Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Новая газета", 02.12.2002

Как стать миллионером?

История человека, который на несколько дней сумел стать олигархом

Александр Егоров

Событиям вокруг ОАО «Северо-Западное пароходство» (СЗП), где в середине октября разгорелся конфликт акционеров, центральная пресса уделяет немного внимания. И это понятно: на своем веку журналисты повидали не один десяток подобных войн с участием куда более значимых фигур.

Мне же, человеку менее искушенному, командировка в Санкт-Петербург позволила получить ответ на долго мучивший меня вопрос: как в России становятся миллионерами? Как простые инженеры, получавшие в 80-е годы свои честно заработанные 80 или 90 рублей, в одночасье превращаются в олигархов?

Как выяснилось, это отнюдь не сложно. Для этого нужно иметь как минимум две вещи: четко поставленную цель и набор определенных человеческих качеств. Остальное — дело техники…

Шаг № 1. Становление

Андрей Евгеньевич Гуськов был человеком в высшей степени интеллигентным и обаятельным, но в то же время обладал жесткой предпринимательской хваткой.

Сочетание для нашего времени, согласитесь, достаточно редкое. Особую ценность последнему придавало то обстоятельство, что для окружающих предпринимательские способности Андрея Евгеньевича долгое время оставались незаметными. Это и определяло спокойное отношение к нему со стороны коллег по бизнесу: скажите, какой вред может нанести человек с внешностью экс-премьера Сергея Кириенко?

Поучаствовать в приватизации Андрей Гуськов в силу своего возраста не успел, родители к числу олигархов не относились, поэтому дорогу к своему «месту под солнцем» после окончания института приходилось начинать с самого начала. Поразмыслив, он решил заняться бизнесом, который не требует значительного стартового капитала. Так Андрей Евгеньевич стал независимым консультантом.

Его компания получила загадочное название «Союз-Оптим Технологии инвестиций», правда, в сокращенном виде это выглядело более благозвучно — «СОТИ». Фирма занималась управленческим консультированием, в том числе антикризисным управлением, операциями на фондовом рынке, оценочной деятельностью и т.д. Одним словом, предлагала стандартный набор консультационных услуг для молодого российского бизнеса.

Нельзя сказать, что в новом для себя и для страны бизнесе Андрей Евгеньевич особенно преуспел. Во всяком случае, в списках крупнейших консультационных и инвестиционных фирм названия его компании вы не найдете. Главным достижением и активом г-на Гуськова стала его команда, костяк которой составляли консультанты-единомышленники, а также наработанные деловые связи.

В 1999 году в жизни Андрея Евгеньевича Гуськова возник монополист питерского рынка речных грузопассажирских перевозок — Северо-Западное пароходство. В тот момент контрольный пакет акций СЗП приобрело ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», структура, аффилиированная с холдингом «Новые программы и концепции» (НПК), и консультантов пригласили выполнить небольшой проект по оценке бизнеса компании.

Итогами сотрудничества в пароходстве остались довольны, а через какое-то время сделали молодому консультанту предложение занять пост финансового директора. Здраво рассудив, что управлять финансами предприятия, стоимость которого оценивается в сотни миллионов долларов, гораздо перспективнее, нежели руководить пусть и своей, но все же не сопоставимой по масштабам фирмой, Андрей Гуськов принял это предложение.

С собой он пригласил почти всех ключевых сотрудников «СОТИ», после чего «Союз-Оптим Технологии инвестиций» практически прекратил свое существование. Начинался новый этап: этап пребывания «СОТИ» в Северо-Западном пароходстве.

Шаг № 2. Вхождение

Оказавшись на одной из руководящих должностей в СЗП, Андрей Евгеньевич Гуськов взялся за дело с удвоенной энергией. Он разрабатывает инвестиционные программы, финансовые схемы, участвует в определении стратегии развития пароходства. Одним словом, полностью оправдывает выданные ему авансы.

Единственное, что несколько смущает его коллег по пароходству, так это достаточно агрессивный стиль ведения бизнеса. Но на это старались не обращать внимания, ибо в тот момент все находились по одну сторону баррикад.

Черная кошка между Гуськовым и руководителями пароходства пробежала достаточно неожиданно. Во всяком случае, для последних. В один прекрасный день, решив, что для развития пароходства он сделал более чем достаточно, финансовый директор сообщил коллегам, что настало время платить, и потребовал бонус. В качестве вознаграждения за свою работу скромный и обаятельный Андрей Евгеньевич попросил не 13-ю зарплату, не 50-процентную премию к годовому окладу, а… 25% акций пароходства.

Я очень живо представляю себе выражение лиц представителей «Северной верфи», которые услышали такое предложение от нанятого ими менеджера. И ладно бы акции СЗП достались верфи «по наследству» — за 55-процентный пакет акций судостроители незадолго до этого официально заплатили крупную сумму денег (по некоторым данным, около 50 млн долларов). А тут такая просьба…

Одним словом, обидели акционеры Андрея Евгеньевича, отказали ему в 25 миллионах. Понятно, что такого неблагодарного отношения тот вынести не мог, а потому сразу же написал заявление об уходе. Вилла в Монте-Карло и яхта на Сардинии, которые были, кажется, уже так близко, несколько отдалились, однако задачу стать миллионером никто не отменял.

Г-н Гуськов меняет концепцию и приступает к реализации плана «Б». Как говорится, не хотите по-хорошему…

Шаг № 3. Комбинация

В тот солнечный летний день ничто не предвещало Северо-Западному пароходству неприятностей. Компания готовилась к внеочередному собранию акционеров, которое проводилось по инициативе основного акционера — НПК. Незадолго до этого 25-процентный пакет акций, принадлежащий государству, был выведен из-под залога, а потому в НПК решили, что будет честнее, если в совет директоров сразу же войдут представители Минимущества и Минтранса, ранее лишенные такой возможности.

Правда, само государство почему-то не спешило воспользоваться этим правом. Во всяком случае, даже в день собрания информации о том, будет ли в нем участвовать представитель государства — второго по размеру акционера — не было. А сотрудники компании «СОТИ», которая владела к тому моменту несколькими процентами акций СЗП и участвовала в собрании, искренне уверяли, что государство так и не определилось со своим представителем, а потому его можно не ждать.

Началось голосование. Почувствовав, что их монополии в совете директоров ничто не угрожает, представители НПК сделали именно то, на что рассчитывал г-н Гуськов. Они разделили 54,86% своих акций на девять почти равных частей (именно столько мест в совете директоров СЗП) таким образом, что каждый их представитель получил примерно по 6% голосов. Максимум, на что могла надеяться «СОТИ», голосовавшая от имени миноритарных акционеров и аккумулировавшая к тому собранию те же 6%, это на одного своего представителя.

Голосование закончилось, комиссия стала подсчитывать голоса… Минуточку!.. Прибыл государственный представитель, которого уже никто не ожидал. К изумлению НПК, голосование, которое было к тому моменту завершено, продолжилось.

К еще большему изумлению, госпредставитель проголосовал за кандидатов от миноритарных акционеров. И уже не к изумлению, а к ужасу НПК, этот представитель, заглянув в бюллетень НПК и внимательно изучив вписанные туда цифры, поставил себе и четырем кандидатам «СОТИ» почти такие же, но на 1–2 десятые процента больше. Все. Сушите весла, господа из пароходства. Четыре места в совете получают кандидаты от «СОТИ», одно — сочувствующий им госпредставитель и четыре — сотрудники НПК. Большинство в совете — у миноритариев.

В знак благодарности госпредставитель — Василий Михайлович Шупыро — получает пост председателя совета директоров, генеральный директор г-н Лобин, представляющий интересы НПК, по неизвестной причине тут же подает в отставку, а и.о. гендиректора назначается… ну, конечно, Андрей Евгеньевич Гуськов. Прошу любить и жаловать.

Я специально пропустил этап подготовки к собранию, а начал описание третьего шага г-на Гуськова с развязки. Сразу оговорюсь, что разработанная им комбинация войдет в анналы российской истории, ибо еще никогда миноритарий, владеющий 6% акций, не побеждал на собрании основного акционера, в чьем распоряжении находилось почти 55%.

Пусть с нарушениями, пусть незаконно, но это же все равно фантастика! Я отказывался верить, что такое возможно, пока все происшедшее в деталях не обрисовал один из непосредственных участников тех событий.

Если же говорить о том, как г-ну Гуськову удалось найти столько союзников, которые буквально на руках внесли его в пароходство, то к месту будет вспомнить последний хит «Запрещенных барабанщиков» «Миллион долларов США». Действительно, на что готов пойти русский человек, чтобы получить миллион долларов, пусть даже в рублевом эквиваленте?

Например, как Василий Михайлович Шупыро, пренебречь общей практикой Минимущества «голосовать только за себя» и поддержать госпакетом акций миноритариев; или — как начальник юридического отдела СЗП Ольга Станиславовна Шестовская, представляющая интересы НПК, принять от имени холдинга несколько юридических решений, противоречащих его же интересам; или — как Михаил Александрович Лобин, генеральный директор пароходства, назначенный на эту должность НПК, который до конца должен был отстаивать позиции холдинга и который вместо этого отказался от должности, по сути, в пользу Гуськова (хотя сместить его с поста никто не мог — только «по собственному желанию»). И желание это почему-то сразу возникло.

Человеческие слабости всем нам хорошо известны, вот только играть на них могут лишь особо одаренные люди, к коим, без сомнения, относится Андрей Гуськов.

Шаг № 4. Миллион долларов

Возглавив пароходство, пусть и с приставкой «и. о.», Андрей Евгеньевич Гуськов приступил к тому, что на его месте сделал бы каждый нормальный (отметим: российский) финансист, — к перераспределению активов.

Понимая, что времени в его распоряжении не так много, что вскоре не только НПК, но и государство схватится за голову от того, что натворил на собрании его представитель, Андрей Евгеньевич идет ва-банк. Чуть ли не на следующий день он объявляет о начале масштабной программы реструктуризации СЗП, направленной на привлечение инвестиций.

Если в двух словах, основные тезисы г-на Гуськова звучали следующим образом: компания, в которой одной структуре принадлежит более 50% акций, не имеет права на существование, поскольку отпугивает инвесторов; проведение допэмиссии позволит размыть этот пакет и привлечь к управлению компанией новых партнеров и инвесторов.

Общая сумма инвестиций, которую предполагал привлечь в рамках этой программы г-н Гуськов, составляла порядка 500 млн долларов. Кроме того, 25% «новых» акций должны были быть безвозмездно переданы государству. Это, так сказать, внешняя сторона, оболочка, призванная на время успокоить общественность, в том числе Минимущества.

На деле же вся «инвестиционная программа» Гуськова сводилась к организации допэмиссии акций семи наиболее доходных дочерних обществ СЗП, где пароходству на тот момент принадлежали все 100% акций.

Позже, на пресс-конференции НПК, журналистам был продемонстирован полный пакет документов за подписью Гуськова. Из них следовало, что дополнительная эмиссия должна была распространяться по закрытой подписке. При этом среди компаний-приобретателей значились четыре фирмы-однодневки, принадлежащие Гуськову. Следов остальных инвесторов, равно как и виртуальных 25% акций Минимущества, в материалах обнаружено не было.

Если бы эта операция состоялась, Гуськов становился бы единоличным владельцем контрольных пакетов акций ОАО «Северо-Западный флот», ОАО «Санкт-Петербургский речной порт», ОАО «Ленинградский речной порт», ОАО «Пассажирский порт», ОАО «Невский судостроительно-судоремонтный завод», ОАО «Ремонтно-эксплуатационная база флота», ЗАО «Морской песок». То есть гигантского хозяйства, оцениваемого в десятки, а то и сотни миллионов долларов.

Однако этого не произошло. В колокол забило Минимущества, потребовавшее немедленно остановить дополнительную эмиссию, ряд процессов выиграл при поддержке Межпромбанка холдинг «Новые программы и концепции», который на основании судебных решений отстранил Гуськова от должности, жесткую позицию заняли правоохранительные органы Санкт-Петербурга.

16 ноября состоялось внеочередное собрание акционеров, на котором НПК и государство заняли консолидированную позицию и окончательно вернули себе власть в пароходстве.

На этом история пребывания Андрея Гуськова в Северо-Западном пароходстве благополучно завершилась. Однако, как я уже говорил, задачу стать миллионером для г-на Гуськова никто не отменял, а это значит, что вскоре мы услышим о новых проектах А. Е. Гуськова — человека талантливого.

 
Другие материалы раздела:
Как стать миллионером?
Вплоть до люстр
Ловушка для олигарха
СЗП подорожало после скандала

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru