Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

К срокам от 4 до 9 лет заключения приговорено практически все экс-руководство Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Оригинал этого материала
© Газета.Ру, 12.08.2009

ФОМС откатил в колонию

Елена Шмараева

Compromat.Ru
"Ъ": Наталья Климова, Андрей Таранов и Юрий Яковлев (слева направо). К срокам от четырех до девяти лет заключения было приговорено практически все бывшее руководство Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). При этом признанный взяткодателем вице-президент ОАО "Центр внедрения "Протек"" Виталий Смердов отделался шестью месяцами колонии-поселения, а его коллега — президент ЗАО "Биотек" Олег Ковалев, находящийся в розыске,— вообще может быть оправдан, поскольку присяжные признали недоказанным передачу им $538 тыс. руководству ФФОМС.

Бывший глава Фонда обязательного медицинского страхования Андрей Таранов проведет в колонии строгого режима семь лет, его заместители тоже приговорены к длительным срокам заключения. Руководители ФОМС осуждены за взятки на общую сумму 28 млн рублей: они два года выделяли регионам деньги на лекарства только при условии крупных откатов.

Приговор руководителям федерального Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), обвиняемым в получении взяток, судья Мосгорсуда Владимир Усов огласил в среду. Процесс проходил с участием присяжных заседателей, которые признали виновными 9 из 11 подсудимых. Председательствующий Усов должен был определить меру наказания, которой заслуживает каждый из фигурантов.

Казавшийся просторным в ходе судебных заседаний зал в день приговора был битком набит подсудимыми, их родственниками, адвокатами и журналистами. В застекленной клетке, в которой было так же душно, как и во всем помещении, стояли, глядя поверх толпы на судью, трое обвиняемых: бывший директор ФОМС Андрей Таранов, его первый заместитель Юрий Яковлев и замдиректора фонда Наталья Климова. Остальные фигуранты дела в ходе процесса были отпущены на свободу под подписку о невыезде и на оглашение приговора пришли самостоятельно. В Мосгорсуд прибыл и гендиректор ЗАО «Центр внедрения «Протек» Виталий Смердов, обвиняемый в даче взятки чиновникам и отпущенный на волю под залог в 6 млн рублей.

Судья Усов напомнил, что обвинения многочисленным фигурантам уголовного дела, которое расследовалось с ноября 2006 года, предъявлены по ч. 3 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), ч. 4 ст. 290 УК (получение взятки) и ч. 2 ст. 291 (дача взятки) УК РФ. По версии следствия, чиновники вымогали деньги у территориальных отделений ФОМС, а также у фармацевтических компаний. Таранов и его заместители распределяли субвенции в регионы на приобретение лекарств только при условии, что часть переданных денег руководство подразделений фонда на местах и предприятий – производителей лекарств будет отдавать им обратно в виде откатов.

["Коммерсант", 31.07.2009: Необычность расследования состояла, в частности, в том, что при наличии в деле 55 эпизодов получения взяток следователи и оперативники ни разу не взяли никого из фигурантов с поличным, обвинение в основном базировалось на материалах аудио- и видеозаписей и показаниях двух обвиняемых — госпожи Марковой и госпожи Фроловой (они заявляли в суде, что получали неофициальные прибавки в зарплате как вознаграждение за хорошую работу). По данным "Ъ", видеокамеры в кабинетах чиновников ФФОМС были установлены в конце февраля 2006 года, а прослушивание телефонных разговоров началось еще раньше — в октябре 2005 года. Однако санкция Мосгорсуда на проведение видеозаписи была дана сотрудникам ФСБ 14 марта 2006 года, а разрешение на прослушку — 18 ноября 2005 года. Всего чекистами было записано около ста видеосюжетов в кабинете прикомандированной от ФСБ генерал-майора в отставке Натальи Климовой, 12 сюжетов было получено в кабинете бывшего директора ФФОМС господина Таранова, три сюжета — в кабинете перешедшего на работу в Национальный фонд страховщиков ответственности Юрия Яковлева и по одному сюжету — в кабинетах бывшего начальника КРУ фонда Татьяны Марковой и начальника финансово-экономического управления фонда Нины Фроловой. В итоге следствие пришло к выводу, что бывшее руководство фонда регулярно получало в качестве доплаты к основной зарплате "за возросшие нагрузки" от $4 тыс. до $5 тыс. ежемесячно, причем эти деньги не фигурировали в графе "заработная плата". - врезка К.Ру]

В общей сложности руководство ФОМС получило в виде взяток 27,7 млн рублей, говорится в приговоре.

Следователи пришли к выводу, что Таранов и другие высокопоставленные сотрудники фонда вымогали деньги у руководителей Томского, Башкирского, Пермского, Саратовского, Калмыцкого, Чукотского, Брянского и Вологодского территориальных органов ФОМС, а также у фармацевтических компаний «Онтофарма» и «Центр внедрения «Протек». Правда, из взяткодателей на скамье подсудимых оказались только Смердов из «Протека» и глава калмыцкого территориального отдела фонда Данил Хахлымов. Кроме того, одним из фигурантов дела стала Нина Холмина – инспектор Счетной палаты, которая проверяла деятельность ФОМС в 2005–2006 годах (как раз в это время чиновники поставили на поток получения взяток). Холмина выявила нарушения, но вместо того, чтобы доложить о них руководству, сообщила директору ФОМС Таранову. За внесение изменений в акт проверки заместитель директора Климова и главный бухгалтер Галина Быкова заплатили Холминой, утверждала в процессе прокуратура, поэтому в Счетной палате ни о чем не узнали.

Впрочем, в виновность инспектора Холминой присяжные не поверили. Ей и главе ФОМС Калмыкии Хахлымову судья Усов зачитал оправдательный приговор, напомнив, что они имеют право на реабилитацию. С остальными суд обошелся суровее: восемь фигурантов дела приговорены к реальному лишению свободы в колонии. «Их исправление возможно только в условиях изоляции от общества», – объяснил свою позицию председательствующий Усов. Единственная, кто пока остается на свободе, – главбух Быкова, которая после признания ее виновной слегла с инсультом. Обвиняемой стало плохо несколько дней назад в ходе прений сторон, и ее немедленно увезли в больницу, где она находится до сих пор. Дело в отношении Быковой приостановлено, пока ей не станет лучше и она не сможет самостоятельно явится в суд.

Ее бывший начальник Таранов, объявил в среду судья, отправится в колонию строгого режима на 7 лет, а также заплатит государству 1 млн штрафа.

Заместители директора Яковлев и Климова, которые в отличие от экс-главы ФОМС снисхождения присяжных не заслужили, проведут по 9 лет в колониях строгого и общего режима соответственно. С них суд постановил также взыскать по 1 млн рублей. Кроме того, все осужденные за взяточничество чиновники не смогут занимать государственные должности от двух до трех лет после освобождения.

Еще двое заместителей Таранова, Дмитрий Усенко и Дмитрий Шиляев, получили наказание по 7 лет колонии строгого режима. Все вышеперечисленные сотрудники ФОМС своей вины в ходе процесса не признали, в отличие от начальника контрольно-ревизионного управления Татьяны Марковой и главы финуправления ФОМС Нины Фроловой, которые активно сотрудничали со следствием и надеялись на мягкий приговор. Каждая из них проведет за решеткой четыре года.

Минимальным сроком отделался только единственный привлеченный к ответственности взяткодатель.

Глава ЗАО «Протек» Смердов получил срок полтора года в колонии-поселении, из которых 7 месяцев он уже отсидел в СИЗО во время следствия. В среду Смердова даже не стали арестовывать – он отправится в колонию, только когда приговор вступит в силу. [...]

***

Оригинал этого материала
© "Коммерсант", 13.08.2009

"Таранов в своем заявлении указал на факты получения денег"

Следователь по особо важным делам следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Филин, руководивший следственной бригадой по делу о коррупции в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС), после суда ответил на вопросы корреспондента "Ъ" Юрия Сенаторова.

— Почему, на ваш взгляд, в суде практически никто из подсудимых не признал своей вины в получении и даче взяток, утверждая, что те $4-5 тыс., которые они получали ежемесячно с весны 2005 года, были "доплатой за чрезмерно возросшие нагрузки на работе"?

— На предварительном следствии частично признали свою вину в получении взяток обвиняемые Маркова, Фролова, Быкова, Усенко и Шиляев. Таранов, Климова и Яковлев вины не признали. Однако в ходе расследования Таранов в своем заявлении указал на факты получения денег от сотрудников фармацевтических организаций. Далее он указал, кому эти деньги распределялись и что раздачей денежных средств по его поручению занималась Климова. Что же касается изменения позиции в суде, то это, на мой взгляд, лишь метод защиты обвиняемых, их тактический прием.

— В суде не раз звучало, что деньги, которые руководство ФФОМС получало на регулярной основе, поступали от некой загадочной организации, назвать которую никто из подсудимых так и не осмелился, ссылаясь на опасения за свою жизнь.

— Эта версия ложная, вымысел. Следствием точно установлено, что деньги передавались руководителями и представителями фармацевтических компаний, а именно Ковалевым (президент "Биотека" Олег Ковалев.— "Ъ") и Смердовым (вице-президент "Протека" Виталий Смердов.— "Ъ"), а также рядом руководителей территориальных фондов и руководителями ряда организаций, которые вели деятельность, связанную с реализацией медицинских препаратов. В связи с этим я считаю, что эта версия является исключительно вымыслом, попыткой увести суд присяжных от конкретных лиц, которые давали взятки.

— В суде обвинение утверждало, что чиновники ФФОМС получили $538 тыс. от президента фармацевтической компании ОАО "Биотек" Олега Ковалева, который находится в розыске. Однако в этой части обвинение было признано присяжными недоказанным.

— Это решение присяжных, которое я не буду обсуждать. 

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru