяко, спросите вы?! А туда, куда прикажет глядеть Виктор Камерцель! Аркадий Юрьевич бывший военный, входящий в круг особо приближенных «казахских» милиционеров, слово приказ трактует однозначно, и именно поэтому был назначен на такой важный и ответственный пост. Работа у него непыльная, отлавливает зарвавшихся рядовых милиционеров, помогает своим высокопоставленным коллегам избавляться от неугодных подчиненных. В частности, конфликт, произошедший между Владимиром Аллесом и Мариной Пановской, служившей старшим инспектором отдела иммиграционного контроля УФМС. Она неоднократно отказывалась исполнять «специальные» поручения руководителя, обвиняя его в нарушении закона. Доблестное УСБ взяло ее в разработку на основании заявления вышеупомянутой Ван Ин, утверждавшей, что у нее вымогают взятку. Версия китайской подруги семьи Аллесов подтвердилась лишь в том, что при обыске служебного кабинета старшего инспектора были обнаружены 50 тысяч рублей, купюры были специально помечены, однако, нет никаких доказательств того, что подозреваемая брала эти деньги в руки. Кроме того, она не признала свою виновность ни на предварительном следствии, ни в суде, прочем, все это не помешало судье назначить наказание в виде двух лет лишения свободы в колонии-поселении. Белые нитки, которыми было сшито это дело, видны невооруженным глазом, да и сам Владимир Аллес неоднократно в своем кругу заявлял, что может найти управу на любого. Теперь нашли управу на него самого.

Несмотря на его арест, УФМС не осталось предоставлено само себе, ведь исполняющим обязанности начальника управления назначена Елена Чупик — жена Александра Чупика, еще одного «казаха» из окружения Виктора Камерцеля, являющегося его заместителем и возглавляющего управление кадров. От комментариев по поводу ареста руководителя воздерживалась представитель пресс-службы УФМС Ольга Ортман — дочь Евгения Ортмана, также приехавшего из Казахстана и возглавляющего ГИБДД. Такую кадровую политику иначе как своячеством и не назовешь, впрочем, всё УВД Омской области больно этой болезнью. Надеяться на глобальные изменения в работе УФМС после ареста Аллеса не приходится, ключевые позиции по-прежнему занимают выходцы из Казахстана. Все протекающие там процессы будут возобновлены, просто «темные» дела будут проводиться с гораздо большей осторожностью и осмотрительностью.

Ситуация может в корне измениться только после ухода Виктора Камерцеля, и похоже, что это может произойти либо по инициативе руководителей МВД, которые могут не продлить очередной годовой контракт, либо Виктор Яковлевич последует дорожкой, проторенной Владимиром Аллесом. Добровольной отставки не последует, это было явно продемонстрировано общественности после глупого и страшного преступления, совершенного двадцатилетним милиционером Александром Мецем. Его жертвами стали бывшая девушка и таксист — свидетель страшного преступления, после этого последовал вполне логичный суицид. Щенок, возомнивший себя «Отелло», забыв про служебный долг, сбежал с дежурства с табельным оружием, выстрелы из которого стали причиной для скорби и горя в трех семьях. Кто-то потерял дочь, кто-то мужа и отца, в конце концов, сам виновник трагедии был чьим-то сыном.

Аналогичные случаи в других регионах стоили кресел главе ГУВД Москвы Владимиру Пронину, министру внутренних дел Тувы Виктору Лесняку, начальничку ГУВД Кемеровской области Анатолию Виноградову. Как это ни удивительно, но Виктор Камерцель даже не был наказан, вместо него получил выговор его первый заместитель Алексей Тарасов. Пожелавшие выразить свой протест студенты, попытались устроить пикет у кинотеатра имени Маяковского, расположенного напротив здания областного УВД, с плакатами «В. Я. Камерцеля — в отставку!», «Сдают нервы, ищите другую работу!», «Вооружен и очень опасен!», «Три трупа = выговор?». Несмотря на серьезную предварительную подготовку, акцию протеста можно считать несостоявшейся, она была сорвана группой людей в штатском с российскими флагами, примкнувшей к митингующим, словно по команде. Присоединившиеся патриоты разогнали митинг, потратив на это всего 10-15 минут. Причем, несколько самых рьяных активистов были отправлены отдохнуть в отделение милиции. Среди прогуливающихся рядом людей в штатском удалось заметить нескольких высокопоставленных милиционеров, видимо, руководивших этим театрализованным представлением.

Впрочем, все это было в прошлом году, прошедший в апреле текущего года митинг протеста молодежи «Единой России» у здания УВД Омской области, никто разгонять не рискнул, видимо не было желающих проявить молодецкую удаль под прицелами телекамер «губернаторского» 12 канала. Спустя несколько дней, с критикой в адрес милиции выступил губернатор, и это стало окончательной чертой, прекратившей личные отношения Леонида Полежаева и Виктора Камерцеля. Можно сказать «папа» открестился от своего протеже, отдав его на «съедение» главе УФСБ Игорю Бондареву

Теперь каждый из заместителей главного омского милиционера, как и он сам, ходит, словно с мишенью на спине, ведь руководители коммерческих структур уже начали задумываться о том, стоит ли платить миллионы за «милицейскую» крышу, если просто можно обратиться в ФСБ с заявлением о вымогательстве. Так что в ближайшие месяцы у коррупционеров будет тяжелый период, доходы значительно снизятся, а вот риск быть пойманным за руку значительно возрастет. А там глядишь придет очередь и Виктора Камерцеля. За прошедшие годы было очень много поводов и причин отправить его в отставку, но, видимо, Омская область — особый регион, где законы работают совсем по-другому. Создаваемая десятилетиями система региональной власти наглядно продемонстрировала свою живучесть за счет круговой поруки, готовности использовать любые методы и способности консолидироваться перед лицом общей опасности. Похоже, система дала сбой и начальник УВД, представляющий из себя достаточно важный кирпичик, уже значительно расшатан, а выбив его, можно разрушить всю кладку. И это будет действительно реальным шагом в рамках борьбы с коррупцией, провозглашенной президентом России Дмитрием Медведевым.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru